Урок русского языка в 11 классе "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Гильманова Светлана Станиславовна

Урок обобщает и закрепляет знания по теме, содержит задания, способствующие подготовке к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-11kl.-bsp.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

День открытых дверей

Урок русского языка в 11 классе

Тема: бессоюзные сложные предложения.

Цель:

      1)  систематизировать знания о правилах постановки знаков препинания в бессоюзных   сложных предложениях;

2)  формировать умения:

- устанавливать смысловые отношения между частями БСП;

- определять интонационные особенности этих предложений;

- правильно выбирать знаки препинания;

- выполнять синтаксический разбор сложного предложения;

     3)  воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком и успешно сдать ЕГЭ.

Повторение: простое и сложное союзное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное), обособленные определения и обстоятельства, однородные члены предложения, вводные слова; стиль и тип текста, тема и главная мысль.

Ход урока.

  1.  Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2.  Вводный контроль.

Задание классу по вариантам: изобразить при помощи схем:

 1 в. - все случаи постановки двоеточия в БСП;

 2 в. - все случаи постановки тире в БСП.

(В конце работы - взаимопроверка. Ученики сверяют ответы с записью на доске и ставят оценку.)

  1.  Пунктуационный анализ предложений.

(Карточка размножена отдельно для каждого ученика. Работа выполняется самостоятельно. Затем - коллективная проверка по цепочке и самооценка.)

1. Снизу было хорошо видно колонна автомашин уже спускалась с перевала. 2. Будешь опаздывать придется краснеть перед руководством. 3. Придет время ты безусловно все поймешь. 4. Выходить в море никто не решался ветер достиг 8 баллов. 5. Мы хотели посмотреть фильм времени к сожалению не оказалось. 6. Вокруг обычным спокойным порядком шла работа сигналили машины гремела арматура раздавалась барабанная дробь пневматических ломов. 7. Наступила весна скоро начнется дачный сезон.

Дополнительное задание:

1. Все в картине и весенняя зелень и летучий свет и неслышный ветерок зарябивший воду в реке и капли дождя на влажной листве все говорило о необыкновенном таланте художника. 2. Двадцать лет совершенно ничтожный срок в жизни народов. 3. Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.

4. Смутно поблескивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам голышам. 5. Высоко над нами зашумел ветер предвестник бурана. 6. Солнце зашло и начало смеркаться. 7. Я не оставлю вас пока не дадите ответа. 8. Безветрие и все небо залито ровной синевой. 9. Не то солнце зашло не то тучи налетели одним словом стало темно. 10. Там куда еще не проникли солнечные лучи все утопало в тумане.

  1.  Работа с заданиями ЕГЭ (ученики выполняют тест, затем сверяют ответы).

1) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твердое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

  1.  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  2.  Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  3.  2-я часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1-й части.
  4.  2-я часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

На пути уходящей с отливом рыбы сети не ставят: течение очень сильное, сносит любые заграждения.

  1.  Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  2.  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3.  2-я часть БСП раскрывает, поясняет содержание первой части.
  4.  Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Учитесь у всех - не подражайте никому.

  1.  Содержание одной части БСП противопоставляется содержанию другой части.
  2.  1-я часть БСП указывает на время или условие того, о чем говорится во 2-й части.
  3.  2-я часть БСП заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первой.
  4.  В БСП говорится о резкой смене событий.
  1.  Синтаксический разбор предложения.

Снег падающий крупными хлопьями густо завалил плюшевую куртку и Зоя отряхиваясь подумала что напрасно это делает и что надо поберечь варежки они и так промерзли насквозь и не греют.

  1.  Итоговый контроль. Работа с текстом.
  1.  Беседа по содержанию:
  •  О чем текст, какова его тема?
  •  Назовите время суток, место действия.
  •  Чему автор уделяет больше внимания: событиям или состоянию природы?
  •  Какова главная мысль данного отрывка?
  •  Назовите тип текста и стиль речи.
  1.  Задание классу: расставить в тексте знаки препинания, графически их объяснив.

Фонарей на этой захолустной улице не было юноша шагал наудачу. Раз он больно

ударился коленкой о столбик и поморщился боль мешала думать. Кругом находились сады и поэтому хорошо пахло как пахнет во время дождя в лесу.

Было так темно что казалось темнее не может быть. Когда же молодой человек вышел на берег реки и уже не было видно силуэтов домов и огоньков в окнах тьма стала глубже и тяжелее и так близко надвигалась сверху и с боков точно хотела задушить. И грязь стала глубже и лужи чаще и уже не пахло садами пахло невидимой водой и тучами.

(По JI. Андрееву.)

  1. Итоги урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Сложное предложение"

Урок-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

План -конспект урока русского языка для 9 класса "Сложное предложение  ( с презентацией) Тип урока - урок освоения новых знаний....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение"

Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе....

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Урок русского языка по теме "Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении"

Конспект урока составлен с учетом возрастных особенностей обучающихся, требованиями методики проведения занятий....