Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
« Сложное предложение с разными видами связи».
Цель урока: обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи
Задачи:
Образовательные: проверка сформированности умений:
- Нахождения сложных предложений с разными видами связи в тексте;
- постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;
- конструирования сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме ;
- употребления сложных предложений с разными видами связи в своей речи.
Развивающие:
- развитие умения находить в тексте сложные предложения с разными видами связей;
- развитие умения правильно пунктуационно оформлять сложные предложения с разными видами связей;
- развитие умения конструировать сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме
- развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
- развитие и обогащение речи учащихся.
Воспитательные:
- Способствовать
- развитию чувства прекрасного через раскрытие красоты природы родного края;
- формированию чувства любви к родной природе;
Валеологические:
- Соблюдение норм СанПина
- Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка ( осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании)
- Соблюдение физиологических основ учебно-воспитательного режима (время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, динамичная смена деятельности).
« Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или к городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе»
( Д.С.Лихачев )
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
приветствие
Ребята, исходя из темы нашего урока, мы можем сказать, какая цель стоит перед нами? Цель: Обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи. Чтобы цель была достигнута, чем мы должны сегодня заниматься ? Задачи: 1. Отработать навыки различения сложных предложений с разными видами связи; 2. Отработать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи; 3. Отработать навыки конструирования сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме и нахождения их в тексте; 4. Отработать навыки употребления сложных предложений с разными видами связи в своей речи. 3). Слово учителя. Эпиграфом к уроку сегодня звучат слова Д.С.Лихачева. А что значит для нас с вами понятие «родной край»? С чем ассоциируется? Байкал – это слово известно всем, а знаем ли мы, что оно означает? 4).Этимология слова. 5).Анализ художественного текста Вот как сказал о Байкале бурятский поэт Цыден-Жап Жимбиев. Прозрачен голубой Байкал, как наше счастье молодое. Никто озёр не отыскал с такой кристальною водою, Не отыскал подобных скал, и вы напрасно не ищите: Не зря доверился Байкал их твердокаменной защите. - К какому стилю относится данный текст? - Определите тип речи и жанр произведения.
- Каким чувством пронизаны строки? - Какие художественные средства выразительности использовал? - Какую роль выполняет в тексте лексический повтор? А так вспоминает Байкал другой поэт, наш земляк, Андрей Румянцев. Закаляло, Исцеляло море: Крепкий дед мой от любой беды В туеске, как заговор от хвори, Приносил байкальской мне воды. - С какой стороны представляет нам Байкал автор? - Какая синтаксическая конструкция помогла автору выразить эту мысль? Объясните постановку знаков препинания в нём. 6). Синтаксическая работа. 1. Все кто хоть раз побывал на его берегах кто хоть на несколько мгновений оказался наедине с его чародейной волной сходятся в одном Байкал прекрасен и неповторим. - расставьте знаки препинания; - дайте характеристику предложению; - постройте схему; 2. Вы строили схему по данному предложению, а теперь по заданной схеме определите вид предложения и тип связей в нем. [ ]; [ ] и [ ]. [ ], но [ ], (с. чтобы ). 7). Словарная работа. - Без чего нельзя представить силу и мощь Байкала? У Байкала есть свои ветры, местные названия которых знакомы каждому человеку, родившемуся на его берегах. Назовите их. - Составьте с данными словами сложные предложения с разными видами связей. 8). Работа по карточкам с разноуровневым заданием. ( В группах) Карточка№1
Задания к тексту: – Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора. - Определите стиль текста. Ответ обосновать. - Найдите предложение соответствующее схеме, дайте характеристику Карточка№ 2 1)Байкал живой. 2) И народы, живущие на его берегах, издревне верят, что существует Дух Байкала, который может и наградить и покарать. 3) Быть может, Байкал и вправду имеет душу? 4) В конце концов, что мы знаем о таких сложных пор..ждениях природы? 5) Байкал непредсказуем как живое существо, бе..конечно разнообразен и может явить всю гам..у настр..ений от дикого гнева, когда чёрные косматые тучи несут..ся над взбаломуче..ой водой и все живое спешит найти себе убежище, до чудес..ной улыбчивой безм..тежности, когда все вокруг излучает привет и теплоту и волна тихо ласкает берег. Задания к тексту: - Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора. - Определите стиль текста. Ответ обосновать. - Найдите предложение, состоящее из 5 предикативных частей, постройте его схему 9). Рефлексия. Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? Выполнили ли мы задачи, что ставили перед собой? На уроке мы работали с текстами разных стилей, в которых поэты, писатели, ученые по-своему раскрывают образ этого удивительного озера. А каким видите Байкал вы, живущие на его берегах? 10). Домашнее задание: Написать сочинение-эссе на тему «Байкал в моей судьбе». 11). Подведение итогов. | Обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи Повторить пунктуацию, строение сложноподчиненных предложений, составлять сложноподчиненные предложения по заданной схеме, находить их в тексте и употреблять в речи Выступление подготовленного ученика с докладом Художественному Поэтическое размышление об уникальности Байкала, его кристальной чистоте с использованием элементов описания Любви и гордости Оценочные эпитеты: прозрачен, кристальною водою, напрасно не ищите, не зря доверился; Олицетворение: доверился Байкал; Метафора: твердокаменная защита; Сравнение: как наше счастье молодое. Лексический повтор: не отыскал. Двукратный повтор слова «не отыскал» помогает поэту выразить основную мысль об уникальности озера Байкал Байкал обладает чудодейственным свойством исцеления С.Б.П. Состоит из 2 предикативных частей, соединенных бессоюзной связью. Двоеточие стоит, потому что вторая часть поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части Расставляют знаки препинания Предложение сложное, состоящее из 4 предикативных частей. Вторая и третья части связанны с первой подчинительной связью (однородное соподчинение), между первой и четвертой бессоюзные отношения [ (с.с кто ), (с.с кто ), ]: [ ] Предложение сложное, состоящее из 3 предикативных частей. Первая и вторая части связанны бессоюзной связью, между второй и третьей сочинительные отношения. Сложное предложение с разными видами сязи, состоящее из 3 предикат. Первая и вторая связаны сочинительной связью при помощи противительного союза но, третья предикативная часть связан придаточная либо изъяснительная, либо обстоятельственная цели связана с главной подчинительным союзом чтобы Без ветров Сарма, Баргузин, Култук. Выступление подготовленного ученика о происхождении этих слов. Составляют сложные предложения с разными видами связи, используя названия ветров Работа в группах по карточкам Урок цели достиг. Мы повторили теоретический материал , пунктуацию, строили сложные предложения с разными видами связи, находили их в тексте, определяли вид предложения и вид связи в нем по схеме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...
Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.
На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....
Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи.
Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи....
Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"
Данный урок знакомит учащихся 9 класса с темой "Сложные предложения с разными видами связи". Данный материал необходим для подготовки к ОГЭ по русскому языку, а именно: для выполнения задания 14. В пр...
Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"
Материал урока к уроку русского языка подобран на основе сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова...
Готовимся к ОГЭ. Русский язык. Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи.
Презентация содержит практический материал по теме "Сложные предложения с разными видами связи", может быть использована на уроке русского языка или элективном занятии для проверки уровня подготовки к...
Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"
Урок русского языка.Анализ предложений с разными видами связи....