Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Муратова Галия Габдулловна
Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компетенций, логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умение работать по времени. Воспитательные: совершенствование навыков этичного межличностного общения; формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля, обучение работе в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_karta_8_kl_rus_yaz_znaki_prepin_vsp.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: Знаки препинания в сложных предложениях.                         Дата:

Цели для ученика

  1. Повторить теоретические сведения о сложных предложениях.
  2. Совершенствовать умения различать виды сложных предложений и производить их синтаксический разбор.
  3. Закрепить умения постановки знаков препинания в различных видах сложных предложений.

Цели для учителя

Образовательные:  Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них.

Развивающие: создать условия для  развития ключевых компетенций, логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умение работать по времени.

Воспитательные: совершенствование навыков этичного межличностного общения; формирование навыков   самоконтроля и взаимоконтроля, обучение работе в группе.

Тип урока   повторительно – обобщающий.

Форма урока:  урок-практикум

Опорные понятия, термины: сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения, грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения.

Новые понятия

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль и коррекция со стороны учителя.

Домашнее задание: Выписать из худ. произведения 6 СП. Произвести синтаксический разбор предложений.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный

 момент

Цель: включение уч-ся в учебную деятельность

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха

Подготовка класса к работе

Самоопределение (личностные УУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Лингвистическая разминка

Цель: активизация мыслительной деятельности

Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечать. 
1. Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение) 
2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные) 
3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения) 
4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений связанных по смыслу и интонационно? (Сложное) 
5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены) 
6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы) 
7. Наименьшее количество грамматических основ в сложном предложении? (Две) 
-Молодцы. Давайте так же дружно продолжим наше знакомство со сложными предложениями.

Производят взаимопроверку.

Самостоятельная работа

Анализ объектов с целью выделения признаков (Предметные УДД)

Взаимопроверка и самопроверка с последующей самооценкой (Личностные УДД)

Актуализация знаний

Цель: подготовка мышления уч-ся и организация осознания ими внутренней потребности к повторению и обобщению ранее изученного материала

Выстраивает диалог с целью формулирования цели урока и дальнейшей работы по систематизации изученного материала о сложных предложениях

Прочитайте предложения: На поляне появилась молодая травка, и показались первые подснежники. Подснежники бывают белыми и голубыми.

Объясните постановку запятых в этих предложениях.

Почему во втором предложении нет запятой перед союзом и, а во первом есть?

Формулируют цели урока, основные вопросы урока.

Называют виды сложных предложений, их отличительные признаки, приводят примеры.

Фронтальная беседа с классом

Целеполагание (Регулятивные УУД)

Самостоятельное формулирование целей (Предметные УУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

А) практическая работа

Организует практическую работу с использованием презентации

Понаблюдайте, как поставлены запятые в сложных предложениях.

Сколько в каждом из них грамматических основ? Сколько частей?

Вдоль дорожки росла сирень, а в глубине сада отец посадил куст жасмина. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.

Вывод. ( Количество грамм. основ и частей в сложном предложении совпадает. Части сложного предложения разделяются запятой.)

-Обозначьте предложения с помощью схем.                                                   -Почему перед одиночным союзом и стоит запятая?                                -Зависит ли постановка запятой между частями сложного предложения от того, какой союз соединяет части?

Выполняют задание в рабочей тетради, записывают номера предложений согласно их видам.

Обмениваются тетрадями с соседом по парте и проверяют выполненное задание с помощью презентации

Самостоятельная индивидуальная работа

Анализ объектов с целью выделения признаков (Познавательные УУД)

Взаимопроверка (Личностные УУД)

Взаимопроверка выполненного задания и выставление оценок.

Б) Работа по группам

Работа по группам, составьте алгоритм  «Как правильно поставить запятые в сложном предложении»:                 1)Найди и подчеркни………….. 2)Определи количество………. 3)Найди ………                     4)На границе частей………..

-Что у вас получилось?             -Убедимся в правильности наших рассуждений.

Пунктуационный разбор 2-3 предложений, применяя созданный алгоритм

Выполняют задание, обсуждают, предлагают варианты

Групповая работа

Анализ объектов с целью выделения признаков (Познавательные УУД)

Взаимопомощь (Личностные УУД)

Обсуждение, взаимопомощь, взаимообучение

В) Самостоятельная работа. Цель: самооценка уч-ся результатов своей учебной деятельности

Организует самостоятельную работу по применению знаний и умений уч-ся: составить тест по теме урока и ключи к ним .

Учащиеся работают на распечатанном материале, составляют задания теста и ключи к нему.

Затем группы предлагают друг другу решить составленные тесты, взаимопроверка по ключам

Самостоятельная групповая работа  

Самоопределение (Личност. УУД)

Обсуждение, взаимопомощь, взаимообучение

Г) Практическая работа. Цель: контроль  усвоения материала

Организует деятельность уч-ся по применению знаний в правильном употреблении союзов.

Работа по развитию речи.
Упражнение в правильном употреблении союзов.
-
Наступило утро, а туристы отправились в поход.
Солнышко ещё не взошло, и на дворе уже светло.
Вода в реке Волге поднялась, но Волга стала широкой, как море.

Восстанавливают теоретические знания о знаках препинания СП.

Предложения на доске, учащиеся замечают речевые ошибки.

