конспект урока по теме " Уточняющие члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок ознакомления с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass.docx33.09 КБ
Файл obosoblennye_utochneniya.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

28 февраля 8 класс

Тема: Обособленные уточняющие члены предложения

Цели:

познакомить с новым видом обособления, уточняющими членами предложения, научить определять и х вид и  находить в предложении.

Задачи:

Образовательные:

  • научить распознавать уточняющие члены предложения;
  • научить выделять уточняющие члены предложения в устной и письменной речи.

Развивающие:

  • обучение целеполаганию и планированию учебной деятельности;
  • совершенствование умения работать со справочной литературой;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • развитие связной речи.

Воспитательные: . формировать гражданскую  позицию.   Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе,

Прогнозируемые результаты:

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

•        Знать определение уточняющих членов предложения, их отличие от других обособленных членов предложения, уметь использовать уточняющие члены в устной и письменной речи, выделять их интонационно при чтении

•        Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

•        Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

•        Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

•        Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

•        Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

•        Основные понятия: обособление, обособленные члены предложения, уточняющие члены предложения.

Тип урока

открытие новых знаний

Технологии

- технологии коллективного сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, игровая

Оборудование

проектор, рабочие листы, презентация по теме урока, карточки, памятки-таблицы по теории

Методы, приемы  и формы обучения

проблемно-поисковый метод, наглядный, тестирование, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности;

приемы: кластер, синтаксическое лото,  работа со словарем.

формы работы:  парная, фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационно-мотивационный этап

1.Приветствие учащихся.  Создание эмоционально-психологического настроя.

На этом уроке очень много гостей, но я попрошу вас не волноваться. Повернитесь, пожалуйста к нашим гостям и улыбнитесь им. Спасибо! Думаю, мы сегодня с вами плодотворно поработаем. Присаживайтесь. Обратите внимание, что сегодня мы будем работать в рабочих листах, где за каждый этап урока вы сами будете себе выставлять оценки. подпишите их, пожалуйста. Запишите число, а на следующей строчке- Классная работа. Обратите внимание, тема урока у меня на доске не записана. Как вы думаете, почему?

+ сами должны будем определить  в течение урока

Приветствуют учителя, желают друг другу хорошего дня.

II. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа:

- Ребята, скажите, какие второстепенные члены предложения вы изучали на последних уроках русского языка?(Обособленные второстепенные члены)

- Назовите обособленные второстепенные члены? (Обособленные определения, приложения и обстоятельства)

Сейчас мы проверим, как вы усвоили изученный материал.

2.Тест  «ДА-НЕТ-ка» (теоретический)

1. Обособление – это выделение интонационно и на письме членов предложения.

2. Обособленными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

3. Согласованные определения обособляются, если стоят после определяемого слова.

4. Согласованные определения со значением уступки и причины никогда не обособляются.

5. Согласованные определения обособляются, если относятся к личному местоимению.

6. Приложения никогда не обособляются.

7. Приложения могут присоединяться союзом КАК.

8. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, всегда обособляются.

9. Обособляются обстоятельства, выраженные устойчивыми словосочетаниями.

10. Не обособляются никогда обстоятельства, выраженные именами существительными с предлогами

Индивидуальная работа

Тест «Установи соответствия»(ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Какой член предложения нужно обособить?

1. Поляны усеянные берёзовым листом были полны солнца.

А) обстоятельство

2. 2. Он страстный любитель охоты целыми неделями не бывал дома.

Б) определение

3. Мать несколько раз обернулась взмахивая платком.

В) не нужно обособлять

4. В тяжёлые военные годы многим приходилось работать засучив рукава.

Г) приложение

Сам работа Проверка –

взаимопроверка.

Оценивание.

10 б. – «5»

9,8 – «4»

7,6 – «3»

5 и менее «2»

Индивидуально Оценивание.

