Урок русского языка "Однородные члены предложения", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока «Однородные члены предложения» в 5 классе

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся - познавательная

Деятельность  обучающихся - коммуникативная

Деятельность  обучающихся - регулятивная

1.Организационный момент

Активизация учащихся

-Добрый день, ребята!  

-Послушайте  загадку  и  отгадайте,  о  чем  идет  речь.

Пушистая  вата
Плывет  куда – то.
Чем  вата  ниже,
Тем  дождик  ближе.
(Облако)

- Предлагаю вам сегодня знакомство с таким знакомым вам словом – «облако».  С начала хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь  мысленно «увидеть» это место как можно более точно.(Оно вам пригодится в течение урока) Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... 10-15 секунд

Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше  место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало... Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе...

Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте  бодрые, свежие и внимательные.                – 2 мин

Готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Самоопределение

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.  Определение темы урока и целеполагание.

повторение 

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Начнём урок с орфографической и синтаксической разминки. Запишите предложение, объясните орфограммы и сделайте синтаксический разбор: Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.(у доски)

- О чём мы говорили на прошлых уроках?

- Что изучает синтаксис?

-Чем отличается предложение от словосочетания?

-Какие виды предложений вы знаете?    - 5 мин

-Теперь ещё раз обратимся к предложению. Давайте уточним, какие это листочки, и заменим одно слово «разноцветные» двумя или тремя словами. (красные и жёлтые)

Бесшумно трепетали на осинке красные и жёлтые листочки.

- Какие слова добавили в предложения?

- Как называются такие члены предложения?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Какова тема сегодняшнего урока?

- Эта тема вам уже знакома, вы в начальных классах говорили об этом. Что вы уже знаете об однородных членах предложения?

- А в чём заключается цель урока? При ответе используйте опорные слова:

Узнать…

Уметь…

Научиться находить…

-Как вы думаете, что мы должны для этого делать?

- Сегодня, ребята, вы получите за урок несколько оценок.    Будьте внимательны, первая оценка у вас будет за тестовые задания, а вторая – за творческую работу, которую я проверю к следующему уроку.

- Вы готовы узнать побольше об однородных членах предложения?                     -3 мин

Анализ объектов с целью выделения признаков

Планирование учебного сотрудничества  

 

Целеполагание

3.Усвоение новых знаний.

Познакомить  со знаками препинания при однородных членах, научить составлять графические схемы однородных членов, познакомить с термином «осложнённое предложение»

-Тогда в путь, ребята. Давайте обратимся к самому главному нашему помощнику – учебнику. Откройте страницу 91, прочитайте предложения, рассмотрите схемы. Что вы сможете рассказать об однородных членах предложения ?

- Теперь сделаем вывод: Какая информация для вас оказалась новой?   -   3мин

- А сейчас поработаем над предложениями. Работу мы организуем в группах. Перед вами карточки с заданиями. Выполните их и сделайте вывод по предложениям. Выступит один из вас, кого вы выберете капитаном.

-Итак, задание для 1 группы:

Расставьте знаки препинания (если это необходимо), составьте графическую схему однородных членов предложения:

1.Листья осины могут быть багряными алыми лимонными коричневыми чёрными серыми белыми

2.Ветер бросал горсти листьев на стол на кровать на пол на книги.

3. Бледно-серое небо светлело холодело синело.

 Для 2 группы:

1.На ручей рябой и пёстрый за листиком летит листок.

2.Я люблю сказки про птиц или животных.

3. Ветер пригнал запах моря и  сладкий запах цветущих деревьев.

 Для 3 группы:

1.     Мы купались весь день но почти не загорали.

2.  Дружба крепка не лестью а правдой.    

 3. Этот спуск короткий но крутой.

       - 5 мин

- Кто выступит и сделает выводы по заданиям? А чтобы мы запомнили  новую тему, сразу составим кластер в своих шпаргалочках.

 Составление кластера. Однородные члены:

1.Отвечают на 1 и тот же вопрос

2.Относятся к 1 и тому же слову

3.Являются 1 и тем же членом предложения

Графические схемы:

  1.  0,0,0
  2. 0 и 0;  0 или 0
  3. 0, а 0; 0,но 0.            – 4 мин

- Молодцы, ребята, вы справились с этой задачей.

Умение осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая необходимую информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника

Умение слушать и отвечать на вопросы, делать соответствующие выводы

Самокорреция

4. Физминутка

        - Предлагаю вам немножко отдохнуть.                                      -1 мин

Саморегуляция

5.Закрепление новой темы.

Закрепить пройденное

  А сейчас посмотрим,    как  вы  умеете  использовать  в  своей  речи  однородные  члены  предложения.
-  Представьте,  что  вы  облако.

 Кстати, вы умеете правильно писать это слово? (на доске)

- Скажите, пожалуйста, что общего может быть между словами НАВОЛОЧКА,  ПРОВОЛОКА И ОБЛАКО?

