Главные вкладки

    Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".
    план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

    Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Бабайцевой. Я не только привожу в примеры предложения, но и даю схемы сложных преложений и пояснения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл spp_urok_1.docx18.71 КБ
    Файл spp_urok_2.docx17.06 КБ

    Предварительный просмотр:

       КОНСПЕКТ   УРОКА   ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ   В   9   КЛАССЕ.

    ТЕМА : «Сложное  предложение  с  разными  видами  связи»

    Дата проведения урока

    25.02.2010г.

    Учитель Шубунова В.И.

    СПб Кронштадт 2010г.

      1. Тема: Сложное предложение с разными видами связи.

      2. Цель: Дать понятие о сложных предложениях с разными видами связи и пунктограммы в них.

      3.Контроль знаний: Вспомнить,  какие мы изучили сложные предложения, виды связи в этих предложениях и сочинительные, подчинительные союзы.

    Ход  урока.

    1.Организационный момент. Напишите сочинительные и подчинительные союзы.

    2. Проверка знаний. Назовите сочинительные и подчинительные союзы. В чем отличие союзов от союзных слов? Что называется сложносочинённым, сложноподчинённым и бессоюзным предложениями?

      3.Новая тема: Сложные предложения с разными видами связи.

    В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи соединительных союзов, другие – при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи – без союзов. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

    Надпись на доске

    1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].

    - Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;

    1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного;                                                                                                                                          2-я часть и 3-я часть – простые предложения.

    [..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].

    2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).

    - Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

    1-я часть простое предложение;

    2-я часть СПП с придаточным дополнительным.

    [ = - ]; [ = ], ( что = ).

      - В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».

    Например:  

    По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час  дня, было темно.

    [ = - ]; [=],(что =).

    В сложных предложениях с сочиненной и подчиненной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

    Например:

    По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.

    [=-], и (хотя =-), но[=].

    По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.

    [  ], и, (хотя …), [   ].

    III. Практическая работа.

    — Выполняем упр. 538.

    Задание.  Запишите II предложение и составим схем.

    [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

            [ - = ], и [ = ], [ - = ],  [ - = ], и [ - = ]

     осложнено однородными обстоятельствами

    Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

    1 часть  - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.

    2 часть  - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.

    - Вывод:  Разнообразие синтаксического строя  -одно из проявлений богатства, выразительности языка, речи.

    — Выполняем упр. 539.

    СПП  → СПБ → СП разн. → СПП → простое.

    1. А ландыши растут на круче, где папоротники дремуче, где ели хмуры, бородатые, где заблудилась я когда-то.

    2. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.

     3. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.

    4. Я испугалась, огляделась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.

    5. И – ни тропинки, ни следочка!

    IV Д/З Конспект; повтор §202, 203, 205, 216.

    Упр. 545.



    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ   УРОКА   ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ   В   9   КЛАССЕ.

    ТЕМА : «Сложное  предложение  с  разными  видами  связи»

    Дата проведения урока

    02.03.2010г.

    Учитель Шубунова В.И.

    СПб Кронштадт 2010г.

      1. Тема: Сложное предложение с разными видами связи (продолжение).

      2. Цель: Закрепление знаний о сложных предложениях с разными видами связи и пунктограммы в них.

      3.Контроль знаний: проверка домашнего задания.

    Ход  урока.

    I.Организационный момент.

    1. Лексическая работа.

    - Запечатлеть – изобразить, воплотить что-либо.  Сохранить надолго в памяти, в  сознании.

    - Игнорировать – специально не замечать, не принимать во внимание.

    - Изречение – кратко изложенная мудрая мысль (цитата).

    - Импульс – внутренне побуждение, толчок к действию.

    2. Проверка домашнего задания.

    II. Сложное предложение с разными видами.

         - Практическая работа с комментированием.

    1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].

            [ - = ], и [ - = ], ( как - = ).

    - Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:

    1 часть – по своему строению – простое предложение;

    2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.

    2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].

             [ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].

    - Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;

    1 часть – СПП с противительным союзом «но»;

    2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.

    3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].

            (Когда - = ), [ = - ]; [ - = ].

    - Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзных связью:

    1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,

    2 часть – простое предложение.

    4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].

            [ - = ], и (чем - = ), [тем = - ].

    - Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».

    1 часть – простое предложение,

    2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.

    III. Самостоятельная работа.

    - Выполнение упр. 542.

    Задание:

            1. Перепишите, определите части предложения;

            2. Составьте схемы;

            3. Объясните орфограммы.

    IV. Домашнее задание.

    Повторить §204, 206 – 210. Выполнить Упр. 543.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

    Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

    Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

    На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

    Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

    В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме.  Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ...

    Готовимся к ОГЭ. Русский язык. Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи.

    Презентация содержит практический материал по теме "Сложные предложения с разными видами связи", может быть использована на уроке русского языка или элективном занятии для проверки уровня подготовки к...

    Тест по русскому языку в 9 классе по теме «Сложное предложение с разными видами связи».

    Тест поможет закрепить знания по теме "Сложное предложение с разными видами связи"...

    Урок русского языка в 9 классе "Предложения с разными видами связи"

    тема "Предложения с разными видами связи" изучается на материале, связанном с правилами дорожного движения....