Урок русского языка в 8 классе. Уточняющие члены предложения
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Пономарева Евгения Александровна

Урок русского языка в 8 классе. Знакомство с новой темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Уточняющие члены предложения35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе

Тема: понятие об уточняющих членах предложения.

Цель: Познакомить учащихся с уточняющими членами предложения, показать их роль в предложении.

Задачи: 1. Отработать умение находить уточняющие члены в предложении.

2. Развитие речи, внимания.

3. Воспитание уважения и доброго отношения к ближнему.

ХОД УРОКА:

  1. Эпиграф:

Самое верное средство завоевать любовь других –

Подарить им свою любовь.

Она должна идти из глубины, то есть из сердца».

Ж. – Ж. Руссо

1) - Как вы понимаете это высказывание?

- Что такое любовь?

Любовь- 1. Чувство самоотверженной и глубокой

Привязанности, сердечного влечения.

2. Склонность, пристрастие к чему-либо.

(С. Ожегов «Толковый словарь»)

- К кому мы испытываем данное чувство?

Подберите эпитеты к слову любовь (Чарующая, мимолетная, незабвенная, слепая, беззаветная)

2) Проверка домашнего задания:

1 вариант: выписать из произведений писателей предложения о любви, содержащие обособленные определения и обстоятельства.

2 вариант: составить предложения о любви, осложненные обособленными определениями и обстоятельствами.

Вывод: Любовь бывает разной, но без этого чувства человек прожить не может.

  1. Еще раз вернемся к эпиграфу, второе предложение осложнено обособленным членом.

-Как вы думаете, с какой целью он используется? ( для уточнения).

-Какое слово уточняет?

Вывод: слово, которое уточняем, называется уточняемым, а то, которое уточняем – уточняющим.

Уточняющие члены предложения

Уточняют                              конкретизируют       ограничивают объем понятия

  1. Каким членом предложения является наш уточняющий член предложения? (обстоятельством места)
  2. Для того, чтобы узнать, какими еще членами предложения могут быть уточняющие, обратимся к тексту:

Такое прекрасное чувство.

Людей, никогда не любивших, нельзя назвать сформировавшейся личностью. Человек нуждается в любви с рождения, даже с зарождения жизни. В течение всего жизненного пути мы учимся любить. Иногда любим неуверенно и осторожно, почти по- детски, иногда молниеносно, с бурей эмоций. Л.Н. Толстой писал, что любовь - это желание добра другому. Она не должна быть эгоистичной, жадной, любовь должна быть другой, то есть бескорыстной. Настоящая любовь ценит понимание, искренность, верность, особенно уважение.

Некоторые считают, что без любви на Земле было бы лучше. А как же любовь к матери? Она постоянна, неизменна, то есть вечна. Никакое потрясение, даже горе, не может убить материнскую любовь, перед которой всё человечество преклоняется уже много столетий. Вспомнив образ Святой Девы Марии с младенцем на руках, вы увидите настоящую любовь. Это чувство живет в нас, делает нас добрее. Очень часто, особенно в трудную минуту, мы обращаемся к милой и нежной маме, ищем у нее утешения и одобрения.

Любовь матери, как весна в природе, пробуждает к жизни. Она
вечна, нерушима. Ничто, даже ... , не может заменить нам живой,
переменчивой природы.
Значит, пора спохватиться, по- новому, .        ,

относиться к ней. Ведь мы её частица, хотя и отгородились от неё стенами городов. Мы всё чаше прислушиваемся к далёким сигналам,

особенно.        .., но не слышим их около себя. Они непрерывно звучат у

нас на земле. Очень часто ,         , мы стараемся не слышать

позывные птиц и зверей. А ведь они гоже любят Землю, природу и человечество. Вслушайтесь в голоса живого! Откройте сердце для любви, разве может быть что - то прекраснее?

Задание:

-        Докажите, что это текст.. ( Предложения связаны по смыслу, имеет

заглавие, объединен одной темой).

-        Определите стиль текста (рассуждение),

Тип текста (художественный),

-        Какие языковые средства использованы в тексте* (эпитеты, сравнения).

Работа с I частью:

-        Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются, ( Ответы заносятся в схему).

СХЕМА

УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уточняют


конкретизируют


ограничивают понятия

обстоятельства                   определения  дополнения                  гл. члены

места                                       приложения

времени

образа действия

союзы: то есть,                 слова: особенно, даже,              предлоги: кроме,

или                                           главным образом                           помимо, вместо,

                                                    в частности, например           исключая, наряду с

  1. Самостоятельная работа:

Задание II:

Списать вторую часть текста, найти уточняющие, подчеркнуть как члены предложения.

Задание III:

Списать третью часть текста, вставить уточняющие члены, подчеркнуть как члены предложения.


Слова для справок:  
даже любимая вещь, бережнее, особенно

неизвестным, каждый день.

IV.        Итог и домашнее задание:

- Повторим ещё раз то, что мы узнали об уточняющих членах предложения. Откроем учебник на странице 152 и прочтем правило

ДОМА: I -- вариант: стр.:54 Упр.345

II-вариант: Ответить на вопрос текста, использовав уточняющие  члены предложения.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"

Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Урок русского языка по теме "Уточняющие члены предложения"

Пояснительная записка к уроку русского языка в 8 классе Урок проводился в 8 классе (большинство учащихся со средним уровнем обученности). В классе 25 человек. С данными детьми работаю с 5 класса. По у...