интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Шевковская Наталья Валерьевна

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 класс

Вставка текста в графическом редакторе Paint

Второстепенные члены предложения.

Образовательные цели

по русскому языку

- проверить  знания учащихся по второстепенным членам предложения;

- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать учебный материал по второстепенным членам предложения;

- проверить умение графически  выделять  все члены предложения;

- проверить умение определять однородные члены предложения и составлять схемы предложений с однородными членами.

 

по информатике:

- сформировать умение работать с инструментом «надпись»;

- повторить и закрепить  навыки умения работать с инструментами «линия» , «кривая», «прямоугольник», «ластик»;

 -формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом учебном предмете для реализации учебных целей и саморазвития.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русский язык 5 класс60.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Интегрированный урок. Русский язык/Интформатика, 5 класс

«Второстепенные члены предложения.

Вставка текста в графическом редакторе Paint.»

Учителя : Шевковская Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №712 , Лунева Надежда Сергеевна, учитель информатики ГБОУ СОШ №712,

 

Образовательные цели

по русскому языку

- проверить  знания учащихся по второстепенным членам предложения;

- развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать учебный материал по второстепенным членам предложения;

- проверить умение графически  выделять  все члены предложения;

- проверить умение определять однородные члены предложения и составлять схемы предложений с однородными членами.

по информатике:

- сформировать умение работать с инструментом «надпись»;

- повторить и закрепить  навыки умения работать с инструментами «линия» , «кривая», «прямоугольник», «ластик»;

 -формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом учебном предмете для реализации учебных целей и саморазвития.     

Развивающие цели:

-развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, создавать  обобщающие схемы;

-формировать и развивать коммуникативные, информационные и учебно-познавательные компетенции;

-устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесса;

-развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;

Воспитательные цели:

-воспитывать творческие способности учащихся, внимание на уроке;

-воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе;

-развивать познавательный интерес к процессу обучения, точность, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Метапредметные результаты:

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;  способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате обучения и чтения

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, грамматических особенностей и использованных языковых средств;

-использование средств информационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Тип урока: формирование новых знаний, применение знаний на практике, контроль знаний.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование и наглядность: урок проводится в компьютерном кабинете, карточки, проектор, электронная доска, интернет ресурс, ПК, графический редактор Paint, карточки-задания.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка
  5. Фронтальный опрос.
  6. Практическая работа за компьютером.
  7. Подведение итогов урока.

1.Организационный момент. Приветствие.

(УИ – учитель информатики, УР – учитель русского языка, Уч - ученики)

УР: Сегодня у нас не совсем обычный урок: мы  соединим, казалось бы, несоединимые учебные предметы: русский язык и информатику. Не секрет, что без информационных технологий сегодня невозможно представить нашу жизнь. Они помогают нам упростить и облегчить многие процессы. Сегодня с помощью компьютера мы проверим ваши знания по теме «Второстепенные члены предложения», которой мы посвятили последние несколько уроков. Но для этого, как сказала мне учитель информатики, вам нужно освоить еще несколько  специальных операций на компьютере.

2.Актуализация знаний.

УИ: В какой программе мы работали на прошлом уроке?

Уч: Paint.

УИ: Какую работу мы выполняли в этом графическом редакторе?

Уч: Учились составлять объекты из простых элементов.

УИ: А какие простые элементы в этой программе вы узнали?

Уч: Линия, кривая, эллипс, прямоугольник…

УР: Для каких обозначений при синтаксическом разборе предложения вам пригодятся эти умения?

Уч:  Подчеркивания.

УР: Повторим, как подчеркиваются, какими линиями разные  члены предложения?

 Уч: Одной, двумя, волнистой, черточки, точка-тире.

УР: Молодцы, ребята, вы уже много знаете по разделу «Синтаксис» русского языка. А сможете ли составить схему на компьютере, в которой бы уместились  все ваши знания по второстепенным членам предложения?

УИ: Для этого ребятам нужно научиться  вставлять текст в графическом редакторе.

3.Изучение нового материала.

Мы с вами узнаем о дополнительных возможностях графического редактора. Сегодня я покажу, как работать с текстом в графическом редакторе Paint.

Учитель демонстрирует на электронной доске через проектор вставку текста, используя интернет ресурс: работа с текстом в Paint (N 125763) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36bc7043-d31c-4aa8-9869-02cf787b2c64/9_37.swf.

Ввод текста в рисунок возможен только в обычном режиме. Для перехода в обычный режим выберите в меню Вид команду Масштаб, а затем — команду Обычный.

