Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx23.71 КБ
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx21.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    В 5 КЛАССЕ

    ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ  ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»

    Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

    Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами

    Задачи:

    • вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать, преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм)
    • находить однородные члены по их опознавательным признакам;
    • договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности сверстников;
    • анализировать и сравнивать понятия, группировать их  и выделять основания группировки

    Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска, доска, оценочные листы

    Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

    Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

    • групповая;
    • парная
    • индивидуальная, каждый ученик получает  задание (творческое списывание);

    Методы обучения на уроке:

    • изучающие и продуктивное чтение
    • проблемный и побуждающий диалог
    • творческое списывание

    План урока

    1. Орг. момент (приветствие, сбор тетрадей) – 1 минута
    2. Проверка домашнего задания (выборочно) – 3-4 минуты
    3.  Словарная работа (тренировочный диктант) – 5 минут
    4. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока – до 5 минут
    5. Открытие новых знаний – 10 минут
    6. Динамическая пауза – 3-4 минут
    7. Актуализация знаний и углубление изученного – 10 минут
    8. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений - 5 минут
    9. Рефлексия урока – 5 минут
    10. Домашнее задание – 5 минут

    ХОД УРОКА

     I.  Создание эмоционально - положительного отношения к уроку и своей работе. Орг.момент.

     - Здравствуйте, ребята. Наш урок такой же, как и ранее проводимые уроки. Вы пришли на урок с различными настроениями: у кого-то оно хорошее, у кого-то не очень.  Давайте повернемся в начале друг к другу (сидящие за партой), а потом ко мне лицом и улыбнемся друг другу. И начнем нашу работу.

    II Проверка домашнего задания.

    1. Фронтальная беседа.

    - Каким было Ваше домашнее задание? (Ответы детей). У вас возникли трудности при его выполнении? (Ответы детей). Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Устная выборочная  проверка дом. зад.)

    III Словарная работа (тренировочный диктант).

    - Ребята, предлагаю вам  потренировать свои знания и умения в написании небольшого словарного диктанта. (Работа с интерактивной доской). Обратите внимание на доску, где вам предложены следующие слова:

    Баян, гитара, пианино, состязание, атлет, дистанция, стадион, университет, экзамен

    Запишите их к себе в тетради, ставив пропущенные буквы и выделив орфограммы. (Записывают словарные слова в тетради)

    - А теперь давайте проведем проверку. С помощью стилуса на доске вставьте пропущенные буквы. (Один ученик вставляет)

    - Где мы с вами можем проверить правильность написания словарных слов? (Ответы детей). Предлагаю это сделать прямо с помощью нашей интерактивной доски, где уже специально приготовлен такой словарь. (Идет проверка написания слов).

    - У вас на столах лежат оценивания своих возможностей и способностей. Оцените свою словарную работу. (Дети себя оценивают)

    IV Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.

    - Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? (Ответы детей). 

    -Давайте попробуем из этих слов составить предложение. (Они составляют предложение)

    «Книга учит нас доброте, честности, справедливости.»

    - Докажите мне, что это предложение. (Ответы детей)

    -Обратите внимание, что в левом нижнем углу нашей доски есть книга, где хранятся несколько необходимых в предложении вещей. Что это за вещи? (Знаки препинания)

    У вас есть возможность правильно их расставить (Расставляют знаки препинания).

    - Пользуясь уже ранее добытой информацией, что вы можете сказать об особенностях этого предложения? (Это предложение с однородными членами).

     Верно, давайте их назовем. И скажем, каким членом предложения они являются (Ответы детей).

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем с вами сегодняшнем уроке? Какова будет его главная проблема?

    (Об однородных членах. Что такое однородные члены предложения? Знаки препинания в предложениях с однородными членами)

    V Открытие новых знаний.

    Ребята, посмотрите, пожалуйста, еще раз на наше предложение. Давайте посмотрим, к какому слову относятся наши  однородные члены? (Ответы) (Работа с ИАД) Какой вопрос мы им задаем? Одинаковый этот вопрос для всех однородных членов? (Ответы) Каким членом предложения они являются? Какая связь между ними? (Ответы)

    - Скажите, что мы сейчас только что выделили? (Опознавательные признаки однородных членов). Перечислите их еще раз, пожалуйста. (Ответы).

