Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Мухаметзянова Фания Наримановна

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ СОШ №1  г.  Буинска РТ Мухаметзянова Фания Наримановна

Урок – аукцион русского языка в 9  классе  

Тема урока: «Сложное предложение с различными видами  союзной и бессоюзной связи»

Цели урока.

Обучающие: 

  1. формировать навыки синтаксического разбора сложных предложений и конструирования сложных предложений по заданным схемам;
  2. тренировать учащихся в постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Развивающие:  

  1. развивать умения составлять схемы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи;
  2. развивать умения выполнять мыслительные операции: анализ, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление;
  3. развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные: 

  1. вызвать интерес к урокам русского языка;
  2. воспитывать культуру общения;

Тип урока:

урок обобщения и систематизации изученного

Форма урока:

Общественный смотр знаний

Используемые методы:

частично-поисковый, проблемный, эвристическая беседа

Оборудование: раздаточный материал, интерактивная доска, презентация, опорные схемы

Методический комментарий

Данный урок проводится по программе

Структура урока

1. Создание эмоционального фона урока

2. Постановка целей и задач урока

3. Актуализация знаний  учащихся

4. Формирование новых понятий и способов действия

5. Формирование умений и навыков

6. Рефлексия

7. Подведение итогов урока

I. Организационный момент.

1.Чтение эпиграфа.

 Знание выше информации, поскольку может проверить ее достоверность, а мудрость больше, чем знания, это высшее, чего может достичь человек

- Как вы понимаете данную фразу?

- Желаю быть мудрыми или стремиться стать мудрыми. А что для этого необходимо делать?

2. Постановка целей урока.

3.Знакомство с правилами  урока-аукциона, определение стоимости жетонов

II.Актуализация знаний.

1.Лингвистическая разминка (Ученики с помощью карандаша-манипулятора работают на интерактивной доске)

- расставьте верно ударения – баловать, кашлянуть, облегчить, ободрить, черпать;

-В КАКОМ РЯДУ ВСЕ СЛОВА С ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ?

  1. ПОР…СЛЬ, К…МПАНЬОН, Г…РЯЧИЙ
  2. Р…СТЕНИЕ, КР..ПИВА, ПРИК…САТЬСЯ
  3. ПРОТ…РЕТЬ, НАТ…РАТЬ, К..СНУТЬСЯ
  4. Р…СТЕРЯТЬСЯ, К…СНОЯЗЫЧНЫЙ, Г…РЕТЬ

-в КАКОМ (-ИХ) СЛОВАХ ПРОПУЩЕННАЯ БУКВА-ПРОВЕРЯЕМАЯ УДАРЕНИЕМ БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ КОРНЯ?

А. Ср..внение

Б. Ур…вень

В. Д…влеть

С. Д…вление

1) А,В,Г

2)Б,Г

3) В,Г

4) Г

2. «Мозговой штурм»

- Что называется сложным предложением? Чем оно отличается от простого?  Приведите примеры.

- В чем разница между ССП, СПП и БП? Приведите примеры

- Какие существуют виды связи нескольких придаточных предложений с главным? Приведите примеры

б) закрепление знаний по теме

анализ предложений

1) Из скольких простых предложений состоит данное предложение

- В коридор выходило несколько  дверей и пока мы сбивали снег с валенок я услышал как кто-то говорил вполголоса

2) Укажите вид сложного предложения

-Он исхудал за одну ночь так что остались кожа да кости.

3) Укажите вид связи придаточных в предложении. Начертите схему предложения

Когда Вронский смотрел на часы на балконе у Карениных он был так растревожен что видел стрелки на циферблате но не мог понять который час.

Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, всегда ли придаточные предложения отделяются запятой?

- В чем причина затруднения?

Формулирование учебной задачи

Узнать о вариантах постановки знаков препинания в СПП. Отработать приемы постановки знаков препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными

3 этап

Формирование новых знаний и способов действия

1. Исследование учебного материала (работа в парах).

План - задание для исследования.

  1.   Внимательно рассмотрите два предложения
  2.   Что у них общего?
  3.   Чем они отличаются?
  4.   Как поставить знаки препинания?
  5.   Сделайте  вывод: как ставятся знаки препинания в предложении с однородным подчинением?  
  6.   Сравните свои выводы с материалом учебника на стр. 120.
  7.   Подготовьте сообщение.
  8.   Итак, что нужно знать, чтобы правильно поставить знаки препинания в СПП с    несколькими придаточными?

Очевидно было что Савельич передо мною был прав что я напрасно оскорбил его упреками

Очевидно было что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреками

2. Составление схем предложений как вертикальной, так и горизонтальной

3. Анализ предложения

- Проанализируйте предложение, докажите, что знаки вы поставили верно. Составьте схемы предложения

Я был твердо убежден что моих друзей чрезвычайно занимал вопрос о том умению ли дружить и способен ли я видеть недостатки других

4 этап

Закрепления знаний по теме урока

1. Работа с деформированным текстом

Вы работаете в редакции детского журнала. Клава Ошибкина прислала рассказ. Внимательно прочитайте его. Используйте знания, полученные на уроке, и помогите

Клаве исправить ошибки в тексте. Какой совет вы бы дали Клаве Ошибкиной?

Рассказ Клавы Ошибкиной

Несмотря на большие трудности, которые встретились нам в туристическом походе, который состоялся во второй половине июня, когда закончились все экзамены, мы провели его с успехом, так как все участники было хорошо подготовлены к тому, чтобы не смущаться лишениями, которые неизбежны в каждом походе.

4 этап.

1. Рефлексия

Я узнал (а)…..

Я научился (ась)….

2. Подведение итогов урока-аукциона

Сосчитайте свои жетоны. Кто же стал победителем? У кого хватило знаний купить сложное предложение?

Домашнее задание.

  1. Повтори   орфограмму  (п. 22)
  2. Закончи  один из предложенных текстов, используя как можно больше сложных предложений

1) Уходит зима. Доживает последние дни, но-…

2)  Мнение – это лишь отношение к чему-либо, а знание представляет собой понимание закономерностей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».

Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)

Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....

Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи.

Урок русского языка в 9 классе. Сложное предложение с разными видами связи....

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

Данный урок знакомит учащихся 9 класса с темой "Сложные предложения с разными видами связи". Данный материал необходим для подготовки к ОГЭ по русскому языку, а именно: для выполнения задания 14. В пр...

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

Материал урока к уроку русского языка подобран на основе сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с разными видами связи"

Урок русского языка.Анализ предложений с разными видами связи....