«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Андросова Мария Юрьевна

«Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения».

Цели по содержанию:

1. Воспитательная.

Формирование доброго, уважительного отношения друг к другу, любви к ближнему, ко всем людям, к жизни.

Формировать умение работать в коллективе.

2. Образовательная.

Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении.

Научить находить уточняющие члены предложения

Научить выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно ставить знаки препинания.

Отрабатывать умение употреблять уточняющие члены предложения в устной речи.

3. Развивающая.

Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Стимулировать и развивать мыслительные процессы

Развивать память, внимание, быстроту реакции.

Развивать диалогическую и монологическую речь

Планируемые результаты:

предметные: знать определение уточняющих членов предложения, их отличие от других обособленных членов предложения, уметь использовать уточняющие члены в устной и письменной речи, выделять их интонационно при чтении;

метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала, уметь самостоятельно вести поиск, извлекать информацию из различных источников, способность к еёсохранению, преобразованию и передаче;

личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования, осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический ; коллективная, парная и индивидуальная.

Ход урока:

Цели:

-организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по теме «Обособленные члены предложения», закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

-способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

-воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.

Прогнозируемые результаты:

-учащиеся знают изученные пунктуационные правила обособления; находят в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания; обосновывают выбор знаков препинания и расставляют их в предложениях в соответствии с изученными правилами; владеют соответствующими пунктуационными нормами русского литературного языка.

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Оборудование:

дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы), презентация, уебник

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся.

Работа с эпиграфом. Целеполагание.

- Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»? (Знаки препинания позволяют более точно выражать свои мысли, добавляют эмоциональный окрас предложениям. В современном компьютеризированном мире, к сожалению, выражают эмоции очень часто смайлами. Кстати, смайлики в своём большинстве состаят из знаков препинания. Но есть тексты, где использование смайликов не приветствуется. Именно в таких материалах и приходят на помощь знаки препинания.)

Приветствуют учителя.

Работают с высказыванием Чехова, определяя его смысл.

Записывают тему урока, формулируют цель и задачи.

Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает консультанта.

Этап актуализации опорных знаний

Мозговой штурм.

Проверка знаний теоретического материала (фронтальный опрос)

-Какие темы мы изучали на прошлых уроках?

-Когда обособляются определения и приложения на письме? (Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если: относятся к личному местоимению; стоят после определяемого слова; стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения)

-Обособляются ли при одиночном употреблении слова стоя, лёжа, сидя, молча, нехотя, шутя и другие? Давайте составим предложения с этими словами.

  - Обособляются ли фразеологизмы спустя рукава, сломя голову, не солоно хлебавши и другие. Приведите примеры, пожалуйста.

-А когда обособляются обстоятельства? (Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это: одиночные деепричастия и деепричастные обороты; обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.)

Работа в группах.

Каждая группа выбирает 3 вопроса, обсуждает в течение 1-2 минут, дает ответы (вопросы разбираются согласно их нумерации)

Операционно-деятельный этап

2. Постановка проблемного вопроса

 3.Формулирование темы и задач учащимися

4. Постановка темы урока

5. Актуализация знаний

4.Формулирование темы и задач учащимися

5. Открытие нового знания

6. Чтение теоретического материала.

7. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

- На доске карточки со словами. Найдите информацию, содержащую новую, неизвестную вам, информацию. (слайд)

 

     – Какой  вид обособления мы будем рассматривать?

       (Обособленные уточняющие члены предложения)

Сформулируйте задачи сегодняшнего урока?

   (Определить условия обособления уточняющих членов предложения;                                                                                                                                                                                   научиться опознавать  уточняющие члены в предложении)

1.Актуализация знаний по домашнему материалу.        

Вам необходимо было найти значение слова «Уточнение»

- Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?

-Рассмотрим значение слова «уточняющие»

Уточнить – сделать точнее.

С. Ожегов.

Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».

Словарь синонимов русского языка.

Уточнение – сужение объема понятия, его ограничение.

Д. Розенталь.

-Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие (уточняемые члены предложения.)

-Итак, вы должны усвоить, что уточняющий член предложения-это члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения и выполняющие одинаковую с ним синтаксическую функцию.

-Уточняться могут все члены предложения, как главные, так и второстепенные.

-А теперь давайте посмотрим, когда же обособляются уточняющие члены предложения!

Составление таблицы « Запятые в предложениях с уточняющими членами предложения.» Таблица вывешена на доске Такая же таблица в рабочих листах учащихся.

-Один ученик у доски а остальные в своих рабочих листах должны соотнести левую и правую часть таблицы. Найти предложения, соответствующие каждому пункту таблицы.

Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов

Уточняющие обстоятельства места

Каждое утро, в восемь часов, я иду на работу.

Уточняющие обстоятельства времени

Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

Уточняющие обстоятельства образа действия

Это был Александр Иванович, или попросту Саша, гость приехавший из Самары.

Уточняющие определения со значением цвета, размера, возраста.

Внизу ничего не было видно, кроме сверкающих огней.

Уточняющие приложения с союзом или (= то есть)

Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи.

Уточняющие дополнения с предлогами (кроме, включая, за исключением и т.д)

Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.

-Знакомимся с правилами обособления в учебнике.

 -Попробуем применить полученные знания на практике.

  Вам необходимо собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания.

Конструирование предложений.

Собрать «рассыпавшиеся» предложения

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

Ответ:

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья

2. Над лугом, в низине, поднялся туман.

 

Используя приведённые ниже сочетания слов, составьте предложения с обособленными уточняющими членами. Укажите их синтаксическую роль.

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 6) Бегемот, или гиппопотам. 7) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 8) Тепло, даже жарко.