  1. В наборе инструментов выберите Надпись .
  2. Для создания рамки надписи перетащите указатель, при нажатой левой кнопке мыши, по диагонали до нужного размера.
  3. На панели форматирования выберите имя, размер и начертание шрифта. Если панель инструментов для работы с текстом не отображается, выберите в меню Вид команду Панель атрибутов текста. Эту панель можно перетащить в любое место окна.

  1. Введите нужный текст. Поле надписи также допускает вставку текста (но не рисунков) из буфера обмена.
  2. В качестве цвета текста используется основной текст.
  • Чтобы сделать фон надписи прозрачным, щелкните значок

.

  • Чтобы сделать фон непрозрачным и выбрать цвет фона, щелкните значок

.

  • Примечания
  • Текст в рамку можно ввести только один раз. По щелчку за пределами рамки текст преобразовывается в изображение и не может быть изменен.
  • Чтобы изменить цвет текста, выберите нужный цвет на палитре.
  • Чтобы отменить три последних изменения, выберите в меню Правка команду Отменить для каждого изменения.

4.Физкультминутка.

УР: Ребята,  я вижу вы немножко устали, нам нужна физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

 Руки в стороны развел,

 Ключик видно не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

5.Фронтальный опрос.

Учителя, показывая карточки, задают вопросы:

УИ: Назовите  инструмент. (линия, кисточка, кривая, эллипс, ластик)

УР: Какой член предложения мы таким способом показываем?

(подлежащие, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение)

6.Практическая работа за компьютером.

Задание 1

Составь схему  по теме «Второстепенные члены предложения», используя  «стрелки» и «прямоугольники», указанные ниже слова, вопросы и словосочетания по следующему алгоритму:

Второстепенные члены предложения

-Второстепенные члены предложения

-Дополнение

-Определение

-Обстоятельство

-Где?

-Куда?

-Откуда?

-Как?

-Почему?

-Зачем?

-Обозначает место, время, способ действия

-Обозначает признак предмета

-Какой?

-Чей?

-Выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах

-Выражаются прилагательными

-Кого? Чего?

-Кому? чему?

-Кого? Что?

-Кем? чем?

-О ком? О чем?

-Обозначает предмет

-Выражается именем существительным или местоимением в косвенном падеж

Задание 2

Ввести предложения в графическом редакторе Paint и подчеркнуть все члены предложения.

Запахло кругом влажной свежестью.

Земля радостно и глубоко вздохнула.

И вот уже раскрываются нежные кулачки почек.

Указания к работе:

- Открыть графический редактор Paint.

- Создать рамку для надписи нужного размера для первого предложения.

- Ввести текст первого предложения в рамке.

- Определить члены предложения.

- При помощи инструментов «прямой линии», «кривой», «ластика», «кисточки» подчеркнуть все члены предложения.

- По аналогии выполнить задание до конца.

Задание 3

В графическом редакторе Paint к заданным предложениям с однородными членами нарисовать схему этих предложений в прямоугольниках.

Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.

Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.

За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.

Указания к работе:

- Открыть графический редактор Paint.

- Создать небольшой прямоугольник.

- Скопировать его необходимое количество раз (чтобы соответствовало количеству членов предложения в одном предложении).

- Залить светлым цветом прямоугольники.

- При помощи инструментов «прямой линии», «кривой», «ластика», «кисточки» изобразить в прямоугольниках все члены предложения.

- По необходимости вставить при помощи инструмента «надпись» необходимые знаки препинания.

- По аналогии выполнить задание до конца.

7.Подведение итогов урока.

УИ: Чему научились? Где могут пригодится эти умения?

Пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет переводчиком, журналистом дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. И сегодняшний урок вам,  надеемся, дал много полезного, для дальнейшей реализации ваших способностей. Мы убедились с вами, что на уроках информатики можно не только играть  и познавать много полезного из компьютерного мира, но учиться применять эти знания и в других  учебных дисциплинах.

УР объявляет оценки за урок.

УИ объявляет оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Синтаксис. Члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс....

Технологическая карта урока русского языка "Второстепенные члены предложения" для 5 класса.

В архиве технологическая карта урока  по теме "Второстепенные члены предложения" по учебнику А. Д. Шмелёва, аудиозапись упражнения из аудиоприложения к уроку, презентация к уроку. Нет электронной...

Урок русского языка "Однородные члены предложения", 5 класс

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения" в 5 классе...