Технологическая карта урока русского языка. Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Класс: 9 «а».

Цели урока:

Образовательные:

- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;

- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.

Развивающие:

- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные: 

- воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.

Учебник: "Русский язык. 9 класс" Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Класс: 9 «а».

Цели урока:

Образовательные: 

- усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении;

- повторить изученные правила употребления тире в простом предложении.

Развивающие:

- развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать;

- развитие творческих способностей.

Воспитательные: 

- воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, тестирование, упражнение.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, индивидуальные карточки с заданием, распечатки таблиц, тестов.

Учебник: "Русский язык. 9 класс" Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент, мотивация  учебной деятельности

Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу 

- Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки, которые нам загадали пословицы:

Оно - сила.

Земля освещается солнцем, а человек им.

Оно – половина ума.        (Знание).

Без него и колокол нем.

Он болтает, а голова отвечает.

Он до Киева доведет.             (Язык).

Делу оно, а потехе час

Оно – лучший лекарь.

Оно – деньги.           (Время).

- Итак, не будем терять время и перейдём к процессу познания. Как говорится, красна птица перьями, а человек – знанием.

-Приветствие учащихся.

-Отгадывают загадки:

 Знание

Язык

Время

 

 

Настрой на активную познавательную деятельность

Коммуникативные:  поддерживать необходимые контакты с учителем, с одноклассниками, уметь слушать, вести диалог.

Регулятивные: настрой на познавательную деятельность.

2.Постановка цели и темы урока

Цель: Подведение учащихся к формулированию темы и постановке целей урока

- Выполните следующие задания и сформулируйте тему урока:

  1. Один из знаков препинания, именовавшийся сначала «молчанка», «черта», затем – «знак мыслеотделительный»
  2. Определите вид предложения: Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей.

- Кто озвучит тему нашего урока?

Записываем в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

- Теперь подумайте, какие цели стоят перед нами на этом уроке?

- Но существуют другие функции этого знака препинания касательно простых предложений. И их надо знать, чтобы правильно найти БСП с тире в тексте. Значит, нам сегодня надо еще и повторить другие условия употребления тире.  

Устно выполняют задания и формулируют тему урока:

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Записывают число и тему урока.

Определяют цели урока:

1.Узнать об условиях постановки тире в БСП

2.Повторить правила употребления тире в простом предложении.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: постановка целей и планирование работы.

3.Актуализация

знаний.

Цель: актуализация знаний о правилах употребления тире в простом и неполном предложении для дальнейшего углубления и совершенствования навыков

- Ребята, давайте вспомним изученные правила употребления тире.  Прочитайте эти предложения и расскажите о правилах:

Язык – душа нации. (А.К.Толстой)

Язык – это история народа. (А.Куприн)

Гибкий, пышный, неисчерпаемо богатый, умный, поэтический – такие качества русского языка выделял А.Н.Толстой.

«Необыкновенный язык наш есть еще тайна», - говорил Н.В.Гоголь.

У мысли нет дна, у слова – предела.

- Какие еще правила употребления тире вы вспомнили?

Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь.

Читают предложения, вспоминают правила постановки тире:

- между подлежащим и сказуемым.

-перед «это»

-после ряда однородных членов перед обобщающим словом.

-после прямой речи, в цитатах

-в неполных предложениях

Отвечают: в диалогах, при вставных конструкциях и др.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: доказывать свое мнение.

4. Изучение нового учебного материала

Цель: способствовать формированию умственной культуры труда, развитие умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию

1)Тестирование.

2)Исследовательская работа

-Мы повторили разные случаи употребления тире, но прежде чем начать изучение условий постановки тире в БСП, вспомним с вами, какие же еще знаки препинания используются в БСП.

-Расскажите вкратце об условиях постановки этих знаков препинания в БСП.

-Давайте устно выполним небольшой тест по употреблению двоеточия в БСП.

-Предлагаю вам, пользуясь учебником, выполнить небольшую исследовательскую работу по парам.

Заполнение таблицы. Исследование  смысловых отношений между частями БСП, где ставится тире.

Прочитайте предложения и попробуйте определить смысловые отношения между частями БСП, какие союзы или союзные слова можно вставить:

а/  Труд человека кормит – лень портит

б/  Любишь кататься – люби и саночки возить.

в/ Назвался груздём – полезай в кузовок.

г/ Я за свечку – свечка в печку!

д/  Молвит слово – соловей поет.

Отвечают: запятые, точки с запятой, двоеточие.

Рассказывают о правилах.

Выполняют тест устно.