-В предложения ввести уточняющие члены (из справочного

материала), дополненные предложения записать, правильно расставить

знаки препинания.

В 1618 году в среднем течении Хопра, …, появился казачий сторожевой

городок.

В начале 18 века городок был перенесен на более высокий берег и стал

развиваться у обрыва, … , как говорили в старину.

В северной части города, … , сохранилась церковь Покровская.

Словосочетания для справок: на правом берегу, или у руба, то есть в

районе озера Подпесочного.

-Решите тесты в формате ОГЭ

Из данного предложения номера тех запятых, которыми выделяются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

Она отнесла меня на кровать,(1) и я долго лежал,(2) слушая ,(3) как они говорят,(4) и думая,(5) как бы мне передать свою необыкновенную тайну.

Ответ: 2, 3, 4, 5

Из данного предложения выпишите номера тех запятых, которыми выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом

И вот однажды,(1) когда мы только что легли, и умолкла сестра,(2) засыпавшая всегда в ту минуту,(3) когда она произносила последнее слово,(4) и наступила эта печальная тишина,(5) а потом завыл в трубе ветер,(6) я услышал,(7) что стучат в окно.

Ответ: 2, 3

Из данного предложения выпишите номера тех запятых, которыми выделяется уточняющий член.

И вот теперь,(1) в церкви,(2) я увидел всю нашу деревню – толпу женщин и стариков,(3) бедно одетых,(4) молчаливых и таких же невеселых,(5) как мы.

(В. Каверин «Два капитана»)

Ответ: 1, 2

6.Самостоятельная работа по карточкам.

Сейчас вы выполните самостоятельные разноуровневые задания. (4)Они находятся на карточках у вас в файле. Выберите то задание, с которым, по вашему мнению, вы справитесь. На эту работу отводится 5 минут.

V Составление советов «Как найти уточняющие члены предложения». (5 мин.)

- Представьте себе, что ваш одноклассник не совсем разобрался с темой сегодняшнего урока. Дайте ему несколько советов «Как найти уточняющие члены предложения». Работайте в парах.

V Составление советов «Как найти уточняющие члены предложения». (5 мин.)

- Представьте себе, что ваш одноклассник не совсем разобрался с темой сегодняшнего урока. Дайте ему несколько советов «Как найти уточняющие члены предложения». Работайте в парах.

VI Проверочная работа (5 мин.)

-Поменяйтесь «Советами…» с соседней партой и, пользуясь ими, выполните проверочную работу. Укажите номера предложений, в которых употреблены уточняющие члены.

Выполняют задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения».

Формулируют проблему, выдвигают аргументы и находят доказательства

Отвечают на вопросы, дают определение понятию

Читают правило в учебнике, сравнивают, сопоставляют.

Записывают текст под диктовку, расставляют знаки препинания, делают графические обозначения.

Самопроверка.

Сверяют со слайдом, комментируют расстановку знаков препинания при фронтальной проверке.

Выписывают предложения с пунктуационными ошибками, делают правку, графически обосновывая наличие или отсутствие знаки препинания

Взаимопроверка.

Оценка: за пять правильных ответов- «5», за четыре- «4» и т. д.

Код проверки: 1, 4, 5, 7, 9

Рефлексивно-оценочный этап

А теперь подведем итог:

-Какие члены предложения называются обособленными?

-Какие члены предложения называются уточняющими? В чём их особенность?

-Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?

-Какое задание на уроке было самым интересным? Что показалось трудным?

             Итак, ребята, сегодня  вы еще раз убедились, как важно изучать синтаксис, орфографию, пунктуацию. Это нелегко, но это в ваших руках! Под таким девизом прошел наш урок.

Рефлексия.

 1. Весь урок у меня было … настроение

 - бодрое             - тревожное

 - светлое            - сонное

 - загадочное      - печальное

 - уютное             - мечтательное

 2. Задания на уроке были:

 -интересными

- необычными

 - скучными

 3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:

 - на высоком уровне

- на необходимом уровне

 - мне ещё надо поработать

- мне нужна помощь

Домашнее задание

Проводят рефлексию собственной деятельности на уроке, отмечая на карточке шаги успеха

        

Советы однокласснику

«Как найти уточняющие члены предложения»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


 

Советы однокласснику

«Как найти уточняющие члены предложения»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0499/00035ff8-e3038efe/640/img8.jpg

http://player.myshared.ru/7/821566/slides/slide_13.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обособленные уточняющие члены предложения

В МОЕЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОСТАВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:     1.Закрепить полученные знания об уточняющих членах предложения.    2.Развивать умение постановки знаков препинания ...

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные уточняющие члены предложения"

в разработке дано  понятие об обособлении уточняющих членов предложения, цель урока: научить их видеть в предложении, расставлять знаки препинания...

Урок-зачет по теме "Обособленные уточняющие члены предложения"

Урок-зачет проводится всегда после изучения определенной темы. Такая форма урока позволяет проверить знания сразу всех учеников как теоретические, так и практические. Предлагаются разные виды заданий....

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...

ОБОСОБЛЕНИЕ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок разработан с использованием элементов адаптивной системы обучения. Учащиеся самостоятельно оценивают результаты каждого вида работы в ходе самопроверки и взаимопроверки. В конце урока из полученн...

Тренажер Знаки препинания при уточняющих членах предложения 8 класс

В каждом задании 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный,нажав на круг с левой стороны....

Презентация "Обособление уточняющих членов предложения. Выделительные знаки препинания"

Обособленные уточняющие члены предложения.  Выделительные знаки препинания.Цель: научиться находить уточняющие члены предложения, научиться ставить знаки препинания при них.-Что такое обособление...