Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"
    план-конспект урока по русскому языку на тему

       Борискина Галина Георгиевна

    Конспект урока русского языка "Зачем нужны уточняющие члены предложения?"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока

    Предмет: Русский язык

    Класс: 11

    Тема урока: Зачем нужны уточняющие члены предложения?

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний

    Цели:

    Деятельностная цель: формирование способности учащегося к новому способу действия определения уточняющих членов предложения, объяснения пунктораммы в предложениях с уточняющими членами

    Образовательная цель: расширение понятийной базы об уточняющих членах предложения

    Коммуникативная: совершенствовать речевую деятельность учащихся.

    Когнитивные задачи:

    - вспомнить и воспроизвести теоретический материал об обстоятельстве

    Аффективные задачи:

    -формировать позитивное отношение к изучению русского языка

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    •    Знать: основные понятия об уточняющих членах предложения, правилах постановки знаков препинания при  уточняющих членах
    •   Уметь: опознавать виды уточняющих членов предложения, отличать их от однородных членов

    Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

    Метапредметные:  Умение ставить и формулировать учебные задачи, осуществлять самоконтроль, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать  речь других, формулировать собственное мнение и позицию,  извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

    Межпредметные связи: Литература

    Ресурсы: 

    презентация, электронный ресурс сайта «Единая образовательная коллекция цифровых образовательных ресурсов», таблицы, электронный ресурс http://english-kind.blogspot.com.es/search/label/ «Обучаем детей  в Интернете», электронный словарь на сайте http://www.gramota.ru.

    Оборудование:

     Операционная система MacBook

    электронная  доска tp://piratepad.net/MtTWSQON2l

    Технологии обучения: технология рефлексивного обучения, технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, технология на основе информационно-коммуникативных средств

    Форма урока: дистанционный урок

     ХОД УРОКА

            Организационный момент

    Урок начинается с поэтического приветствия

    Сегодня, тринадцатого, в  пятницу,

    Урок наш начинается.

    Зимою, в декабре,

    Когда холод на дворе,

    Мы заходим в кабинет

    И включаем Итнтернет.

    Будем тему изучать,

    Пунктограммы объяснять.

     Актуализация знаний. Повторение теоретического материала

    Открыть    файл 1 (таблица: виды обстоятельств)

    Виды обстоятельств

    Вопросы       -          от глагола

    Примеры

    Места

    где? куда? откуда?

    появились вдали
    проводил до станции

    Времени

    когда? с каких пор? до каких пор?

    приехали накануне
    остался до утра

    Повторяем теоретический материал, который сегодня пригодится на уроке

    -На какие вопросы отвечают обстоятельства места, времени

    На электронной доске   PiratePad   записаны 2 предложения

     Задание: прочитать предложения, сравнить

    Далеко,  в лесу,    падает снег

    Далеко падает снег

    -Чем отличаются предложения? Поставь запятые

    -Как называется  слово, кторое конкретизирует, уточняет предыдущее слово? Сформулируй тему урока.

            Формулировка и запись темы урока. Зачем нужны уточняющие члены предложения?

            Постановка учебных задач

    На этот проблемный вопрос ответишь в конце урока. В течение урока готовишься к ответу, находя, определяя в предложении, тексте уточняющие  члены предложения, выделяя их запятыми  

            Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

    Анализ предложений, алгоритм рассуждения

    Записать предложение из доски в тетрадь.

    1определить обстоятельство по вопросу

    2 задать вопрос от обстоятельства к уточняющему члену предложения

    3 назвать уточнение

    4 поставить запятые

    5 подчеркнуть обстоятельство и уточняющий член предложения.

    6 построить схему

    (Алгоритм действий копируется и отправляется ученику в Скайпе)

    Записать 2 предложение

    Поздно вечером,  часов в одиннадцать,  я вышел в зимний сад.

    Задание: разобрать предложение  по  алгоритму

    Объяснение ученика

    Самопроверка работы  по таблице   файл 2

    Примеры

    Уточняющий член

    Мыслительная операция

        где?  где именно?

    Далеко, /в лесу/,  падает снег

    Обстоятельство места

    Сужение

                   когда?         когда именно?

    Поздно вечером, /часов в одиннадцать/, я вышел в зимний сад.

    Обстоятельство времени

    Сужение

    -Что означает слово сужение?

