Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс)

    Загнетина Ольга Алексеевна

    Тип урока: Урок объяснения нового материала

    Цель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_yazyka_v_zhizni_obshchestva.doc87 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОЛЬ  ЯЗЫКА  В  ЖИЗНИ  ОБЩЕСТВА.

    ЯЗЫК  И  ЧЕЛОВЕК.  ЯЗЫК  И  РЕЧЬ.  ЯЗЫК  И  ЕГО  ЕДИНИЦЫ

    Цель деятельности учителя

    Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; начать знакомство с понятиями «речь», «формы речи», «речевая ситуация»

    Тип урока

    Урок объяснения нового материала

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

    Методы и формы обучения

    Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

    Образовательные ресурсы

    http://www.uroki.net 

    http://www.zavuch.info 

    http://www.intergu.ru 

    http://akademius.narod.ru/vibor-rus.htm l

    http://festival.1september.ru/subjects 

    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

    Оборудование

    Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

    Наглядно-демонстрационный материал

    Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

    Основные понятия

    Речь, речевая ситуация, языковые единицы

    О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Осуществля-емая деятельность учащихся

    Формы органи-

    зации взаимо-действия

    Формируемые умения (универсальные учебные действия)

    Промежу-точный контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1. Мотива-ция (само-определе-ние) к учебной деятель-ности

    Эмоциональная, психологиче-ская и мотива-ционная подго-товка учащихся к усвоению изу-чаемого мате-риала. Слово учителя о значе-нии языка, речи

    – Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может происходить устно и письменно. И всё это благодаря языку.

    Писатель Лев Успенский в книге «Слово о словах» пишет:

    «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый, подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом»

    Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

    Фрон-тальная

    Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.

    Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

    Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

    Листы обратной связи

    2. Актуа-лизация знаний и пробное учебное действие

    Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Работа в группах. Игра-соревнование. Дидактическое задание.

    – Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки. Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Например: От доброго слова язык не усохнет. Языком кружева плетёт. Каков разум, таковы и речи. Человеческое слово стрелы острее. Пулей попадёшь в одного, а метким словом – в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.)

    Р а б о т а  в  г р у п п а х  над пословицами о языке, собранными В.В. Далем.

    Д и д а к т и ч е с к о е  з а д а н и е.  Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке.

    • Без языка и колокол нем.
    • Живое слово дороже мертвой буквы.
    • Хорошую речь хорошо и слушать.
    • В чужой беседе всяк ума купит.
    • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
    • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся

    Вспоминают пословицы о языке, речи, слове, одну записывают в тетрадь. Задают вопросы, отвечают на вопросы других

    Группо-вая

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

    Коммуникатив-ные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Устные ответы

    3. Выявле-ние места и причины затрудне-ния

    Обсуждение результатов предыдущего этапа

    – Какая группа быстрее всего справилась с заданием? Как вы думаете, почему? Что явилось причиной затруднения в других группах?

    Обдумывают ответы на просы

    Группо-вая

    Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникатив-ные:

    Задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    Просмотр мультимедийной презентации «Роль языка в жизни общества»

    – Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми.

    Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

    – Умеете ли вы пользоваться родным языком – этим мощным оружием? Можете ли вы отличить определение от эпитета? Метафору от сравнения? Нет? Что мы должны сделать для того, чтобы получить эти знания? А нужны ли нам помощники в этом трудном деле? Давайте познакомимся с ними

    Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

    Фрон-тальная

    Устные ответы

    Знакомство с учебными пособиями по предмету. Просмотр оглавления

    – Что в оглавлении показалось знакомым, а что совсем новым?

