Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Простые и сложные предложения"
    материал по русскому языку (5 класс) на тему

    Постникова Ольга Александровна

    На этом уроке применяю информационные, игровые  технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prostye_i_slozhnye_predlozheniya.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Цели.

    Образовательная: обобщить и закрепить изученное о простых и сложных предложениях.

    Развивающая: на базе вопросов, предложенных учащимся, развивать логическое мышление, умение делать правильные выводы и комментировать их.

    Воспитательная: на базе практического материала  воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.

    1. Оргмомент.

    Приветствие.  Запись  числа, вида  работы.

     

    2. Словарный диктант( на замену), выделить орфограмму:

          1) сумка, с которой ученик ходит в школу (портфель),

          2) предмет, при помощи которого можно провести ровную линию (линейка),

          3) школьно-письменная принадлежность, в которой мы пишем (тетрадь),

          4) предмет, которым мы пишем (ручка),

          5) цветной и простой…(карандаш),

          6) предмет, куда мы складываем ручки, карандаши, стерку (пенал),

          7) на рисовании мы рисуем в…(альбом),

          8) в альбоме мы рисуем красками…(акварель, гуашь),

          9) месяц начала учебных занятий (сентябрь),

         10) 1 сентября в школу приходят все (ученики)....  

     

    3.Взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями, объясняют правописание слов, оценивают друг друга).

     

    4.Раздается. стук Входит Синтаксис.

     - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

       Что изучается в синтаксисе?

    (Словосочетание и предложение)

     - Правильно. А какую тему вы изучаете сейчас?

    (простые и сложные предложения)

     - Ну что ж, разрешите побывать у вас в гостях, может быть, я что-нибудь вам подскажу.

       Ребята: пожалуйста, Синтаксис.

       Учитель: итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

       Ученики простые и сложные предложения.

       Учитель: какие предложения называются простыми? (Одна основа).

                                                                                Сложными? (Две и более основы).

     

    5. Учитель: А как мы с вами поймем, что перед нами предложение, а не словосочетание?      

        Ученики: 1) в предложении содержится законченная мысль,

                         2) для предложения характерна интонация конца.

        Учитель: Какими могут быть предложения : -по цели высказывания?(Повеств., вопр., побудительные.),.

                                                                                     -по интонации?- (восклицательные и невосклицательные).                                                                                                                      

     

    6. Определите виды предложений по цели высказывания.( Змейка .) Запись в тетрадь.

                         1) Знаете ли вы наш лес?                                                                                              

                         2)Как он красив осенью!                                                                                            

                         3) Сходите, полюбуйтесь разноцветными листьями на деревьях, мягким  ковром   из них под ногами.                                                                                                 

     

    7. Учитель:                                                                                                                                   

    —Каким может быть порядок слов в предложении?( Прямой и обратный).                                

    —Как называется обратный порядок слов? (Инверсия).                                                                

    —Замените инверсию в предложении прямым порядком слов ( устно):

     

     1)Погонщиков звонкая песня в дремучем лесу затерялась.

    2)Росы освежительной капли повисли на листьях каштана.

    3) И в каждой росинке трепещет зари догорающей пламя.

    8.Ребята! Перед вами предложения.

    - Каковы они по своей структуре? (Нераспространённые).

    - Как вы это поняли? (Нет зависимых слов, только главные члены)

    - Какие предложения называются нераспространёнными?( Состоят только из главных членов)

    - Какие предложения называются распространёнными? ( Состоят из главных и второстепенных членов).

       Давайте мы с вами распространим эти предложения и запишем их.

                          1)Клевер цветет.

                          2)Шмели гудят.

                          3)Зеленеет трава.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    9.Ну а сейчас мы поработаем над схемами.

    Что это за схемы?(Змейка)

              [сущ. И.п. ---- сущ. И.п.].

           

                          , а                .

                          , но              .

                          :         ,          и            .

    - Что мы должны помнить об однородных членах? (Могут быть любым членом предложения).

    - Каким членом предложения является обобщающее слово? ( Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены).

