Главные вкладки

    Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».
    методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

    Распопова Лариса Анатольевна

    Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx24.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 9 классе

    « Сложное предложение с разными видами связи».

    Цель урока: обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи  

    Задачи:

            Образовательные:    проверка  сформированности  умений: 

    1. Нахождения сложных  предложений с разными видами связи в тексте;
    2. постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;  
    3. конструирования  сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме ;
    4. употребления   сложных предложений с разными видами связи в своей речи.

    Развивающие:

    1. развитие умения находить в тексте сложные предложения с разными видами связей;
    2.  развитие умения  правильно пунктуационно оформлять  сложные предложения с разными видами связей;
    1. развитие умения  конструировать  сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме    
    1. развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
    2. развитие и обогащение речи учащихся.

    Воспитательные:

    1. Способствовать
    1. развитию чувства прекрасного через раскрытие красоты природы родного края;
    2. формированию чувства любви к родной природе;  

         Валеологические:

    1.  Соблюдение норм СанПина
    1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка ( осуществление  личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании)
    2. Соблюдение  физиологических основ учебно-воспитательного режима (время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, динамичная смена деятельности).

                                                         « Любовь к родному краю, к родной культуре,  к родному селу или к городу, к родной речи начинается с малого -  с любви к своей семье, своему жилищу, к своей школе»

                                                                                 ( Д.С.Лихачев )  

                        Деятельность учителя

       Деятельность ученика

    1. Организационный момент.

     приветствие

    1. Мотивация.

    Ребята,  исходя из темы нашего  урока, мы можем сказать, какая цель стоит перед нами?  

    Цель: Обобщить и закрепить знания о  сложных предложениях с разными видами связи.  

    Чтобы  цель была достигнута,  чем мы  должны  сегодня заниматься ?

    Задачи:

    1.  Отработать навыки различения  сложных предложений с разными видами связи;

    2.  Отработать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи;  

     3. Отработать навыки конструирования  сложных предложений с разными видами связи по заданной схеме  и нахождения их в тексте;

    4. Отработать навыки   употребления   сложных предложений с разными видами связи в своей речи.

    3). Слово учителя.

    Эпиграфом к уроку сегодня звучат слова Д.С.Лихачева. А что значит для нас с вами понятие «родной край»? С чем ассоциируется?    Байкал – это слово известно всем,  а знаем ли мы, что оно означает?  

    4).Этимология  слова.

    5).Анализ художественного текста

    Вот как сказал о Байкале бурятский поэт  Цыден-Жап Жимбиев.  

     Прозрачен голубой Байкал, как наше счастье молодое.

     Никто озёр не отыскал с такой кристальною водою,

     Не отыскал  подобных скал, и вы напрасно не ищите:

     Не зря доверился Байкал их твердокаменной защите.

    - К какому стилю относится данный текст?

    - Определите тип речи и  жанр произведения.

     

     - Каким чувством пронизаны строки?

    - Какие  художественные средства выразительности использовал?

    - Какую роль выполняет в тексте  лексический повтор?

    А так вспоминает Байкал другой поэт, наш земляк, Андрей Румянцев.

    Закаляло,

    Исцеляло море:

    Крепкий дед мой от любой беды

    В туеске, как заговор от хвори,

    Приносил байкальской мне воды.

    - С какой стороны представляет нам Байкал автор?

    - Какая синтаксическая конструкция помогла автору выразить эту мысль?  Объясните постановку знаков препинания в нём.

    6). Синтаксическая работа.

    1.  Все кто хоть раз побывал на его берегах кто хоть на несколько мгновений оказался наедине с его чародейной волной сходятся в одном Байкал прекрасен и неповторим.

      - расставьте знаки препинания;

    -  дайте характеристику предложению;

    - постройте схему;

    2. Вы строили схему по данному предложению, а теперь по заданной схеме определите вид предложения и тип связей в нем.

    [    ]; [    ] и [    ].

    [    ], но  [   ], (с. чтобы ).

    7). Словарная работа.

    - Без чего нельзя представить силу и мощь Байкала?

    У Байкала есть свои ветры, местные названия которых  знакомы каждому человеку, родившемуся на его берегах. Назовите их.

    - Составьте с данными словами сложные предложения с разными видами связей.

