Урок русского языка по теме "Уточняющие члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Четверикова Ольга Иннокентьевна

Пояснительная записка к уроку русского языка в 8 классе Урок проводился в 8 классе (большинство учащихся со средним уровнем обученности). В классе 25 человек. С данными детьми работаю с 5 класса. По учебнику под ред. Баранова. Изучаемый раздел «Синтаксис простого предложения». Тема урока: Уточняющие члены предложения. Пунктуация при уточняющих членах. Тип урока: Углубление ранее изученного материала ( тренировочный урок с использованием активных форм работы). На уроке решались следующие задачи: 1. Познавательные: . повторение сведений об уточняющих членах предложения; . изучение нового материала на основе опорного конспекта; . анализ предложений с уточняющими членами. 2. Развивающие: . развивать критическое мышление через работу с информационным и художественным текстами; . развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся. 3. Воспитательные: . воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга. Данный урок является вторым в теме «Уточняющие члены предложения». При планировании урока учтены следующие факторы: возраст детей, умение работать с опорным конспектом, дифференцированный подход. На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный. Использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная. Целеполагание, проблемный вопрос помогли при усвоении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации учебной деятельности учащихся. При закреплении нового материала были использованы . карточки с дифференцированным заданием . опорный конспект (ОК создаётся самими учащимися под руководством учителя на этапе изучения нового материала, на тренировочных уроках активно используется, учащиеся чувствуют себя создателями такой работы, ценят тетрадь для опорных конспектов как хороший справочный материал; на ватмане такой опорный конспект вывешивается на доску или используется мультимедийный проектор) . работа с текстом . работа с учебником. Для пробуждения мотивации использовались различные приёмы и методы: практический, словесно-наглядный, демонстрационный. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо. Промежуточный контроль был дан в форме творческих заданий. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки. Применение на уроке раздаточного материала (карточек с разноуровневыми заданиями) позволило сэкономить время на списывание предложений. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися, которые свободно выражали своё мнение, критически и оценивающе относились к своей работе. В конце урока был подведён итог работы над темой, проведена рефлексия. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач урока. Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx172.62 КБ

Предварительный просмотр:

                   Пояснительная записка к уроку русского языка в 8 классе

Урок проводился в 8 классе (большинство учащихся со средним уровнем обученности). В классе 25 человек. С данными детьми работаю с 5 класса. По учебнику  под ред. Баранова. Изучаемый раздел «Синтаксис простого предложения».

Тема урока: Уточняющие члены предложения. Пунктуация при уточняющих членах.

Тип урока: Углубление ранее изученного материала ( тренировочный урок  с использованием активных форм работы).

На уроке решались следующие задачи:

  1.       Познавательные:

. повторение сведений об уточняющих членах предложения;

. изучение нового материала на основе опорного конспекта;

. анализ предложений с уточняющими членами.

  1.     Развивающие:

. развивать критическое мышление через работу с информационным и художественным текстами;

. развивать словарный запас, орфографическую и пунктуационную  зоркость, устную и письменную речь учащихся.

  1.   Воспитательные:

. воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга.

Данный урок является вторым в теме «Уточняющие члены предложения». При планировании урока учтены следующие факторы: возраст детей, умение работать с опорным конспектом, дифференцированный подход.

На уроке применялись такие методы обучения:   словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно-иллюстративный.

Использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Целеполагание, проблемный вопрос помогли при усвоении нового материала. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации учебной деятельности учащихся.

При закреплении нового материала были использованы  

.  карточки с дифференцированным  заданием

.  опорный конспект (ОК создаётся самими учащимися под руководством учителя на этапе изучения нового материала, на тренировочных уроках активно используется, учащиеся чувствуют себя создателями такой работы, ценят тетрадь для опорных конспектов как хороший справочный материал; на ватмане такой опорный конспект вывешивается на доску или используется мультимедийный проектор)

.  работа с текстом

.  работа с учебником.

Для пробуждения мотивации использовались различные приёмы и методы: практический, словесно-наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо.

Промежуточный контроль был дан в форме творческих заданий. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы.

За урок учащиеся получили положительные оценки. Применение на уроке  раздаточного материала (карточек с разноуровневыми заданиями) позволило сэкономить время на списывание предложений.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися, которые свободно выражали своё мнение, критически и оценивающе относились к своей работе.

В конце урока был подведён итог работы над темой, проведена рефлексия.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач урока.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

                                   План урока.

Тема: Уточняющие члены предложения. Пунктуация при уточняющих членах.

Цели:

. обучение умению узнавать в тексте уточняющие члены предложения, расстановки знаков препинания при уточняющих членах, закрепление теоретических знаний по теме;

. развитие творческого воображения, творческих способностей при употреблении в речи синтаксических конструкций с уточняющими членами;

. воспитание наблюдательности, бережного отношения к языку.