    Обращает внимание на теоретические сведения, опорные материалы, правила для заучивания задачи, упражнения по развитию речи и коммуникативных умений, материал для самостоятельных наблюдений и др., на Приложение к учебнику (словарики, памятки, репродукции картин, образцы разбора). Показывает учебник, объясняет, как им пользоваться. Организует работу с параграфом 3 «Читаем учебник»

    Слушают учителя, рассматривают учебник – обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками, дифференцирующими материал в учебнике

    Группо-вая

    Листы обратной связи. Уточ-няющие вопросы

    Физкультминут-ка

    Раз – подняться, потянуться,

    Два – нагнуться, разогнуться,

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть

    Выполняют элементарные физические упражнения

    Фрон-тальная

    Личностные: сознают необходимость заботы о здоровье

    4. Целепо-лагание и постро-ение проекта выхода из затруд-нения

    Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности

    Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

    Упр. 3 позволит осмыслить ключевое значение слов темы (общение, общаться). Последующие задания дают возможность показать ученикам особенности устного и письменного общения (упр. 4, 5), подчеркнуть универсальность, силу обобщения языка (упр. 6), обнаружить, что язык – средство передачи знаний, опыта, мудрости от одного поколения к другому (упр. 1).

    Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

    Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

    Индиви-дуальная, группо-вая

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания.

    Регулятивные: планируют необходимые действия.

    Коммуникатив-ные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

    5. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность по реали-зации построен-ного проекта

    Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения, обсуждение результатов

    – К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

    – О какой стороне языка мы ещё не говорили?

    Объясняет важность орфографически грамотного письма. Проводит беседу «Что мы будем делать, чтобы хорошо знать русский язык?».

    – Письменная форма речи занимает значительное место в жизнедеятельности человека, а решающий показатель уровня культуры письма – степень грамотности. Важность орфографической грамотности для эффективного письменного общения людей, для обеспечения желаемого взаимопонимания всегда сознавалась обществом

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассни-ками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

    Фрон-тальная

    Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

    Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

    Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

    Устные ответы

    6. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тировани-ем во внешней речи

    Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирую-щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

    Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

    «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупился бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянчского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». (М.В. Ломоносов.)

    «Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». (А.П. Сумароков.)

    «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса». (Н.М. Карамзин.)

    Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

    Индиви-дуальная, группо-вая

    Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

    Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

    Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Устные ответы

    7. Само-стоятель-ная работа с само-

    проверкой по эталону

    Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

    «…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем». (А.И. Герцен.)

    «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (В.Г. Белинский.)

    «Перед вами громада – русский язык». (Н.В. Гоголь.)

    «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен…». (А.И. Куприн)

    Самостоятель-но выполняют упражнения разного уровня сложности

    Индиви-дуальная

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

    Письмен-ная работа

    8. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние

    Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

    – Для чего людям нужен язык? Речь?

    Подведем итог наблюдениям: язык и речь нужны во всех областях жизни человека – чтобы обмениваться мыслями и чувствами, учиться, обогащать свои знания и опыт, организовывать совместную работу, домашние дела, отдых, находить взаимопонимание дома, в школе, транспорте, магазине, кругу сверстников, среди старших и младших…

    Познакомимся с советами учебника о том, как учиться читать и слушать (с. 8-9)

    Участвуют в диалоге.

    Отвечают на вопросы

    Фрон-тальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека.

    Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследователь-ских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.

    Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

    Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Оцени-вание работы учащихся на уроке

    9. Рефлек-сия учеб-ной деятель-ности на уроке (итог урока)

    Заключительная беседа по вопросам

    – Что нового узнали на уроке?

    – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

    – Как вы их преодолевали?

    – Понравилось ли вам на уроке?

    – Какое настроение у вас сейчас?

    – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

     

    Писатель А.Н. Толстой говорил: «Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

    Индиви-

    дуальная

    Листы обратной связи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока английского языка в 6 классе по теме "Жизнь подростков в Британии и России"

    Технологическая карта урока английского языка в 6 классе может представлять интерес для учителей, реализующих на уроках новые ФГОС. В карте подробно  прописаны УУД, формируемые на уроке....

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

    Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

    Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

    Технологическая карта урока родного языка в 5 классе по ФГОС «Жизнь семьи» - «Бинонты цард» .Лексико-грамматические упражнения .

    Технологическая карта урока в 5 классе  по ФГОС : Лексико - грамматические упражнения . "Жизнь семьи"- "Бинонты цард. Урок нацелен на развитие умений учащихся пользоваться изученно...

    Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР. Тема: В труде - красота человека.

    Конспект интегрированного урока русского языка и ОДНКР в 5 классе по теме "В труде - красота человека....

    Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

    Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"...