    - Предлагаю вам сравнить сделанные выводы с утверждениями в вашем учебнике. Откройте стр.___ и прочитайте информацию об однородных членах предложения. (Читают) Ваши выводы совпали с утверждениями учебника? Что нового вам встретилось в этом правиле? (Понятие «смысловые отрезки», схемы построения предложений с однородными членами).

    - Вернемся к нашему предложению о книге и выполним задание: постройте, пожалуйста,  схему этого предложения, чтобы в ней было видно, что это предложение с однородными членами.

    - А теперь работа в парах: взаимно проверьте себя. Контрольную проверку проведем с помощью доски.  (ИАД, шторка убирается, появляется схема предложения).

    Оцените свою работу (Дети себя оценивают)

    VI Динамическая пауза

    «Угадай-ка»

    - Друзья, вы устали? Давайте немного отдохнем и поиграем в интересную игру «Угадай-ка». Встаньте, пожалуйста, и послушайте задание нашей динамической паузы.

    Я читаю вам фразы, вы должны будете угадать, что  они собой представляют. Если встретиться вам словосочетание – нужно 1 раз присесть, если несвязанные слова – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка.

    Утром с ребятами; ветер доносил; отправились на рыбалку; солнце уже; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашептались и зашевелились; порывы ветра; лиловая туча; хлынул дождь

    VII Актуализация знаний и углубление изученного

     - Ребята, а сейчас давайте поработаем с упражнениями 253 и 254 в режиме изучающего и продуктивного чтения, вычитывая полезную информацию, предполагая содержание текста. Работать будем по группам, по отделениям. Пересядьте и повернитесь, пожалуйста, друг к другу, чтобы вам удобно было работать в образовавшихся группах.

    (Работа с упражнениями 253, 254,255)

    VIII. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений

    - Для применения своих знаний выполним упражнение 256 (257), с заданием «творческое списывание». Выполняем это упражнение с комментированием и составлением алгоритма нахождения смысловых отрезков.

    (Выполняется упражнение)

    IX Рефлексия урока

    - Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-»

    1. Однородные члены – это смысловые отрезки.
    2. Между однородными членами всегда ставится запятая.
    3. Однородные члены соединены сочинительной связью
    4. Без однородных членов не существует предложения.

    - Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок?

    - Оцените свою работу на уроке по алгоритму самооценки и сдайте свои оценочные листы.

    X.  Домашнее задание.

    - Сегодняшнее домашнее задание будет двух уровней:

    • Минимальный уровень, необходимый для всех обучающихся – упр. 258, уметь рассказать об однородных членах используя памятки, которые я для вас приготовила.
    • Максимальный уровень, повышенный уровень – упр. 257, придумать и составить предложения по предложенным схемам

    - На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учитель: Еджошвили Наталья Николаевна

    Дата: 18 ноября 2013

    Класс: 5 «А» класс

    УМК: учебник русского языка для 5 класса, автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В.

    Тема урока: «Роль знаков препинания в письменной речи. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами», 6-ой урок в теме «Слово в предложении»

    Тип урока: обобщения, систематизации и углубления изученного

    Вид урока: проблемный и побуждающий диалог.

    Цель урока: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами

    Задачи:

    • вычитывать все виды текстовой информации, пользоваться изучающим чтением, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию из разных источников (текста, схемы, ключевых слов), перерабатывать, преобразовывать информацию (текст в схему, алгоритм)
    • находить однородные члены по их опознавательным признакам;
    • договариваться и приходить к  общему решению в совместной деятельности сверстников;
    • анализировать и сравнивать понятия, группировать их  и выделять основания группировки

    Оборудование и программное обеспечение: интерактивная доска, доска, оценочные листы

    Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.

    Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:

    • групповая;
    • парная
    • индивидуальная, каждый ученик получает  задание (творческое списывание);

    Методы обучения на уроке:

    • изучающие и продуктивное чтение
    • проблемный и побуждающий диалог
    • творческое списывание

    План урока

    1. Орг. момент (приветствие, сбор тетрадей) – 1 минута
    2. Проверка домашнего задания (выборочно) – 3-4 минуты
    3.  Словарная работа (тренировочный диктант) – 5 минут
    4. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока – до 5 минут
    5. Открытие новых знаний – 10 минут
    6. Динамическая пауза – 3-4 минут
    7. Актуализация знаний и углубление изученного – 10 минут
    8. Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений - 5 минут
    9. Итоги урока – 5 минут
    10. Домашнее задание – 5 минут

    Основные этапы организации учебной деятельности

    Время,

    мин.

    Цель этапа

    Содержание педагогического взаимодействия

    Деятель-ность учителя

    Деятельность обучающихся

    Познава-тельная

    коммуникативная

    регулятив

    ная

    Организационный момент

    1-2

    Создание позитивного настроя на урок

    Приглашение передать улыбку друг другу

    Невербальное общение, создание обстановки доброжелательности

    Проверка домашнего задания

    3-4

    Выявление трудностей при выполнении орфографического задания

    Проводит фронтальный опрос и выборочно устно просит выполнить задания

    Анализируют собственную работу

    Тренировочный словарный диктант

    5

    Закрепление орфографического навыка в написании словарных слов

    Предлагает записать словарные слова, затем проверить правильность с помощью ИАД

    Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания для группировки

    ощение в группах с целью передачи и получения новой информации

    Закрепление полученных знаний

    Введение в тему урока с постановкой основного вопроса

    5

    Через побуждающий диалог сформулировать тему урока и основную проблему, опираясь на полученные ранее знания

    Работа с ИАД. Просит составить предложения, доказать, что это предложение. Найти однородные члены, задать к ним вопросы и определить, каким членом предложения они являются

    Умение коллективно общаться, выполняя задания индивидуально

    Высказывать предположения на основе наблюдений,

    Формулировать тему урока

    Самостоятельно ставить цель деятельности

    Открытие новых знаний

    10

    Выявить основные признаки нахождения однородных членов и ввести понятие «однородные члены – смысловые отрезки»

    Работа с ИАД. Просит выявить признаки однородных членов, сравнить полученные выводы с информацией в учебнике, найти новые понятия. Построить схему предложения с однородными членами

    Адекватно понимать содержание текста, опираясь на технологию продуктивного чтения. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

    Искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию

    Актуализация и углубление изученного

    10

    С помощью изучающего и продуктивного чтения уметь находить и вычленять новую информацию по теме урока

    Предлагает устно по группам поработать над упражнениями 253, 254, 255 и найти в них новую информацию, связанную с темой урока

    Развитие умений читательской деятельности (антиципация, нахождение главного, смысловое и структурное деление текста, сжатие текста, формулирование выводов)

    Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. Слушать и слышать других. Быть готовым корректировать свою точку зрения

    Применение знаний, развитие учебно-языковых, пунктуационных и речевых умений

    5

    Развивать умение находить смысловые отрезки – однородные члены с опорой на их опознавательные признаки, устно и графически объяснять постановку знаков постановку знаков препинания

    Предлагает выполнить упр. 256 с комментированием у доски, обращая внимание   на наличие творческого подхода при списывании

    Составлять алгоритм действия, адекватно понимать содержание прочитанного
    (прослушанного) текста, выделять главную мысль

    Развитие творческих способностей при выполнении орфографических заданий

    Рефлексия

    5

    Подведение итога урока

    Задает итоговые вопросы, просит сдать оценочные листы. Дает возможность каждому ученику высказаться об оценках за проведенный урок, выставление отметок за работу на уроке

    Умение саморегуля-ции и развитие навыков самооценки

    Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Адекватное восприятие оценок других учащихся

    Домашнее задание (инструктаж)

    5

    Дать инструктаж по выполнению домашней работы

    Пояснение задания, его различных уровней


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока русского языка в 11 классе по подготовке к ЕГЭ по теме "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП"

    Данный конспект урока поможет учащимся повторить тему " Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП" и подготовиться к ЕГЭ....

    Конспект урока русского языка в 11 классе.Тема: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

    Данный урок - закрепление ранее полученных знаний. Цели урока: формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении; формирование навыков выполнения задания А24. Урок с пр...

    конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

    интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

    Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

    Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "

    Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....

    Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

    Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...