    Пользуясь таблицей, сделай вывод

    вывод: обстоятельство и уточняющий член предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются обстоятельством        

    Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения   материала. Организация обратной связи

    1  составление кластера     tp://piratepad.net/MtTWSQON2l

    поясняют                                                сужают          уточняют

                            конкретизируют  

                                                       

     уточняющие члены предложения

    Где? Где именно? - обст.     места                Когда? Когда именно? - обст. времени

    Куда? Куда именно? - обст.     Места

            ( вопросы к составлению кластера

    -На какие вопросы отвечают обстоятельства места? Времени?

    -Какова роль уточняющих членов предложения?)

    Кластер дополняем сегодня, на следующих уроках по теме «Уточняющие члены предложения»

    2  Задание: используя кластер, сформулируй правило: что называется уточняющими членами предложения?  


    Уточняющими называются любые члены предложения, сужающие (конкретизирующие) либо поясняющие объем понятия предшествующих слов.


    3 Практикум. Применение знаний и умений в новой ситуации

    Твоя задача: теоретический материал применить на практике

    1 умение находить обстоятельство (предшествующее слово или синтаксический аналог)

    1) Работа по электронному тренажёру  на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f611d94a-1e25-48d4-ab0a-b2051509ef58/%5BRUS8_198%5D_%5BQS_110%5D.html

    Задание: устно объяснить постановку запятых  во 2 предложении, письменно - в 3 предложении (записать в тетрадь)    

    2) Презентация (слайд 10)

    а) Задание: объяснить знаки препинания в 1 предложении

      Лидочка побывала в Испании весной,  в мае, и сейчас, в разгар холодной зимы, с удовольствием вспоминала эту поездку.

    б) Задание: Записать предложения из презентации (слайд 11) на электронную доску PiratePad, расставить знаки препинания.    

    Однажды уже в декабре мы получили письмо. Внизу в горной котловине блестело зимнее озеро. Здесь на тихой окраине дыма почти не было. Самопроверка (слайд 13)

    Однажды, уже в декабре, мы получили письмо. Внизу, в горной котловине, блестело зимнее озеро. Здесь, на тихой окраине, дыма почти не было.  

    Ученик, оценивая себя, ставит оценку

    -Докажи, что это уточняющие члены предложения          

    3) Работа по электронному  тренажёру

     Задание: расставьте знаки препинания в предложении

    1.   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b27e079-82a2-4458-989a-84ab32021d41/%5BRUS8_198%5D_%5BQS_110A%5D.html   

    1 предложение записать в тетрадь, объяснить

    Дополнить кластер:  Уточняющие члены предложения могут конкретизировать местоимения и местоименные наречия этот, тот, такой, там

    4) Работа с текстом по  электронному  тренажёру

      Задание: расставьте знаки препинания в тексте К.Г.  Паустовского

    1.  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0974b71a-9190-4bab-ae24-4509b82614e7/%5BRUS8_190%5D_%5BIM_041%5D.swf

    Вывод: (обособление-уточнение выделяется  интонационно и на письме)  

    -Какую роль в тексте выполняет уточнение?

    (Используя уточнение, автор показывает красоту поздней осенней ночи, когда только начинается зима, падает первый снег) (Если бы не было уточнения, мы не почувствовали такой красоты)

    Первый снег, белый снег — символ чистоты, умиротворения, покоя. Белый снег вызывает чувства восхищения природой. В этом ты убедишься, послушав песню «Падает снег» на французском языке. Слушая песню, глядя на иллюстрации, составь небольшой текст с уточнениями на эту же тему «Падает снег». Текст записать в Скайп.

    Музыкальная пауза песня

     «ПАДАЕТ    СНЕГ   Сальваторе Адамо

    http://www.youtube.com/v/hB7RHsDA1CQ?

    5) И творческая работа. Сочинение-миниатюра «Падает снег»

    Проверка творческой работы.

    Итог урока

    -По каким вопросам определяем уточняющие члены предложения?

    -Зачем нужны уточняющие члены предложения?

    Дома продолжишь работать по этой теме

    6) Д.З.:  повторить правило, работа по электронному тренажёру - анимация на  сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» Игра «Будь внимателен»

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1f151b1f-f8f7-4d8a-923f-5c2994211479/%5BRUS8_198%5D_%5BMA_107%5D.swf

    Рефлексия учебной деятельности

     Желаю зимой, в декабре,

    Счастья, успехов тебе

    Хорошего насторения

    В субботу и воскресение!