Наглядность:

  1. Таблица опорного конспекта.
  2. Подборка текстов.
  3. Стенд (критерии комментария устного ответа).
  4. Раздаточный материал (карточки с разноуровневыми заданиями).

                                 Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. (упр.№129)

- Какие случаи обособления уточняющих членов встретились в упражнении? Перечислите.

- Взаимопроверка (оценивание работ учащимися).

2. – По данной на доске модели-схеме устно составить предложение. Прокомментировать схему.

(учащиеся составляют предложение с уточняющим обстоятельством времени).

3.  Работа с опорным конспектом «в парах» (учащиеся рассказывают друг другу теорию).

  - Озвучивание опорного конспекта – связный рассказ в научном стиле (один ученик у доски)

 - Класс слушает критически и оценивающе.

 - Комментарий устного ответа. Дополнения. Ответы учащихся.

  (Критерии рецензирования устного ответа на стенде:

  1. Полнота знаний по теме.
  2. Речевое оформление ответа.
  3. Качество приводимых примеров. )

4.  Целеполагание.

- Теория нового материала изучена, далее следует серия тренировочных уроков по закреплению изученного. Какую цель урока мы сегодня выявили? (Версии учащихся редактирует учитель и зачитывается цель). Записывается тема урока в тетради.

5.  Работа с текстом. (Текст написан на доске).

 - Чтение про себя. – Чего не хватает? (Пропущены орфограммы, знаки препинания).

- Списывая, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы графически. (1-2 ученика у доски, остальные в тетрадях).

-Какие орфограммы и пунктограммы повторили? (Вывод).

 -К какому стилю речи относится текст? Доказать.

 -Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов? (Коллективные ответы-рассуждения учащихся).

В…сной _ в середине апреля _  дыш…тся  ле…ко.  В л…су _ под д…ревьями _ ещё л…жит сне… . А на южных склонах _ на проталинах _ появляется первая тра…ка.  Всё пахнет весной. Каждая травинка _ источающая горьковатый ар…мат _ раду…тся солнцу. Б…рюзовое небо отражается в серебряном  зерк…ле  р…ки _ освободившейся ото льда.

 -Приём клиширования текста. Используя в качестве уточняемых и уточняющих членов следующие сочетания слов, продолжить , распространить предложение, расставить знаки препинания.

Примерные клише:

Впереди, почти у самого горизонта, … .

На берегу,   …   , распушилась верба.

  1. Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания по карточкам). --Возможна работа «в парах». Тетради в конце урока сдаются с целью промежуточного контроля.

                                    Карточки

                                        «5»

(Творческий уровень).

На небе ярко сверкают звёзды льющие с вышины своё голубое мерцание. Облака налетая на луну превращают её сияние в светлый туман. Всё дремлет. Воздух тёплый пахучий даже не колышется. Над лугом в низине поднимается туман. Поражённые красотой ночи спят берёзы одетые в ночной туман.

Задания:

  1. Озаглавьте текст. Определите стиль текста, докажите свой выбор.
  2. Перепишите, расставляя знаки препинания, графически объясните.
  3. Составьте план ответа по теме «Уточняющие члены предложения».
  4. Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членах в тексте.

                                       

                                        «4»

             (Продвинутый уровень).

             В лесу в оврагах блестят ложбины налитые весенней водой. В воде                              мелкой прозрачной отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба. Река освободившаяся ото льда величаво несёт свои воды. Скворцы прилетевшие в марте поселяются в новых скворечниках шумно поправляют гнёзда растрёпанные зимними вьюгами. Лучше всего наблюдать за ними рано утром до восхода солнца.

Задания:

  1. Перепишите, расставьте знаки препинания, графически объясните.
  2. Составьте и запишите предложения, используя в качестве уточняющих обстоятельств  следующие сочетания слов: в глухом лесу, недалеко от старого болота,  в десять часов утра.

                                                       

                                                      «3»

(Обязательный уровень).

  1. На опушке под еловой лапой мы нашли большой гриб.
  2. Зимой даже в сильные морозы он продолжал купаться.
  3. Никто кроме сорок не наблюдал за ним.
  4. За исключением двух заболевших на субботник вышел весь класс.
  5. В лесу под деревьями ещё лежал снег.
  6. На левом берегу реки у парома чернели подводы.
  7. Зимой особенно в феврале здесь дуют свирепые ветры.
  8. Гроза началась вечером часу в десятом.
  9. Над лесом в низине поднялся туман.
  10.  Издали с востока шёл скорый поезд.
  11.  Бабушка очень любила грибы особенно грузди.

Задания:

  1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
  2. Обозначьте уточняющие члены предложения.

  1. Итоги урока.

Возврат к цели урока.

-Выполнили цель?

-Что отработали?

-Ваши личные открытия?

-Понравился урок?

-Оценки.

8. Домашнее задание. – Упр.№334.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....