Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

    Панькина Екатерина Анатольевна

    Тема: Сложные предложения
    с различными видами связи. Знаки препинания
    в сложных предложениях
    с различными видами связи

    Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать в письменной речи сложные синтаксические конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение новой темы.

    Беседа по вопросам.

    – Прочитайте теоретический материал §  38 и ответьте на следующие вопросы:

    1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

    2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

    3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

    4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok-russkogo-iazyka-v-9-klasse-slozhnye-predlozhe.docx14.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
    В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
    С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

    Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать в письменной речи сложные синтаксические конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение новой темы.

    Беседа по вопросам.

    – Прочитайте теоретический материал §  38 и ответьте на следующие вопросы:

    1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

    2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

    3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

    4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

    III. Закрепление полученных знаний.

    1. Выполнение заданий.

    Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.

    1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)

    2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)

    3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)

    4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)

    Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

    1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

    2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

    3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)

    4) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин.)

    5) Я спал долго, потому что когда проснулся, была уже ночь. (В. Гаршин.)

    Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

    1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

    2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

    Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

    3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

    4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

    Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

    Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:

    (что…), [    ] : [    ].

    IV. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.

    – Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.

    1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

    2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

    V. Объяснительный диктант.

    Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)

    Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)

    VI. Итог урока.

    Домашнее задание. § 38, упр. 216.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

    Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

    Класс: 9 «а».Цели урока:Образовательные:- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.Разв...

    Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Основные виды обстоятельств"

    Урок разработан с использованием различных видов УУД в условиях реализации ФГОС...

    Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»

    Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компет...

    Технологическая карта урока русского языка в 8 классе "Виды подчинительной связи в предложении"

    Урок сконструирован для малокомплектного класса. Используются технологии ИКТ, ТРКМ, личностно-ориентированного подхода....

    Технологическая карта урока русского языка. Тема: Вводные слова и их употребление. Знаки препинания при них.

    Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока идёт закрепление постановки знаков препинания и отработка в определении значений вводных слов.  Авто...

    Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"

    Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...