Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР. Тема: В труде - красота человека.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект интегрированного урока русского языка и ОДНКР в 5 классе по теме "В труде - красота человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Технологическая карта урока русского языка и ОДНКР в 5 классе в условиях реализации ФГОС

                                                                                                                                                

Тема:  В труде -  красота человека.

Цель урока:  формирование отношения и уважения к труду собственному и труду других людей.

Задачи:

Обучающая: расширять  представление детей о значении созидательного труда в жизни

         Развивающая: развивать способность к целеполаганию, анализу, обобщению; развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда

Планируемые результаты:

личностные: воспитывать уважительное отношение к труду, формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

метапредметные: формировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умение самостоятельно планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности, оценивать правильность выполнения учебной задачи;

предметные: уметь назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку; определять тему и основную мысль произведения , характеризовать героев-персонажей.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Формы работы: индивидуальная, в группах, коллективная

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,  раздаточный материал

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный  момент

 Приветственное слово учителя: (слайд №1)

 - Здравствуйте, ребята! Мы рады сегодня поработать с вами. На уроке вы узнаете много нового и интересного. Вы готовы к работе? Теперь протяните руки вперед, соедините их в центре  и скажите: «У нас все получится!»

Вступительное слово учителя

Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!

Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

Личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.

Определение темы и целей урока.

  Определение темы и цели урока

Учитель показывает слайды с картинами известных художников о труде.

- Какая тема объединяет эти картины? (труд, все люди работают)

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о труде)

Тема урока: В труде - красота человека

- Сформулируем цели урока: Учиться уважать собственный труд и труд других людей!

Учитель:  С давних времен люди трудились, и за свой труд  некоторые из них были вознаграждены. Вы тоже получите свое вознаграждение: за каждый правильный ответ команда будет получать звезду! В конце урока мы выясним , какая команда самая активная.

Формулируют  тему и цель урока.

 Регулятивные (формулировать   тему и цель урока, планирование).

Познавательные (формулирование проблемы)

3.

Введение в тему

Мини-лекция «Значение труда в жизни русского человека».

 Учитель: Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция -это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Послушайте «Поучение» Владимира Мономаха, русского князя, жившего в 1052-1125 годы.

Учитель зачитывает отрывки из «Поучения» Владимира Мономаха.

«Дети мои или  иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите её в сердце своё и не ленитесь, но усердно трудитесь...чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На пашню ли, на войну ли выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью... «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее...».  

    Идеал трудовой жизни наших предков - это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

 Дети  воспринимают материал

 

Познавательные: наблюдение, поиск информации

  

К: строят высказывания,

осуществляют совместную

деятельность в парах с учетом

конкретных познавательных задач

4.

Закрепление знания

  1. Приемы «Корзина идей», «Кластер»

Учитель:

- Подумайте и запишите на листочках нравственные качества, характерные для словосочетания «человек труда» .

- Прошу ученика № 1 прикрепить на доску по одному понятию (получается кластер)

- Выберите и аргументируйте одно качество, которое объединяет  все понятия (трудолюбие).

- Ответьте на вопрос: Для чего необходимо любить труд?

  1. Работа в группах  «Собери пословицы».

Подобрать к началу пословицы её продолжение.

УЧИТЕЛЬ:

В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. (На партах лежат карточки с половинками пословиц, соединить их).  У вас 2 минуты.

На столах лежат пословицы

1, 2 группы. Соберите пословицы.

 -Терпенье и труд все перетрут.

-Под лежачий камень и вода не течет.

-Маленькое дело лучше большого безделья.

-Не сиди сложа руки - не будет и скуки.

-Не спеши языком -торопись  делом.

Любишь кататься -люби и саночки возить.

Делу время...(потехе час).Всякое дело человеком ставится...(и человеком славится).Ищи невесту не в хороводе...(а в огороде).Пашню пашут, ... (руками не машут)Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда)Руку не протянешь...(так и с полки ложку не достанешь

3, 4 группы. Приведите примеры трудолюбивых сказочных персонажей

5 группа. Продолжите пословицы.

Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).

Не спеши языком - ... (спеши делом).

Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).

Делу время ... (потехе час).

Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).

 

Учитель: Время вышло, отвечает ученик № 3 .

Спасибо, ребята, повернитесь друг к другу и скажите: «Мы классно поработали!»

Физкультминутка (проводит подготовленный ученик)

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

  1. Работа со сказкой «Звездочка Зухра»

Учитель: Ребята, дома вы прочитали сказку «Звездочка Зухра»

-        Назовите тему сказки? (см заглавие).

-        Какими качествами Зухры восхищались все вокруг? (уважительностью, трудолюбием, расторопностью).

-        Как вы думаете, почему мачеха заставляла девушку работать с утра до ночи? Почему посылала в дремучий лес? (Хотела избавиться от падчерицы)

-        Какое задание велела выполнить мачеха? Почему оно невыполнимое? (бочка без дна).

- Как вы думаете, а что за звездочка следила за Зухрой с неба? (родная матушка)

-        Что случилось с Зухрой? Как вы относитесь к такому завершению сказки? (Грустно, но мы понимаем, что Зухра теперь рядом со своей матушкой и ей хорошо на луне).

-        Какова идея этой сказки? Подумайте, на что хотели обратить внимание народные сказители? Чему хотели нас научить? (За свое трудолюбие, терпение и пр. человек будет уважаем окружающими и награжден за свои труды).

-        Назовите, пожалуйста, сказки с подобными сюжетами. («Морозко», «Золушка», «12 месяцев» и др.)

Учитель: Вы хорошо поработали! Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и скажите: «Ты очень умный!»

Участвуют в диалоге

Выполняют задание

Делают выводы о том, для чего необходим труд человеку

Работают в группах

Делают необходимые выводы

Беседа в группе

Выражают свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с поставленной целью

Выполняют упражнения.

Слушают  и анализируют сказку; выражают свои мысли в соответствии с поставленной целью

П: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Р: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

К: обмениваются мнениями, умеют слушать, слышать, выражают свою точку зрения;

Л: формирование уважительного отношения к семьям одноклассников

К: выражают свою точку зрения, аргументируют свою позицию

П: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы

5.

Рефлексия

Прием «Модель Фрейер»

Учитель:

  -Ребята, предлагаю сделать вывод о том, что же такое трудолюбие. Для этого составим Модель Фрейер.  (В центре  понятие трудолюбие).

У вас 2 минуты.

-Время вышло! Отвечает 1 человек из команды.

(Обязательные характеристики , необязательные характеристики,  примеры, антипримеры).

Учитель: Вы молодцы! Повернитесь к соседу и скажите ему: «Ты молодец!»

 Оценки за урок

Обобщают свои знания, выражают свои мысли, подводят итог

К: полно и грамотно выражают свои мысли

Р: осознают важность приобретения новых знаний

П: оценивают процесс и результаты своей деятельности

Л: осознают важность полученных знаний

6.

Итог урока

Учитель: Наше занятие подошло к концу.

- Какие моменты остались в вашей памяти?

- Какие мысли запомнились?

- Над чем хочется задуматься?

Прием «Билетик на выход». (2 мин):

1 – 1 момент, который мне понравился;

2- 1 момент, который показался сложным;

3- 1 момент, который показался непонятным.

Уходя, сдайте свои «билетики».

Учитель: Сегодня вы сделали первый шаг для того, чтобы получить свою заветную звезду. Таких звезд будет много в вашей жизни, главное – не лениться, ведь под лежачий камень вода не течет!

Пусть девизом вашей жизни станут слова: «В труде красота человека».

До свидания!

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Р: самооценка

Л: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"

Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Технологическая карта урока английского языка в рамках темы «Внешность и характер человека (литературного персонажа)» по УМК Spotlight, 5 класс под редакцией авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули.

Данный урок находится в тематическом блоке, на который отводится 8 часов. Материал урока направлен на получение знаний о внешности людей и способах ее описания, а также усвоение грамматического матери...