Открытый урок по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Кузнецова Елена Валерьевна

Урок закрепления и получения новых знаний научит восьмиклассников конструировать и составлять предложения с уточняющими членами предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

«Обособленные уточняющие члены предложения».

Составила: Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

 

Класс: 8 

Цели урока:

    1. Закрепить полученные знания об уточняющих членах предложения.

    2. Развивать умение постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения.

    3. Научить конструировать предложение с уточняющими членами предложения.

Ход урока

1. Фронтальный опрос.

- Для чего служат уточняющие члены?
- Какие члены чаще всего обособляются как уточняющие?
- Как обособляются уточняющие члены?

2. Объяснение нового материала.

Знаки препинания при уточняющих членах

Обстоятельства времени могут быть выражены местоименными словами: тогда, потом, теперь. В этом случае идущее далее обстоятельство времени обособляется, так как конкретизирует время действия.

– Тогда, в детстве, даже мороженое казалось слаще.

-  На другой день, 15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.

Обстоятельства места также могут быть выражены очень неопределённо: там, оттуда, везде. Стоящие после них обстоятельства места будут уточняющими.
Часто уточняющим обстоятельством места будет точное название местности
по отношению к более широкому району.

Я жил тогда в Испании, в Барселоне.
-
Они каждое лето отдыхают в Европе, в Австрии.

3. Закрепление.

1) Ассоциативная схема.

2) Найти обособленные уточняющие члены предложения, выделить их пунктуационно.

  • (Где?) Внизу (а именно?), у подножия сосен, уже темно и глухо.
  • В углу, у окна за кроватью, кое-как свалены были всевозможные инструменты.
  • Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме, горело врассыпную несколько ярко-красных огней.
  • Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна.
  • В степи, на равнине открытой, курган одинокий стоит.
  • Где-то близко, за последним холмом, слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки.
  • Впереди, насколько хватило глаз, виднелись льды и впаянные в них айсберги.

3) Расставьте знаки препинания.

1.Однажды уже в сентябре мы получили письмо.

2.Внизу в горной котловине было озеро.

3.Инфинитив или неопределённая форма глагола помогает определить спряжение.

4.Здесь на тихой окраине у неширокой реки дыма почти не было.

5. Кольчатый тюлень или нерпа водится в наших северных морях.

4) Составьте предложения, используя данные слова в качестве уточняющих обстоятельств и приложений:

  • Во время каникул
  • У самой воды
  • После уроков
  • То есть наука о растениях
  • Даже больные
  • Особенно стихотворения Пушкина
  • Или гиппопотам
  • Особенно на берегу Чёрного моря

5) Выборочный диктант

 Задание: I вариант – выписать предложения с уточняющими членами предложения, II вариант – без уточнений.

  • 1. В деревне рано утром начинают петь петухи.
  • 2. В доме, в комнате отца, находилась большая библиотека.
  • 3. Вечером, часов в шесть, зазвенел телефон.
  • 4. На даче, в домике, у них хранился весь инвентарь.
  • 5. В школе вечером состоится родительское собрание.
  • 6. Из дому выносили мебель: стол, стулья, диван.

6) Конструирование предложений.

1.Многие водород газы   например   воздуха   легче

2. Внизу тумане шумел в закурившемся  глухо лес

7) Конструирование предложений с обособленными уточняющими обстоятельствами

Задания:

1. В предложения ввести уточняющие члены, дополненные предложения записать, правильно расставить знаки препинания.

  • Вечером зашел разговор о рыбной ловле.
  • Справа находилась небольшая березовая рощица.
  • Высокие и толстые деревья окружали нас со всех сторон.

2. В предложения ввести обороты со значением включения, исключения. Правильно расставить знаки препинания.

  • Все деревья уже покрылись зелеными листочками.
  • Все учащиеся дружно работали в классе.

8) Работа с текстом.

    Бывает, идешь летом по дороге, а ветерок обгоняет по пути, шелестит травой, слегка покачивает придорожные кустики и вдруг, словно споткнувшись о невидимое препятствие, закрутится впереди, зашуршит листьями, поднимет столбом пыль, а потом все пропадет, словно ничего и не было. Это — мелкое завихрение воздуха, мимолетное и безобидное.

    Но иногда все происходит совсем иначе. Из темных грозовых туч вдруг опускается к земной поверхности или к морю серо-голубой или темный рукав, похожий на гигантский хобот слона. А ему навстречу устремляется вихрь, поднимающий мусор и пыль или брызги воды. И вот вихри встречаются, соединившись, они закручиваются в единый огромный столб, расширяющийся на концах, в виде раструба и сужающийся в середине до нескольких десятков метров в диаметре. Это — смерчи, сильные атмосферные вихри, грозное явление природы.

   Спиралевидные воздушные вихри, с большой скоростью вращающиеся вокруг вертикальной оси, действуют как насосы, втягивающие внутрь себя все, что попадается на пути, — бревна, камни, деревья, людей, животных. Их увлекает в глубину воздушной спирали, потому что в ней устанавливается очень низкое атмосферное давление. Потом, когда подъемная сила ослабеет, все подхваченное смерчем падает вниз, на землю или в море.

    Действия смерча иногда подобны взрыву. При его приближении давление так быстро падает, что стены домов, которых он касается, лопаются, разлетаются на куски. Так же «взрываются» капитанские рубки на судах, баки, пустотелые сосуды. Тот, кто наблюдал за смерчем, не раз видел «взрывающиеся» дома и разные сооружения, причем все действительно походило на настоящий взрыв.

    Слово смерч русское и происходит от слова сумрак, что связано с мрачной, грозовой обстановкой, сопутствующей этому явлению.

245 слов                                      А.         Муранов

  1. Прочитайте текст.
  2. Опишите смерч как разрушительное атмосферное явление, используя для этого глаголы со значением усиленного, интенсивного действия, причастия и деепричастия.

9) Вставьте пропущенные запятые и найдите обособленные члены.

         Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинает Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

       Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступают место хлебам уходящим в бесконечную даль.

Проверь себя.

          Здесь, среди болот, поросших богатой растительностью и глухих лесов, изгибаясь, пробирается тоненький ручеёк. Так начинает Волга, самая большая река в Европе, свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр, она набирает силу и разливается могуче, величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

          Человек, путешествующий по Волге, не перестаёт удивляться красоте её берегов, разнообразных, живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса, наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег, гористый, круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу, где-то после Саратова, заросли уступают место хлебам, уходящим в бесконечную даль.

Домашнее задание.

§52,  упр.329

(написать об изобретении наших дней).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...

Открытый урок на тему:"Второстепенные члены предложения"

Данный урок-один из уроков,проводимых при изучении темы "Члены предложения" в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов....

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

laquo;Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения»....

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения". 5 класс. ФГОС

Содержание материала:-карта урока-презентация-рефлексия-лист самооценки-инструктивная карта-самоанализ урока...

Открытый урок по теме "Второстепенные члены предложения"

Обощающий урок "Зимние зарисовки" на тему "Второстепенные члены предложения" с использованием на уроке сингапурских технологий...