    8).  Работа по карточкам с разноуровневым заданием. ( В группах)

    Карточка№1

    1. Много легенд и пр..даний сложено о Байкале. 2) Но они далеко не вымыслы. 3) В поэтической манере легенды отр..жают реальные события древних времён. 4) Научные и..ледования подтвержают легенду о беглянке-Ангаре. 5) Оказывается,  что около 16-18 тысяч лет назад в результате мощ..ных тектонических подвижек произ..шел ангарский разлом, который и теперь довольно часто напоминает о себе. 6) И тогда воды Байкала хлынули в этот разлом, в эту «ангу»- открытую пасть, почему и реку назвали Ангарой (Ангара- «промоина, ущелье»)- дословно- открытая пасть.

    Задания к тексту:

    – Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора.

    - Определите стиль текста. Ответ обосновать.

    - Найдите предложение соответствующее схеме, дайте характеристику

    Карточка№ 2

    1)Байкал живой. 2) И народы, живущие на его берегах,  издревне верят, что существует Дух Байкала, который может и наградить и покарать. 3) Быть может, Байкал и вправду имеет душу? 4) В конце концов, что мы знаем о таких сложных пор..ждениях природы? 5) Байкал непредсказуем как живое существо,  бе..конечно разнообразен  и может явить всю гам..у  настр..ений от дикого гнева, когда чёрные косматые тучи несут..ся над взбаломуче..ой водой и все живое спешит найти себе убежище, до чудес..ной улыбчивой безм..тежности, когда все вокруг излучает привет и теплоту и волна тихо ласкает берег.

    Задания к тексту:

    - Вставьте пропущенные буквы. Укажите условия выбора.

    - Определите стиль текста. Ответ обосновать.

    - Найдите предложение, состоящее из 5 предикативных частей, постройте его схему

    9).  Рефлексия.

           Наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока?  Выполнили ли мы  задачи, что ставили   перед собой?

     На уроке мы работали с текстами разных стилей, в которых  поэты, писатели,  ученые по-своему раскрывают образ этого удивительного озера.  А каким видите Байкал вы, живущие на его берегах?

    10). Домашнее задание:

    Написать сочинение-эссе  на тему «Байкал в моей судьбе».

    11). Подведение итогов.

    Обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи

    Повторить пунктуацию, строение сложноподчиненных предложений, составлять сложноподчиненные предложения по заданной схеме, находить их в тексте и употреблять в речи

    Выступление подготовленного ученика  с докладом

    Художественному

    Поэтическое размышление об уникальности Байкала, его кристальной чистоте с использованием элементов описания

    Любви и гордости

    Оценочные  эпитеты: прозрачен, кристальною водою, напрасно не ищите, не зря доверился;

     Олицетворение: доверился Байкал;

      Метафора: твердокаменная  защита;

      Сравнение: как наше счастье молодое.

       Лексический повтор: не отыскал.

    Двукратный  повтор слова «не отыскал»  помогает  поэту  выразить основную мысль  об  уникальности   озера Байкал

    Байкал обладает чудодейственным  свойством исцеления

    С.Б.П. Состоит из 2 предикативных частей,  соединенных  бессоюзной связью. Двоеточие стоит, потому что вторая часть  поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части

    Расставляют знаки препинания

    Предложение сложное, состоящее из  4 предикативных частей.  Вторая  и третья  части связанны  с первой подчинительной связью  (однородное соподчинение),   между первой  и четвертой бессоюзные отношения

    [  (с.с кто  ), (с.с кто  ),  ]: [   ]

    Предложение сложное, состоящее из  3 предикативных частей.  Первая  и  вторая  части связанны  бессоюзной связью,   между  второй и третьей  сочинительные  отношения.

    Сложное  предложение с разными видами сязи, состоящее из 3 предикат. Первая и вторая  связаны сочинительной связью при помощи противительного союза но,  третья  предикативная часть  связан придаточная либо изъяснительная, либо обстоятельственная цели связана с главной  подчинительным союзом   чтобы

    Без ветров

    Сарма,  Баргузин, Култук. Выступление подготовленного ученика  о  происхождении этих слов.  

    Составляют сложные предложения с разными видами связи, используя названия ветров

    Работа в группах по карточкам

    Урок цели достиг. Мы повторили теоретический материал , пунктуацию, строили  сложные предложения  с разными видами связи, находили их в тексте, определяли вид предложения и вид связи в нем по схеме


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

    Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

    Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

    На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

    Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи.

    Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи....

    Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

    Данный урок знакомит учащихся 9 класса с темой "Сложные предложения с разными видами связи". Данный материал необходим для подготовки к ОГЭ по русскому языку, а именно: для выполнения задания 14. В пр...

    Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

    Материал урока к уроку русского языка подобран на основе сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова...

    Готовимся к ОГЭ. Русский язык. Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи.

    Презентация содержит практический материал по теме "Сложные предложения с разными видами связи", может быть использована на уроке русского языка или элективном занятии для проверки уровня подготовки к...