Урок русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект урока русского языка в 8 классе "Знаки препинания в сложном предложении" из раздела "Повторение изученного в 5-7 классах". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx19.87 КБ
Файл 3.pptx665.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8 классе №3.

Тема: Знаки препинания в сложном предложении.

Цели: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них»; актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»; исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный   анализ; развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений; развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

Группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант)

Группа с высоким уровнем обученности (2-ой вариант)

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Лингвистическая  разминка.

А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом.

Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.

Ответы:  всякий, прошлое, будущее, взрослых  

Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

Проверка выполненного задания:

Самопроверка:  

 Ответы:

1) 3;    2)  1;   3)  2;    4)  4

3. С какими предложениями  вы работали, выполняя лингвистическую разминку?

(Ответы: с простыми предложениями, СПП)

Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»

4.      Актуализация знаний.

Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?  

В чём основное отличие ССП, СПП и БСП?   Свой  ответ аргументируйте.

5.      Практическая работа.

Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

                         ССП – …,                            СПП – …,                            БСП - …

1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.

2. В то время,  как она выходила из гостей, послышался звонок.

3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.

4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.

7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.

8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

Проверка выполненного задания:  

Ответы:

ССП  -  1, 5, 6

СПП  -  2, 3, 7

БСП  -  4, 8

6.Самостоятельная работа.  (Предложения распечатаны на карточках)

Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.

  Карточка 1.                                   I вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.

«4»

Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.

«5»

Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.

   Карточка 1                                                 II  вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.

«4»

      Растение живет и размножается под землей так что  если вы увидите стайку  ландышей

      в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

  «5»

   Тот  который писал и к которому обратился Борис  досадливо обернулся и сказал ему  что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную  коли ему нужно видеть его.                      

7.      Актуализация знаний. (Продолжение)

Задание: Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно,  и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания  (Знаки препинания    расставлены)

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

 

Желаешь себе добра – не делай  зла другому.

Я взглянул  в окно  -  на безоблачном небе разгорались звезды.

Поговоришь с добрым человеком,  солнечный луч озарит твою душу

Лида проговорила громко и отчетливо: «Надо жить по совести».

Даже в номере гостиницы следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе, рама окон была вдавлена внутрь, за ней  наискось торчала водосточная труба.

Лица у грузчиков были потные, ноги худые,  на руках синие жилы.

Тем летом я впервые не ездила в командировку -  управление разрешило мне остаться в Москве.

Борис поднес  резец к металлу –  брызнули во все стороны раскаленные искры.

Земля круглая,  на ней не скроешь тайны.

Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт.

Судьба изобретателя  - это судьба его изобретений.

Слабо шурша, падали шишки,  вздыхая, шумел лес.

 Вопросы классу: Какие предложения вызвали наибольшую трудность?

8. Итог урока:

Какие цели  мы  поставили в начале урока?  Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?  

Домашнее задание: упр. №16.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении

Слайд 2

1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги. 2. В то время как она выходила из гостей, послышался звонок. 3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот. 4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

Слайд 3

5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. 6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь, и тихо шептались молодые листья на дереве. 7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью. 8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

Слайд 4

Проверь! ССП - 1, 5, 6 СПП - 2, 3, 7 БСП - 4, 8

Слайд 5

Работа с упражнением №17 Задание: Спишите, подчеркивая грамматические основы и расставляя пропущенные выделительные запятые. Пронумеруйте простые предложения в составе сложного.

Слайд 6

Там где река Нерль впадает в Клязьму с тысяча сто шестьдесят пятого года возвышается этот белокаменный храм.

Слайд 7

Внимательно прочитай предложение. Определи, о чем в нем говорится(сколько в предложении мыслей): -Возвышается белокаменный храм; -Река Нерль впадает в Клязьму. Найди основы предложений: Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. Образец:

Слайд 8

Не забывай о том, что подчинительные союзы и союзные слова свидетельствуют о наличии придаточного предложения. Там где река Нерль впадает в Клязьму с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.

Слайд 9

Определи границы простых предложений в составе сложного, пронумеруй их. [ Там ( где река Нерль впадает в Клязьму ) с 1165 года возвышается этот белокаменный храм. ] 1 1 2

Слайд 10

Расставь выделительные запятые. Там, где река Нерль впадает в Клязьму, с 1165 года возвышается этот белокаменный храм.

Слайд 11

И во время весеннего раз- лива когда вода подступала к самым стенам церкви одиноко высился ослепительно свер- кающий белизной легкий одноглавый храм.

Слайд 12

[ И во время весеннего разлива, (когда вода подступала к самым стенам церкви), одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм ] . 1 1 2 Проверь себя:

Слайд 13

Этот удивительно гармоничный белокаменный храм который сливается с окружающим пейзажем называют поэмой запечатленной в камне.

Слайд 14

[ Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, ( который сливается с окружающим пейзажем ) , называют поэмой, запечатленной в камне. ] 1 1 2 Проверь себя:

Слайд 15

Предание рассказывает что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.

Слайд 16

[ Предание рассказывает ] ,(что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава ) . Обрати внимание: 1 2 Запятая в этом предложении отделяет простые предложения в составе сложного!

Слайд 17

Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей.

Слайд 18

Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли – это воплощенная победа духа над материей. Проверь себя: Тире в данном предложении – знак разделения между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже.

Слайд 19

Зодчие чтобы преодолеть тяжесть камня удачно выбрали пропорции формы и детали.

Слайд 20

[ Зодчие,(чтобы преодолеть тяжесть камня), удачно выбрали пропорции, формы и детали ] . Проверь себя: 1 1 2

Слайд 21

Практически невозможно заметить что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания.

Слайд 22

[ Практически невозможно заметить ] , (что стены церкви слегка наклонены внутрь), и [ этот еле заметный зрителю наклон увеличивает высоту здания ] . Проверь себя: 1 2 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"

На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии....

урок русского языка по теме "Простое и сложное предложение"

Цели и задачи данной презентации помогут учителю русского языка повторить ранее пройденный материал по синтаксису, изучить новый материал и отработать его при выполнении интересных упражнений ,которые...

Урок русского языка в 9 классе "Виды сложных предложений"

Урок русского языка, изучение нового в 9 классе....

Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Сложное предложение».

Цель урока:  научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения....

Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...