Урок русского языка по теме "Сложное предложение"
презентация к уроку русского языка (9 класс) по теме

Урок обобщения и систематизации материала по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_9_kl..rar1.3 МБ

Подписи к слайдам:

Обобщение и систематизация материала по теме «Сложное предложение».
Цель урока:- Обобщить и систематизировать знания о сложном предложении.
Задачи:Отрабатывать умение находить сложные предложения, разграничивать их, расставлять знаки препинания, чертить схемы;Развивать внимание, память, умение сопоставлять, обобщать, делать выводы, извлекать информацию на память;Содействовать воспитанию патриотизма, любви к Родине, памяти к историческому прошлому страны.
Эпиграф
Сложное предложение
союзные
бессоюзные
Сложно-подчиненные предложения
Сложно-сочиненные предложения
Сочинительные союзы
СоединительныеИ ДА=И, А= ИДА ИНЕ ТОЛЬКО, НО ИКАК….., ТАК И ТОЖЕТАКЖЕ
ПротивительныеА, НОДА=НООДНАКОЗАТО
РазделительныеИЛИЛИБОТО ……, ТО……НЕ ТО….., НЕ ТО….ТО ЛИ…., ТО ЛИ……
Задание 1.
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), которая(ые) указывает(ют) на запятую(ые), обозначающую(ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой.И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты. Правоты дела мира. 
Задание № 2
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.Для счастья нужен мир и не нужна война.1. ССП, перед союзом И нужна запятая.2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.3. ССП, перед союзом И не нужна запятая.4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
Виды придаточных предложений
Подлежащные СказуемныеДополнительныеОпределительныеОбстоятельственные:МестаВремениПричиныСледствияОбраза действия, степениЦелиУсловияУступкиСравнения
При каком условииВопросы косвенных падежейКакой, чей, которыйКогда, как долго, с каких порКакВопросы обстоятельствКак, каким образом, в какой мере Вопросы подлежащегоПочему, отчегоГде, куда, откудаНесмотря на что, вопреки чемуВопросы сказуемогоЗачем, для чего, с какой цельюЧто из этого следует
Задание 3
В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятые между частями СПП.Идёт время, (1)но не меркнут в человеческой памяти годы войны,(2) величие нашей победы над немецким фашизмом.Солдатской же платой,(3) личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь,(4) расстаться с которой было очень нелегко.
Задание 4
Среди предложений 10, 11 найди предложение с придаточной частью определительной.(10)Всем известно, что на войне место в боевом строю не выбирают. (11) Государство превращается в единый боевой организм, где каждый гражданин занимается только своим, предназначенным именно ему делом.
Задание 5
Среди предложений 6-8 найди предложение с последовательным подчинением.(6)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, десятки миллионов человеческих жизней — вот плата нашего народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. (7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко. (8)И миллионы молодых, да и постарше людей — мужчин, парней, женщин — приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.
Бессоюзное сложное предложение
Тире поставлю если:
Двоеточие поставлю, если
а[ ] – [ ].
Когда, если [ ] – [ ].
Так что [ ] – [ ].
потому что[ ] : [ ].
а именно, то есть[ ] : [ ].
что, увидел…[ ] : [ ].
Задание 6
Среди предложений 14-16 найди сложное предложение с различными видами связи- союзной и бессоюзной. Запиши номер этого предложения.(14)Хотя за послевоенные годы всё восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, но невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей. (15)Тогда нам все это казалось по-разному, но теперь видится все яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу, значение которой непреходяще для человечества.(16)Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
(1)Идёт время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. (2)Трудно переоценить её значение в истории. Ныне уже видно, что на её фундаменте возведено всё настоящее, а быть может, и будущее человечества. (3)И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты. Правоты дела мира. (4)Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело боролись все, от мала до велика. (5)Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но все отдавали себя, свое мастерство, опыт и труд во имя грядущей победы, которая обошлась нам очень дорогой ценой. (б)Колоссальное напряжение всех физических и духовных сил народа, огромные материальные затраты, десятки миллионов человеческих жизней — вот плата нашего народа за его самую трудную и замечательную в веках победу. (7)Солдатской же платой, личным взносом бойца во имя грядущего часто оказывалась его собственная жизнь, расстаться с которой было очень нелегко. (8)И миллионы молодых, да и постарше людей — мужчин, парней, женщин — приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже. (10)Всем известно, что на войне место в боевом строю не выбирают. (11) Государство превращается в единый боевой организм, где каж­дый гражданин занимается только своим, предназначенным имен­но ему делом. (12)Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница её героического прошлого. (13)Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. (14)Хотя за послевоенные годы всё восстановлено и отстроено, облик земли стал красивее, но невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей. (15)Тогда нам все это казалось по-разному, но теперь видится все яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, про­литой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу, значение которой непреходяще для человечества.(16)Для счастья людям нужен мир и не нужна война.
Тема текста ( о чем говорится в тексте?) – о войне
Основная мысль текста ( с какой целью написано?, ради чего?)жертвы были не напрасны, каждая капля крови, про­литой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу, значение которой непреходяще для человечества.
Домашнее задание: Сочинение-рассуждение: «Для счастья людям нужен мир и не нужна война»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...