- Оказывается, они этимологически родственные слова и все происходят от глагола ВОЛОКУ.   Облако (оболоко) – то, что обвалакивает.

 Проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла.

 Наволочку наволакивают на подушку.  (на слайде)

- Так вот, давайте попробуем витать в облаках (слайд). Что это значит? (мечтать)  Представьте себе, что вы облако.  Попробуйте описать,  что  вы  чувствуете,  видите. Объём -  З – 4 предложения. Условие:  в  предложениях     употреблять   однородные  члены.
(звучит  музыка,  показ  слайдов ,  учащиеся  пишут) 

                                                                                 – 5 мин

Чтение учащимися своих работ (2-3 ученика) – 3 мин

(воспитательный момент – беседа о красоте родного края)

- Какой вывод можно сделать? Для чего нужно использовать однородные члены в предложениях?

 

- Предлагаю вам следующую работу –тесты. Внимательно прочитайте задания и отметьте правильный вариант ответа:

1 Укажите правильную формулировку. Однородные члены отвечают…

А. на разные вопросы

В. на один и тот же вопрос

С. на какие хотят

2. Укажите правильную формулировку. Однородные члены …

А. относятся к одному и тому же члену предложения

В. читаются без перечислительной интонации

С. относятся к разным членам предложения

3. Найдите предложение с однородными членами

  1. Хохот и песни слышались повсюду.
  2. На весенней лужайке расцвели колокольчики.
  3. Мы любим свою Родину.

4. Укажите, в каких предложениях есть однородные члены:

А. Няня надевает Марине сапоги.

В. Девочка капризничает, шалит, болтает ногами.

С. Прогулка отменяется.

5. Найдите предложение с однородными подлежащими:

  1. Ослепительное солнце заглянуло в окно.
  2. В лесу живут разные звери.
  3. В лесу весело поют соловьи и кукушки.

6. Найдите предложение с однородными сказуемыми

  1. Звезда горит и светит в темноте
  2. Травка зеленеет , солнышко блестит
  3. Над озером стоял туман

7. В предложении (По морям плавают пассажирские и грузовые суда.) однородными членами являются:

  1. подлежащее
  2. определение
  3. сказуемое

8. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

  1. Захотел медведь меду, и полез на дерево.
  2. Травка зеленеет , и солнышко блестит.
  3. Мы любим зимой кататься на лыжах.     - 5 мин

- Каждый проверяет свои ответы и ставит себе оценки. Если у вас нет ни одной ошибки, ставите «5», если допущено 1-2 ошибки, то «4», а если 3-4 ошибки – «3». (  на слайде)

- Давайте посмотрим на тех, кто очень хорошо усвоил сегодняшнюю тему и не допустил ни одной ошибки. Встаньте, пожалуйста. Молодцы!            - 1 мин

Умение  выполнять учебно-познавательные действия

 Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Самоконтроль, самооценка

6. Обобщение пройденного

Развить связную речь учащихся, выяснить, насколько поняли пройденную тему учащиеся

- А сейчас, ребята, обратимся к целям, которые ставили в начале урока. (слайд с целями урока)

-Какие  из них достигнуты?  Предлагаю сыграть в игру «Оратор» и проявить своё ораторское мастерство. Кто такой оратор?

(на слайде – Оратор – тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи)

Ваша задача – убедить своего соседа за 1 минуту в необходимости изучения данной темы: «Однородные члены предложения»                           - 1мин

Итог.

- Поднимите руки те, кого смогли убедить.

Попросим лучших ораторов  убедить всех нас в том, что мы должны хорошо запомнить сегодняшнюю тему. – 2 мин  (2 выступления)

Умение осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая необходимую информацию

Умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе

Коррекция

7.Рефлексия

 закрепление и коррекция способов действия

 - Итак, ребята, давайте обобщим весь урок и признаемся друг другу, поняли вы тему или нет. Поднимите, пожалуйста, свои грустные смайлики те, кто ничего не понял на уроке.

- А есть ли среди нас такие, которые не всё поняли?

- А кому все было понятно? Спасибо.

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- А над чем ещё надо поработать?  -  2 мин

Умение устанавливать причинно-следственные связи,  делать обобщения, выводы

Умение выражать свои мысли, своё отношение к уроку

Самооценка

8.Домашнее задание.

- Чтобы ещё раз закрепить пройденное, предлагаю вам домашнее задание на выбор (на слайде):

1.Упражнение 200.

2. Составить 5 предложений с однородными членами

3. Составить связный текст, используя однородные члены предложения, на тему

(комментарий домашнего задания)

 Оценивание работы учащихся.    

- Оценки за тестовые задания поставьте в дневник, а за творческую работу я поставлю оценку на следующем уроке  – 3 мин

Умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа

Умение задавать вопросы

Умение адекватно оценивать свои возможности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Урок русского языка в 8б классе по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым". (обобщающий урок)

Обобщающий урок с применением сингапурской методики по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым."Цель урока: закрепить представление об односоставных предложениях с глав...