     - Подберите предложения, соответствующие схемам, запишите их, расставляя знаки препинания. Схемы запишите, укажите синтаксическую роль однородных членов.

    (Змейка)

    1)Зимой солнце светит а не греет.

    2)Быстро но осторожно ребята спустились к речке.

    3)Хорошая книга просто праздник.

    4)В лесу мы нашли много грибов сыроежек лисичек и боровиков.

    10. Чем еще могут быть осложнены простые предложения? (Обращением).

    ---Что мы называем обращением?

    ---Найдите обращения в предложении, объясните постановку знаков препинания, запишите схемы.

    1)Не трещите морозы в заповедном лесу.

    2)Серебристая дорога ты зовешь меня куда?

    3)Я люблю тебя Россия!

    11. Ребята! Перед вами предложения, понаблюдайте за ними и сделайте вывод: чем они отличаются друг от друга по структуре?

    (Они простые и сложные).

    ---Как вы это поняли?

    (По наличию основ).

    ---Какие предложения мы называем простыми?

    (Те, в которых имеется одна основа).

    ---Какие предложения являются сложными?

    (Те, в которых имеются две основы и более.)

    Распределите предложения в два столбика: в первый--- простые, во второй--- сложные. Укажите, чем выражены сказуемые. ( Змейка).

                   1)Мороз трескуч.

                   2)Наступила весна, прилетели птицы.

                   3)Дни ясные, солнечные.

                   4)Когда прогремел гром, начался дождь.

                   5)Москва--- столица нашей Родины.

    12.На какие два вида делятся сложные предложения?

    (На сложносочиненные и сложноподчиненные.)

    ---Как мы узнаем, какое перед нами предложение: сложносочиненное или сложноподчиненное? (По союзу.)/

    ---Назовите сочинительные союзы.(И, А, НО, ТО---ТО, НЕ ТО---НЕ ТО).

    ---Назовите подчинительные союзы(КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО).

    Выпишите сначала сложносочиненные, а затем сложноподчиненные предложения,выделите основы,составьте их схемы.(Змейка.)

             1)То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.

             2)Когда наступил рассвет, туристы двинулись в путь.

             3)Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью.

             4)Недавно прошел дождь, а дорога уже суха.

    13.Игра: «Четвертое лишнее»   (Устно.)

        1)Солдаты возвращались из разведки.

        2)В окопе спал мальчик.

        3)Лицо его было исцарапано, тело покрыто синяками.

       4)Радостная улыбка озарила его лицо.

        1)Восходит солнце, и на траву ложатся тени.

        2)Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

        3)Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом.

        4)Я чувствовал, что город оставался у нас справа.

        1)Журавли летели так быстро, что воздух свистел вокруг.

        2)Дождь кончился, но капельки росы оставались на листьях.

        3)Когда солнце поднимается над лугами, я улыбаюсь от радости.

        4)Если грохочет сильный гром, то значит надвигается гроза.

    14.А сейчас, ребята, давайте вспомним порядок разбора простого предложения, а заодно украсим чудо-дерево плодами, но фрукты нужно развесить в том порядке, в каком мы разбираем предложение, иначе они осыпятся, не удержатся на дереве.

           ---Ну что ж, вы все правильно сделали, а теперь давайте произведем синтаксический разбор предложений  (письменно---змейка).

           1)Рядом с шалашом стояли огненные клены и золотые березы.

           2)Я очень торопился в школу, потому что урок уже начался.

    15.Синтаксис: ребята, вы такие молодцы! Все хорошо знаете! Я думал, что буду многое подсказывать, но вы и без меня отлично справились. Спасибо вам, порадовали вы меня.

         ----И тебе спасибо, Синтаксис, без знаний твоих нам не обойтись.

         А сейчас оценки за урок.

    16.Домашнее задание: упражнение 233, повторить все о простом и сложном предложениях.

     

       ПРОСТЫЕ  И

       СЛОЖНЫЕ  

       ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

    (Урок  русского  языка  в  5  классе.)

    Учитель Постникова Ольга Александровна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

    Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

    Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"

    Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок.  Тип данного урок...

    Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».

    Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

    Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

    Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

    Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

    Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

    Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

    Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...