4 б. – «5»

3 б. – «4»

2 б. – «3»

менее 2 б. - «2»

Ш.  Мотивация учебной деятельности учащихся, постановка цели и задач урока

-Хорошо поработали, ребята! Сегодня   мы с вами продолжим знакомство с темами курса 8 класса «Синтаксис и пунктуация».   На доске появляется предложение (слайд)

Совсем скоро в России состоятся выборы президента.

-Вы, конечно знаете об таком предстоящем знаменательном событии для нашей страны?(Да) Почему важно участвовать в выборах?( Выборы президента Российской Федерации – главные выборы страны. Президент занимает уникальное положение в системе органов государственной власти, определяя основные положения внутренней и внешней политики России. Выбирая Президента, граждане России реализуют свое неотъемлемое право на участие в формировании органов власти, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Выборы Президента во многом определяют будущее страны, а также каждого из нас. Личное участие в выборах Президента является одним из ключевых прав каждого гражданина России.

В какой день состоятся выборы, знаете?( 17 марта).)

- Теперь, давайте дополним  данное предложение уточняющими сведениями, вставив их на месте пропуска: Совсем скоро…в России состоятся выборы президента. Окончательный вариант:

Совсем скоро, семнадцатого марта, в России состоятся выборы президента.

- Молодцы! «Совсем скоро»- это неточная информация, согласны? Что нам потребовалось сделать с ней, чтобы неопределенность исчезла? (Уточнить, когда именно.) Что значит уточнить? Это новое для вас понятие. Обратимся к словарям у вас на партах. Что значит уточнить?(Сделать точным)

- Исходя из проделанной работы, попробуйте сформулировать тему урока.

+ уточняющие члены предложения. ( В случае необходимости я помогаю: «Уточняющие члены предложения»).

- Запишите тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы усвоить эту тему?

+ узнать какие члены предложения являются уточняющими;

научиться находить уточняющие члены предложения в предложении и  выделять их при  помощи знаков препинания.

-  Вернемся еще раз к нашему предложению.

- Каким членом предложения является данный уточняющий член предложения? +обстоятельством.

- Какой член предложения он уточняет? +обстоятельство – скоро

- Хорошо! Давайте с вами разграничим понятия: (слайд)

Уточняемый- тот, который требует уточнения.        Уточняющий - тот, который уточняет.

- Какое слово в нашем предложении уточняемое, а какое уточняющее?

- Обратите внимание на знаки препинания в этом предложении, здесь неслучайно слоят две запятые. Почему я их поставила? (Версии).(Слайд)

Проблема! Являются  ли уточняющие члены предложения обособленными или нет?  запишите ее и выделите.  

Решать данную  проблему мы и будем на уроке. Каким образом? Чтобы хорошо знать надо теорию изучать.

Понаблюдаем за примерами обособления уточняющих членов предложения, изучив теоретический материал  в парах, и сделайте кластер ( ПРИЛОЖЕНИЕ 3) взаимопроверка

Отвечают на вопрос  учителя

определяют тему урока, ставят цели

Работают со словарем

Читают теоретический материал , заполняют кластер

парная работа

 IV.

Психологическая  разгрузка

Физминутка

Неслучайно, я выбрала цветной кластер. Он поможет определить ваше настроение в начале урока. Выберите любой цвет на кластере и отметьте его своим именем.

1.Психологическая минутка Неслучайно, я выбрала цветной кластер. Он поможет определить ваше настроение в начале урока. Выберите любой цвет на кластере и отметьте его своим именем.

Характеристика цветов Макса Люшера:

красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

зелёный (светлые оттенки)– активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

жёлтый – приятное, спокойное настроение;

фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность

раз-2- встать пора, 3-4-руки шире, 5-6- тихо сесть, 7-8 –лень отбросим.

Выполняют физминутку.

V. Операционно-деятельный этап первичное закрепление

1)– Списать предложения. Найти уточняющие члены, выделить их схематически и пунктуационно.

• Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо.

•Утром, до восхода солнца, мальчишки убегали на рыбалку.

•Мне всегда была интересна ботаника, то есть наука о растениях.

