Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сычева Ольга Геннадьевна

Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_k_uroku_russkogo_yazyka_5_klass_.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

1. Предмет:   Русский язык

2. Учитель: Сычева Ольга Геннадьевна

3.Учреждение: МБОУ «Большемеминская СОШ»

4. Класс:   5

5. Тема урока:  О пользе знаков препинания. (Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 2-ой урок)

6. Тип урока:  Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

7. Цель урока:   Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».  

8. Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать зания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; постановка знаков препинания на  письме);

развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову, к природе.

9. Планируемые результаты:

Предметные:

   Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, при диалоге;

  Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

10. Основные поняти темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.  

11. Межпредметные связи:      Литература

12. Ресурсы:  

основные   Учебник «Русский язык», 5 класс.  Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., 2011г., словари;

дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; плакат «Страна Лингвиния», плакат-кластер, карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.

13. Организация пространства:      Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

Технологическая карта урока русского языка «О пользе знаков препинания»

п/п

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

1

Организационный этап

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

2

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся  высказать свое мнение по поводу высказываний (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

(Слайд №2)

Обучающиеся комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у доски); соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока

«О пользе знаков препинания».

Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция  (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К).

3

Актуализация знаний.

Учитель предлагает вспомнить всех жителей изученного  пятиклассниками материка Синтаксис (Приложение №2. Плакат «Страна Лингвиния).

Организует фронтальный опрос. «Закончи предложение...» (Слайд № 3-7)

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.

 Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К).

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П).

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

4

Обобщение и систематизация знаний.

Проводит лексическую и словарную работу (Слайд №8)

Определяют лексическую связь между словами, делают вывод об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П).

Организует «Пунктуационную «зарядку» и работу в группах (по партам 4 человека).

Приложение №3.

– Сколько всего пуктограмм в русском языке?

–  А сколько всего в русском языке ЗП? (Первое ДЗ для I и II групп: разгадать кроссворд «Юный лингвист» и ответить на поставленный вопрос).

Плакат-кластер 1.

Работают в группах по «Визитным карточкам»: отгадывают загадку «О каком ЗП идет речь» и называют пунктограммы, в которых употребляется этот ЗП.

Обучающиеся I и II групп знакомятся с первым Д/З.

Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П).

5

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Организует работу по сравнению и обобщению предложений. (Слайд №9. Упражнение 1)

(Слайд №10. Упражнение 2)

Организует индивидуальную работу ученика у доски с «Упражнением №3». (Приложение 4)

–  Могут ли ЗП ( 5 или 6) собраться вместе в одном предложении? Это второе ДЗ для всех: составить предложение с 5-6 ЗП.

Плакат-кластер 2.

Организует электронную физкультминутку.

Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре;

называют грамматическую основу, расставляют ЗП и объясняют их постановку; Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения.

Выделяют узкое и обобщенное значение СС-ия «знаки препинания»; называют выделенные орфограммы.

Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.

Выполняют упражнения физкультминутки.

Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П).

Умение оценивать действия одноклассников  (К).

Проверяет умения обучающихся слушать интонацию учителя  при чтении,  применять правила по постановке ЗП, соотносить с соответствующей схемой предложения.

Приложение 5.

Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку-схему данного предложения.

6

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция.

Организует работу групповую работу: индивидуальную по группам.

Организует взаимопроверку работ всех групп.  Проверяет схемы предложений III группы.

 I группа воспроизводит письмо по памяти «О пользе ЗП» вслух и в тетради; объясняет постановку ЗП в тексте.

 II и III группы самостоятельно в карточках озаглавливают текст, определяют тему и основную мысль текста;

II группа выполняет синтаксический разбор выделенных предложений;

III группа составляет схемы выделенных предложений.

II группа проверяет задания I группы, III  –  II группы. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают контрольные листы учителю на проверку.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р).

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П).

Умение оценивать действия одноклассников  (К).

7

Домашнее задание (записано на доске).

Комментирует ДЗ по группам.

Записывают ДЗ в дневниках.

8

Рефлексия учебной деятельности.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11)

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П).

Умение выражать свои мысли (К).

Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р).

Приложение 1. Презентация «О пользе знаков препинания».

Слайд №1. К.Паустовский: «Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться».

                  А.П.Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

Слайд №2. Словарная статья слова «Нота».

Нота  –  1) Графический знак, который изображает музыкальный звук.

2) Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.

А тон речи  –  это интонация, манера произношения.

Слайд №3. Закончи предложение...  

Синтаксис  –  это раздел науки о русском языке, в котором изучаются...

Слайд №4. Словосочетание состоит из …

Слайд №5. По структуре (наличию грамматических основ) предложения бывают …

Слайд №6. Предложение обязательно имеет …

Слайд №7. Великий и могучий Синтаксис живет в согласии с красавицей Пунктуацией. Она помогает ему выделять кого-то за заслуги, отделять одного от другого. При этом она пользуется различными знаками препинания.

Пунктуация учит …

Слайд №8. Знаете ли вы, что...

                   Знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие

                   имеют общее значение остановки.

                   Чтобы поставить точку, нужно пнуть пером в бумагу.

                   Точка и ткнуть  –  однокоренные слова.

                      «Вот тут-то и запятая».

Слайд №9.  Упражнение 1.

  1. Ребята а вы знаете историю знаков препинания
  2. Ребята нашего класса знают историю знаков препинания

Слайд №10. Упражнение 2.

  1. У последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания
  2. Учитель объяснил постановку таких знаков препинания  запятой  тире двоеточия.

Слайд № 11. Рефлексия и итоги урока.

  • По какой стране мы путешествовали?
  • С жителями какого материка общались?
  • Какие законы этого материка повторили?
  • Какие задачи ставили? Достигли цели?
  • Мне понравилось …, потому что...
  • Мне не понравилось..., потому что...

 

               

Приложение 2. Карта «Страна Лингвиния».

Выполняется на ватмане формат А-1.

Приложение 3. «Визитные карточки» для работы в группах.

Словам раскрывают объятья:

–  Ждем вас в гости, милые братья.

Всегда подслушать норовят,

То, что другие говорят...

(Кавычки)

На крохотное ушко

Похожа завитушка.

Выйдет на дорожку  –

Всем подставит ножку.

(Запятая)

Мной кончается рассказ.

Значит я важнее вас.

(Точка)

Бурным чувствам

Нет конца:

Пылкий нрав

У молодца!

(Восклицательный знак)

Ляжет палочкой

На строчку:

–  Проходите

По мосточку.

(Тире)

Я важней, чем запятая,

Во оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

(Двоеточие)

На странице я стою,

Всем вопросы задаю.

Вечно думаю над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

(Вопросительный знак)

Приложение 4.

Упражнение 3.

Задание. Расставь знаки препинания в предложении.

Дети что вы там натворили

Приложение 5.

(карточки прилагаются)

Приложение 6.

ДЗ на доске:

Плакат-кластер 1.   I и II группам: Кроссворд. Сколько ЗП в русском языке?

Плакат-кластер  2.   ВСЕМ: Составить предложение с 5-6 ЗП.

Плакат-кластер 3.   III группа: Устное сочинение-миниатюра на лингвистическую тему (план прилагается).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"...

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»

Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компет...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Универсальная технологическая карта для проведения урока, нацеленного на освоениенового материала....

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...

Технологическая карта урока русского языка "Как устроен словесный знак?"

методика развивающего обучения. Тип урока: постановка учебной задачи...