Урок русского языка "Синтаксис. Члены предложения" (5 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

 

Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_evstefeeva_e.n.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Евстефеева Екатерина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ  СОШ №3   г. Балаково

Саратовской области

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения»

Метапредметная тема: Определение и понятие

Цели урока:

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличия между согласованными и несогласованными определениями.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

УМК под редакцией В.В. Бабайцевой

На данном уроке дети должны:

  • научиться различать главные и второстепенные члены предложения;
  • отработать навыки работы с тестами.

Оборудование: презентация учителя, диск КМ-Школа. Русский язык. 5 класс, карточки самооценки/взаимооценки

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • определить содержательные рамки урока

Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи

«Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...»

Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец?

(Ответы детей.)

А вот слова старца:

«Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики?

Во-первых, сама жизнь.

Во-вторых, не спешите.

В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения.

В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято.

В-пятых, не жалейте сил и энергии.

И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни».

Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему?

Мы примем во внимание все советы  мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока.

Организует фронтальный опрос в игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.

Игра «Крестики-нолики»

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения, называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3.Обстоятельство - это главный член предложения.

4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слушают притчу, анализируют ее содержание

Учащиеся работают в тетрадях, заполняют таблицу, осуществляют взаимопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

0

0

0

+

0

+

+

0

+

0

9 – 10 правильных ответов – «5»

   7 – 8 правильных ответов – «4»

   5 – 6 правильных ответов – «3»

   менее 5 – ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!!!!

Личностные УУД:

  • самоопределение

Регулятивные УУД:

  • целеполагание
  • контроль
  • коррекция
  • оценка

Коммуникативные УУД:

  • определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Упражнения на стадии вызова

  1. Правильно ли подчеркнуты  члены предложения?

Ребята купались и загорали.

Какое предложение по составу?

Какое по цели высказывания?

Какое по эмоциональной окраске?

Есть ли в нем второстепенные члены?

  1. Организовывает работу в парах.

- Что вы знаете о второстепенных членах? Составьте кластер

Учащиеся аргументировано соглашаются или опровергают утверждение.

Составляют кластер «Что мы знаем о второстепенных членах предложения?» и записывают его в тетрадь

Личностные УУД:

  • смыслообразование

Регулятивные УУД:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения

Познавательные  УУД:

  • логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений;
  • сформулировать тему урока;
  • обозначить логическую необходимость изучения этой темы

Упражнения на стадии осмысления содержания

  1. Ребята,  познакомьтесь с параграфом 18.   На  полях  поставьте  значки:

 «V» - уже знал,

«+» - новое,
«-» - думал иначе,

«?» - не понял, есть вопросы

-Какая информация для вас была новой?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

  1. Организовывает работу с интерактивным упражнением из КМ-Школы

Изучают материал учебника, на полях  ставят значки: «V» - уже знал, «+» - новое,
«-» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы

Учащиеся формулируют цели урока: 1. Узнать признаки, по которым можно различить второстепенные члены предложения

 2. Научиться находить второстепенные члены  в тексте

Работа с интерактивным упражнение КМ-ШКОЛЫ

Личностные УУД:

  • Выдвижение гипотез, их доказательство

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание
  • Планирование
  • Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение познавательной цели;
  • поиск и выделение информации;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка

Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия;
  • создать алгоритм определения согласованных и несогласованных определений знаково и в речи

- Ребята, давайте запишем текст, который перенесет нас в дом Кашириных, где протекало детство М.Горького. русского писателя, описавшего праздники, светлые стороны семейной жизни в повести «Детство».

Неутомимый Цыганок пошел в  присядку кругом бабушки.

Вдруг плясавшую бабушку сорвало с места и закружило вихрем.

- Можно ли назвать эти предложения распространенными?

- Можно ли доказать, что в предложениях есть второстепенные члены, поясняющие подлежащее и сказуемое? С чего нужно начинать синтаксический разбор?

Выпишем грамматическую основу и увидим, как «обрастает» она поясняющими словами, которые мы и называем второстепенными членами.

 - Что мы показали разбором? Какие второстепенные члены бывают?.

- организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определения второстепенных членов предложения.

Работают в группах.

1 группа работает с 1 предложением, 2 группа – со 2-ым.

Озвучивают пошагово свои действия по способу  определения главных и второстепенных членов предложения и оформляют алгоритм на доске:

Личностные УУД:

  • смыслообразование

Регулятивные УУД:

  • прогнозирование
  • контроль

Познавательные УУД:

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • поиск и выделение информации;
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Цель:

  • проговорить новый способ действия во внешней речи;
  • установить состоятельность этого способа

Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, контроль  за выполнением задания

Выполняем упражнение 248  по установленному образцу (эталону) с проговариванием во внешней речи

- Обратимся к упражнению 250. В каких случаях вам трудно было установить второстепенный член предложения?

- А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:

Какие предложения ярче, интереснее, информативнее – нераспространенные или распространенные?

Работа с текстом упражнения 252 (по цепочке). Приведите примеры использования в данном тексте второстепенных членов и определите их роль в тексте.

Выполняют упражнение из учебника, проговаривая способ действия

Учащиеся отмечают, что второстепенные члены предложения играют важную роль в тексте, делают его ярче, выразительнее.

Приводят примеры использования в данном тексте второстепенных членов,  определяют их роль в тексте, аргументируют свой ответ

Личностные УУД:

  • смыслообразование

Регулятивные УУД:

  • контроль
  • коррекция
  • оценка

Познавательные УУД:

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить свое умение применять изученный способ;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся.

Верно ли утверждение:

1) Подлежащее – главный член предложения

2) Дополнение отвечает на вопросы какой? какая?
3) Обстоятельство – главный член предложения.

4) В предложении Я совершенно утратил способность писать. способность – это дополнение.
5) Это была
обыкновенная кукла с широко раскрытыми голубыми глазами, с несколько разведенными руками, с льняными локонами. Выделенное слово является определением.

Работают самостоятельно, самооценивание по критериям:

  • 5 - «5»
  • 4 - «4»
  • 3  - «3»
  • Менее «3» - изучи еще раз внимательно параграф 17, 18

Личностные УУД:

  • самоопределение

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
  • коррекция
  • оценка

Рефлексия деятельности

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания
  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание
  1. Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Главные и второстепенные члены предложения» или «Мои впечатления от урока»
  2. Фронтальная беседа
  • Чему был посвящен наш урок?
  • Какие затруднения вы испытали?
  • Что помогло вам их преодолеть?

- Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

– Я рекомендую вам выбрать то д\з, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:

  1. Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения, но у вас остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 254
  2. Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения, но не уверен, что самостоятельно сможет различать главные и второстепенные члены предложения, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и составьте кластер «Способы определения второстепенных членов предложения»;
  3. Кто научился различать главные и второстепенные члены предложения и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!”  и выпишите из учебника литературы 5 предложений, в которых встретятся распространенные и нераспространенные предложения.

Составление синквейна в группах, выбор домашнего задания

Личностные УУД:

  • смыслообразование
  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Регулятивные УУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
  • коррекция
  • оценка

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

  • доказательство



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Односоставные предложения.Главные члены односоставного предложения."

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты...

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Урок русского языка. Члены предложения

Отработка умений определять главные члены предложения...

Урок русского языка в 8б классе по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым". (обобщающий урок)

Обобщающий урок с применением сингапурской методики по теме "Односоставные предложения с главным членом – сказуемым."Цель урока: закрепить представление об односоставных предложениях с глав...