•На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем.

•Где-то близко,  за последним холмом,  слышится тревожный крик чайки.

2) конструирование предложений Распространите предложения, добавив уточняющие обстоятельства

В Москву мы впервые приехали весной ………….

Бабушка жила от нас недалеко …………..

Вчера ……. нам принесли телеграмму

Утром………. мы пойдем на рыбалку.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

«Синтаксическое лото». (работа  группах с использованием таблицы с теорией)(ПРИЛОЖЕНИЕ 4) !!! После выполнения заданий   обсуждение допущенных ошибок.

Оценивание.

4 б. – «5»

3 б. – «4»

2 б. – «3»

менее 2 б. - «2»

Работа в парах

Работа в группах  

VI итог урока

- Вернёмся к задачам, которые мы назвали в начале урока.

- Как  вы думаете, достигли мы наших целей?

Какова роль обособленных уточняющих членов предложения?

Какую проблему мы поставили на уроке? Являются ли уточняющие члены предложения обособленными? Почему?

Отвечают на вопросы

VII .Рефлексивно-оценочный этап

Поделимся впечатлениями о нашем уроке. - Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Сегодня на уроке мне больше всего понравилось……..

Своей работой на уроке я доволен, потому что…. (не совсем доволен, потому что……. )

Подведение итогов урока. Рефлексия «Дорожка успеха»                        

                                     

Не знаю        

Знаю

Понимаю

Понимаю  и  могу применить          

Могу  научить другого

- Выставление оценок. - Заполните маршрутный лист: Поставьте, пожалуйста, себе оценку, выведя среднеарифметическую по тем, которые выставлены были за каждое задание.  

Оценивают свою работу на уроке, делятся впечатлениями

VIII Домашнее задание

Параграф 35, сравните наши выводы с той информацией, которая есть в учебнике.

Задание по выбору:

1. Упр. 402;

 2. Выписать из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина предложения с уточняющими обстоятельствами.

3. написать 5 предложений о красоте родного края, используя уточняющие члены предложения

По выбору


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать восьмое февраля Классная работа Тема:

Слайд 2

Тест «Да-нет»( теоретический ) Код проверки 1-да, 2- нет, 3- да, 4- нет, 5 - да, 6 - нет, 7 - да, 8 - да, 9 - нет, 10 - да

Слайд 3

Тест «Установи соответствия» Какой член предложения нужно обособить? 1. Поляны усеянные берёзовым листом были полны солнца. А) обстоятельство 2. Он страстный любитель охоты целыми неделями не бывал дома. Б) определение 3. Мать несколько раз обернулась взмахивая платком. В) не нужно обособлять 4. В тяжёлые военные годы многим приходилось работать засучив рукава. Г) приложение Критерии оценивания: 4 б. – « 5» 3 б. – « 4» 2 б. – « 3» менее 2 б. - «2» Код проверки: 1-Б; 2-Г; 3-А; 4- В

Слайд 4

Совсем скоро в России состоятся выборы президента. Совсем скоро ………………..в России состоятся выборы президента. Совсем скоро, семнадцатого марта, в России состоятся выборы президента.

Слайд 5

УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЦЕЛИ: -познакомиться ……………………………. научиться находить …………………………….. и выделять их …………. УТОЧНЯЮЩИМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ) уточняющие члены предложения в предложении при помощи знаков препинания

Слайд 6

Проблема Являются ли уточняющие члены предложения обособленными?

Слайд 7

Словарная работа Уточнить -сделать точным Уточняемый – тот который требует уточнения Уточняющий – тот который уточняет

Слайд 8

Кластер «Цветное настроение» УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд 9

ПРОВЕРИМ СЕБЯ! Обстоятельства места ( где именно?) Не обособляются разные по значению обстоятельства!!! УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Могут быть все члены предложения Обстоятельства времени( когда именно?) Присоединяемые при помощи союзов то есть и или(= то есть) Присоединяемые словами особенно, даже, главным образо м Слова с предлогами кроме, помимо, за исключением, включая, несмотря на и др. Обстоятельства образа действия (каким образом?)