Работа с учебником. Исследуют и определяют смысловые отношения между частями БСП. Заполняют таблицу:

а/противопоставление, можно вставить противительный союз а

б/в 1 предложении содержится условие совершения действия во 2 предложении, можно вставить союз если 

в/  второе предложение заключает в себе следствие или вывод того, что говорится в первом предложении, можно вставить союз поэтому

г/ быстрая смена событий или неожиданный результат

д/ сравнение, можно вставить союз как

Познавательные: использование необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные: готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения, умение доказывать свое мнение.

Регулятивные: целеобразование, коррекция, контроль.

5.Закрепление

Цель: выполнять учебные задания с целью совершенствования знаний, умений, навыков.

1)Работа в парах.

2)Работа по учебнику

-Определите смысловые отношения между частями БСП.

  • Лето припасает – зима поедает.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Раздался выстрел – зверь упал.
  • Скажет слово – соловей запоёт.
  • Дети стали большими – им надо серьёзно учиться.
  • Посеешь ветер – пожнешь бурю.

-Выполните упражнение 231, 235.

Устно и письменно выполняют задание в парах.

Выполнение упражнений.

Коммуникативные, регулятивные.

6. Рефлексия деятельности.

Цель: повторение, закрепление, осознанность изученного на уроке

7. Подведение итогов.

Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого

Фронтальный опрос

 - Чему научились?

 - Что взяли для себя с урока?

.         

Анализ работы учащихся и проставление оценок

Отвечают на вопросы

Проставляют оценки в дневники

Регулятивные

8. Задание на дом.

Цель: совершенствовать умения

  • §17 повторить.
  • Выполнить упражнение 235 или 236
  • Или найти и выписать из художественного произведения 10 БСП с тире.

Выбирают и записывают домашнее задание  в дневниках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Выполните задания и сформулируйте тему урока Один из знаков препинания, именовавшийся сначала «молчанка», «черта», затем – «знак мыслеотделительный» Определите вид предложения: Золотой голосок малиновки звучит невинной, болтливой радостью: он идет к запаху ландышей.

Слайд 3

Т ире в бессоюзном сложном предложении Цель: 1.Узнать об условиях постановки тире в БСП; 2.Повторить правила употребления тире в простом предложении.

Слайд 4

Прочитайте предложения, вспомните правила постановки тире. Язык – душа нации. Язык – это история народа. Гибкий, пышный, неисчерпаемо богатый, умный, поэтический – такие качества русского языка выделял А.Н.Толстой. «Необыкновенный язык наш есть еще тайна», - говорил Н.В.Гоголь. У мысли нет дна, у слова – предела.

Слайд 5

Какие еще знаки препинания употребляются в БСП?

Слайд 6

1. Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. 2. Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло. Определите смысловые отношения между простыми в составе бессоюзного сложного. Причина. Пояснение.

Слайд 7

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. 2. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.

Слайд 8

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. 3. Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.

Слайд 9

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. 4. Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи. Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть БСП указывает причину того, о чем говорится в первой части.

Слайд 10

Тире в БСП Предложение- пример Союз при замене Смысловые отношения между простыми предложениями в БСП

Слайд 11

Определите смысловые отношения между частями БСП а/ Труд человека кормит – лень портит б/ Любишь кататься – люби и саночки возить. в/ Назвался груздём – полезай в кузовок. г/ Я за свечку – свечка в печку! д/ Молвит слово – соловей поет.

Слайд 12

Определите смысловые отношения между частями БСП Лето припасает – зима поедает. Кончил дело – гуляй смело. Раздался выстрел – зверь упал. Скажет слово – соловей запоёт. Дети стали большими – им надо серьёзно учиться. Посеешь ветер – пожнешь бурю.

Слайд 13

1. На дворе палил зной - в доме было прохладно. 2. Тише едешь - дальше будешь . 3. Пришла беда - отворяй ворота. Определите смысловые отношения между простыми в составе бессоюзного сложного. Противопоставление. Условие. Время.

Слайд 14

Домашнее задание: §17 повторить. Выполнить упражнение 235 или 236 Или найти и выписать из художественного произведения 10 БСП с тире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"

Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ....

Разработка урока русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

Урок изучения нового материала.На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические кон...

Урок русского языка в 11 классе. Бессоюзное сложное предложение.

Презентация к уроку русского языка в 11 классе. Тема: "Бессоюзное сложное предложение"....

Урок русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

В соответствии с базисной программой под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта на изучение бессоюзного сложного предложения в 9-ом классе отводится 6 часов. Тема следует сразу за материалом, посвяще...

Технологическая карта урока русского языка Тема: Сложные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Тема: Сложные предложенияс различными видами связи. Знаки препинанияв сложных предложенияхс различными видами связиЦели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений ...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....

Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях"

Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях"...