Самостоятельная работа

Фронтальная беседа

Учебно-познавательный интерес(Личн.УУД)

Анализ объектов с целью их коррекции

(Познават.УУД)

Обнаруживать и исправлять речевые ошибки (Предм.УУД)

Взаимопроверка и выставление оценок в лист контроля

Рефлексия

Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов личной деятельности и деятельности всего класса

Рефлексия. Игра «Верю-не верю.» Простое предложение состоит из двух и более грамматических основ. Сложное предложение бывает союзным и бессоюзным. Одним из средств связи простых предложений в сложном во всех видах СП является интонация. Простые предложения в сложном не разделяются запятой или иным знаком препинания. Сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной (ых) части (ей).

Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки уч-ся

Подведём итоги урока.

- Назовите тему урока.

-Назовите цель урока.               -Достигли мы цели урока?                                -Какие открытия были нами сделаны?                 -Что было для вас трудным? Почему?                        -Что бы вы ещё хотели узнать?                                            - Об этом мы узнаем на следующих уроках.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Заполняют таблицу самооценки уровня усвоения учебного материала на тему «Сложные предложение и знаки препинания в них»

Беседа

Рефлексия (Предм.УУД)

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом (Личн.УУД)

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.

 


Приложение.

 Составьте алгоритм  «Как правильно поставить запятые в сложном предложении»

1)Найди и подчеркни…………..

2)Определи количество……….

3)Найди ………

4)На границе частей………..

Проверьте алгоритм  «Как правильно поставить запятые в сложном предложении»

1)Найди и подчеркни грамматические основы.

2)Определи количество простых предложений.

3)Найди границы частей сложного предложения.

4)На границе частей предложения поставь знак препинания.

Лист самооценки работы на уроке

Этапы урока

! Я всё понял

+ Сомневаюсь, допускаю ошибки

   -- Не понял, нужна помощь

1

2

3

4

5

Моя итоговая оценка по уроку

Оценка учителя

План урока.

  1. Самоопределение.
  2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  3. Постановка учебной задачи, целей урока.
  4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  5. Реализация выбранного проекта.
  6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  7. Этап рефлексии деятельности.

Разминка

  1. Что это? Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение) 


2. Как называются предложения, имеющие только главные члены в своем составе? (Нераспространенные) 


3. Что составляют подлежащее и сказуемое? (Основу предложения) 


4. Как называется предложение, которое состоит из простых предложений связанных по смыслу и интонационно? (Сложное) 


5. Что соединяют союзы в простых предложениях? (Однородные члены) 


6. Что соединяет простые предложения в составе сложного? (Союзы) 


7. Наименьшее количество грамматических основ в сложном предложении? (Две) 

Рефлексия.

Верю-не верю.

 Простое предложение состоит из двух и более грамматических основ.

 Сложное предложение бывает союзным и бессоюзным.

Одним из средств связи простых предложений в сложном во всех видах СП является интонация.

Простые предложения в сложном не разделяются запятой или иным знаком препинания.

Сложноподчинённое предложение состоит из главной и придаточной (ых) части (ей).

1 вариант

1. Укажите предложение, в котором …………………………………………………….:

1) Все солдаты уже погрузились в эшелон, а меня так и оставили на земле.
2) Следят они, сынок, всю ночь выслеживали.
3) Дом, который стоял на берегу, построил ещё старый бакенщик.

2. В каком предложении неверно ………………………………………………………….?

1) Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана.
2) Солнце поднимается выше, и подбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы.
3) День выдался тёплый, и лес освещают яркие лучи солнца.

3. Укажите предложение с …………………………………………………(знаки препинания не расставлены):

1) В вазе лежали яблоки на столе было два апельсина.
2) В вазе лежали яблоки груши апельсины.

4. Укажите ………………………………………………. (знаки препинания не расставлены).

Когда припекло солнышко на пригорках появились бледные стебельки подснежников.

1) простое распространённое предложение
2) простое предложение, осложнено однородными сказуемыми
3) сложносочинённое предложение
4) сложноподчинённое предложение

Ключи к тесту:

1.                                                                                                                                                                           2.                                                                                                                                                                   3.                                                                                                                                                                     4.

2 вариант

1. Укажите предложение, в котором есть ………………………………………………..:

1) Ветер стихает, и вдруг туман сгущается.
2) Высокие сосны с курчавыми макушками, свисавшими до самой земли, заслонили солнце.
3) Колокольчик звонко плачет, хохочет и визжит.

2. В каком предложении нужно ………………………………………………………….?

1) Подошёл котёнок к миске с молоком и ткнулся в неё мордочкой.
2) Все уснули и наступила долгожданная тишина.
3) Что ты, осень, рано в гости к нам пришла?

3. Укажите предложение с ………………………………………..(знаки препинания не расставлены):

1) Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горку.
2) Автобус остановился и все вышли из него.

4. Укажите ………………………………………………. (знаки препинания не расставлены).

Соловей (1) рассыпаясь ликующей трелью (2) пел (3) свою весеннюю песню.

1) на месте цифр 1, 2 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот
2) на месте цифр 1, 2 должны стоять запятые, выделяющие причастный оборот
3) на месте цифр 1, 3 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот
4) на месте цифр 1, 2, 3 должны стоять запятые, выделяющие деепричастный оборот

Ключи к тесту:

1.                                                                                                                                                                           2.                                                                                                                                                                   3.                                                                                                                                                                     4