Слайд 10

Закрепим – Списать предложения. Найти обособленные уточняющие члены, выделить их схематически и пунктуационно. Образец: Внизу , у подножия сосен , уже темно и глухо. Утром до восхода солнца мальчишки убегали на рыбалку. Мне всегда была интересна ботаника то есть наука о растениях. Многие газы например водород легче воздуха. На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем. В степи на равнине открытой курган одинокий стоит. Где-то близко за последним холмом слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки.

Слайд 11

Самопроверка – Списать предложения. Найти обособленные уточняющие члены, выделить их схематически и пунктуационно. Образец: Внизу , у подножия сосен , уже темно и глухо. Утром, до восхода солнца, мальчишки убегали на рыбалку. Мне всегда была интересна ботаника, то есть наука о растениях. Многие газы ,например водород, легче воздуха. На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем. В степи, на равнине открытой, курган одинокий стоит. Где-то близко, за последним холмом, слышатся гулкие всплески волн и тревожный крик чайки.

Слайд 12

Конструирование Распространите предложения, добавив уточняющие обстоятельства В Москву мы впервые приехали весной …………. Бабушка жила от нас недалеко ………….. Вчера ……. нам принесли телеграмму Утром …….мы пойдем на рыбалку.

Слайд 13

«Синтаксическое лото» 1 . Вверху над вершинами дубов собирались облака. 2. Утром до восхода солнца мальчишки убегали на рыбалку. 3. Он наивно по-детски вытер глаза. 4. По ночам особенно в грозу поминутно озарялось над садом розово-золотое небо. 5. Морской котик или ушастый тюлень является млекопитающим. 6. На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем. 7. Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 8. Вечером возле реки мы заметили охотника. 9. Мне всегда была интересна ботаника то есть наука о растениях.

Слайд 14

«Синтаксическое лото » проверим № 1 1. Вверху, над вершинами дубов, собирались облака. 2. Утром, до восхода солнца, мальчишки убегали на рыбалку. 3. Он наивно, по-детски, вытер глаза . № 2 5. Морской котик, или ушастый тюлень, является млекопитающим. 9. Мне всегда была интересна ботаника, то есть наука о растениях . № 3 4. По ночам, особенно в грозу, поминутно озарялось над садом розово-золотое небо. 7. Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня. № 4 6. На пристани никого не было, кроме сторожа с фонарем . № 5 8. Вечером возле реки мы заметили охотника.

Слайд 15

Проблема Являются ли уточняющие члены предложения обособленными?

Слайд 16

Рефлексия Сегодня на уроке мне больше всего понравилось…….. Своей работой на уроке я доволен, потому что…. не совсем доволен, потому что……. Не знаю Знаю Понимаю Понимаю и могу применять Могу научить другого

Слайд 17

Домашнее задание. Задание по выбору §35 , сравните наши выводы с той информацией, которая есть в учебнике . Упр . 402 стр. 190 2)творческая работа – 5 предложений с уточняющими членами о красоте родного кра я. 3)Выписать из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина предложения с уточняющими обстоятельствами .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

презентация по теме "уточняющие члены предложения . заключительный урок"

Данная презентация поможет провести обобщительно- повторяющий урок на тему "Уточняющие члены предложения"...

Презентация по теме "Уточняющие члены предложения"

Презентация поможет провести урок по теме "Уточняющие члены предложения"...

Урок русского языка по теме "Уточняющие члены предложения"

Пояснительная записка к уроку русского языка в 8 классе Урок проводился в 8 классе (большинство учащихся со средним уровнем обученности). В классе 25 человек. С данными детьми работаю с 5 класса. По у...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" 8 класс...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"....

Конспект урока на тему:"Однородные члены предложения"

Тема урока: Однородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.Цель урока: 1.Обобщение сведений об однородных членах предложения, опознавание однородных членов предложения; ряды однор...