    Самоанализ урока

    Предмет: Русский язык   Класс: 11

    Тема урока: Зачем нужны уточняющие члены предложения?

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний

    Характеристика ученика: учебные  способности на среднем уровне

            Цели урока (Деятельностная, образовательная, коммуникативная) и задачи (когнитивные, аффективные), планируемые результаты: предметные, личностные, метапредметные соответствовали теме урока. На уроке соблюдались принципы научности, доступности, последовательности, креативности.Применялись методы обучения: словесный, наглядный, продуктивный, репродуктивный, метод исследования

            При актуализации знаний, изучении нового материала использовался деятельностный подход, для активизации мыслительной и самостоятельной деятельности применялся метод исследования, создавалась проблемная ситуация с постановкой проблемного вопроса. Результат: учащийся выделил главное, выявил причинно-следственные связи, показал логичность изложения, (например: учащийся сравнил предложения, сделал вывод, сформулировал тему урока, проанализировал предложения по алгоритму рассуждения, составил кластер, сформулировал и рассказал правило). Развивались умения анализировать, систематизировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать, На данном этапе урока применялись средства обучения:таблица(виды обстоятельств) при повторении теоретического материала, таблица с примерами для самопроверки, электронная доска. Формы обучения: самостоятельная, творческая, словарная, исследовательская.

            При закреплении темы урока использовались средства связи: электронные тренажёры (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»), презентация, аудиозапись и видеозапись. Результат: предложения, текст по электронному тренажёру выполнены с одной ошибкой. Упражнение по презентации — без ошибок. Ученик находил уточнение, доказывал, объяснял, анализировал, рассуждал, объяснял знаки препинания. Развивалась устная и письменная речь, формировались умения анализировать, делать выводы, обобщать, развивалось логическое мышление. При работе над творческим заданием разивалось творческое, эстетическое мышление, образное воображение. Результат: создание текста на тему «Падает снег» с уточняющими членами предложения. Формы обучения: самостоятельная (самопроверка, самооценка), творческая, исследовательская, словарная. Итог урока подвёл учащийся, ответив правильно на проблемные вопросы. Домашнее задание правильно дозированное, творческое упражнение по тренажёру-анимации. На уроке прослеживалась единая лексическая тема «Зима. Снег». Поэтому и многие задания подбирались соответственно лексической теме урока. Этапы урока имели свою логическую завершённость, подводился итог, вывод. Композиция урока кольцевая: в начале и в конце урока звучит стихотворение для эмоционального восприятия. Осуществлялась межпредметная связь с литературой.

            Использовались разные приёмы: логико-психологические (психологическая пауза, похвала, вопросно-ответный ход рассуждения..) Методы, приёмы, ресурсы (презентация, электронный ресурс сайта «Единая образовательная коллекция цифровых образовательных ресурсов», таблицы, электронный ресурс http://english-kind.blogspot.com.es/search/label/ «Обучаем детей  в Интернете», электронный словарь на сайте http://www.gramota.ru. )соответствовали целям, задачам, теме, планируемым результатам. Плотность урока высокая. На уроке взаимодействовало несколько технологий: технология рефлексивного обучения,  личностно-ориентированного обучения и воспитания, технология на основе информационно-коммуникативных средств.

            Вывод: цели урока и планируемые результаты достигнуты: ученик научился опознавать виды уточняющих членов предложения места и времени,  употреблять их в речи, научился ставить и объяснять знаки препинания.  Рефлексия учебная, эмоциональная. Оценка за урок «4», за проверочную работу «5».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по теме: "Обособление уточняющих членов предложения"

    урок русского языка по теме: "Обособление уточняющих членов предложения" (2ч)...

    УРОК-ЗАЧЁТ. ОБОСОБЛЕННЫЕ И УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 КЛАСС)

    Помещаемый материал можно использовать на уроке обобщения и систематизации знаний по теме...

    Урок на тему "Обособление уточняющих членов предложения" в 8 классе

    Урок изучения нового материала. Представлены разные виды работы: коллективная, самостоятельная, групповая. Используются разноуровневые задания....

    Открытый урок по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"

    Урок закрепления и получения новых знаний научит восьмиклассников конструировать и составлять предложения с уточняющими членами предложения....