Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс)

    Загнетина Ольга Алексеевна

    Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речи

    Тип урока: урок объяснения нового материала

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stili_rechi.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    С Т И Л И  Р Е Ч И

    Цель деятельности учителя

    Начать знакомство с понятием «стили речи»; формировать умение различать стили речи

    Тип урока

    Урок объяснения нового материала

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике; уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

    Методы и формы обучения

    Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

    Образовательные ресурсы

    http://www.uroki.net 

    http://www.zavuch.info 

    http://www.intergu.ru 

    http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html 

    http://festival.1september.ru/subjects 

    http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

    Оборудование

    Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

    Наглядно-демонстрационный материал

    Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

    Основные понятия

    Стили речи, разговорный стиль, художественный стиль, публицистический стиль

    О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Осуществля-емая деятельность учащихся

    Формы органи-

    зации взаимо-действия

    Формируемые умения (универсальные учебные действия)

    Промежу-точный контроль

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1. Актуа-лизация и пробное учебное действие

    Воспроизведе-ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Игра-соревнование

    Словарно-орфографическая работа.

    Грамота – grammata – чтение и письмо (греч.).

    – В каком значении употреблено слово грамота?

    Под его (Савельича) надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте (А.С. Пушкин).

    После окончания школы сестре вручили похвальную грамоту.

    Я всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота (А.П. Чехов).

    Царский манифест… оказался филькиной грамотой (А. Степанов)

    Вспоминают пословицы о языке, речи, слове. Одну записывают в тетрадь

    Группо-вая

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи

    Устные ответы

    2. Выяв-ление места и причины затрудне-ния

    Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

    – Откуда, по-вашему, взяты тексты? (Из книг.)

    – Как вы это определили? (авторы используют книжную лексику, образные выражения.)

    С о о б щ е н и е  у ч и т е л я.

    Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

    Стиль языка – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность, науку; словесно-художественное творчество

    Обдумывают ответы на вопросы

    Группо-вая

    Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

    Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникатив-ные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

    Просмотр мультимедийной презентации «Стили речи»

    Стили русского

    литературного языка

    Сферы общения

    Стиль

    Общение людей в быту

    Разговорный

    Общение граждан в учреждении

    Официально-деловой

    Агитационно-массовая деятельность (стиль газет, журналов, листовок и др.)

    Публицистичес-кий

    Научная деятельность (научные статьи, работы)

    Научный

    Словесно-художественное творчество (стиль художественной литературы)

    Художественный

    Книжными стилями считаются: научный, официально-деловой, публицистический, художественный

    Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины.

    Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают учителя, рассматривают учебные пособия

    Фронта-льная

    Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

    Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

    Устные ответы

    3. Целепо-лагание и построе-ние проекта выхода из затрудне-ния

    Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

    Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения

    Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

    Наблюдение (с. 10-11 учебника).

    – О чем идет речь во всех текстах? Как говорится о ветре, одинаково или по-разному?

    Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

    – В зависимости от того, с кем говоришь, с какой целью, в какой обстановке, определяется стиль речи говорящего

    Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

    Индиви-дуальная, группо-вая

    Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

    Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей

    Вопросы для уточнения информа-ции

    4. Творче-ская практиче-ская деятель-ность по реализа-ции построен-ного проекта

    Выполнение упражнений в учебнике. Обсуждение выводов, их подтверждение

    – К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

    – О какой стороне языка мы еще не говорили?

    Объясняет важность орфографически грамотного письма (упр. 8).

    – Чтобы обеспечить у себя формирование прочных навыков грамотного письма, необходима постоянная работа, которая включает три последовательных шага: 1) научитесь слышать звуки, определять их количество в слогах, различать звуки, осуществлять звуковые схемы; 2) вырабатывайте орфографическую зоркость, узнавайте орфограммы; 3) научитесь контролировать свою работу (самоконтролю)

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что существуют как устные, так и письменные формы речи

    Фронта-льная

    Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

    Коммуникатив-ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

    Устные ответы

    5. Первич-ное закрепле-ние с коммен-тирова-нием

    Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирую-щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

    Распознавание стилей речи.

    Учитель зачитывает тексты, ученики, называя признаки, определяют стиль.

    Работа может быть проведена с использованием карточек.

    1. Вышел я на поляну… и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. хотели его поволить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный.)

    2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. (Из словаря – научный.)

    3. Возле речки, у обрыва,

    Плачет ива, плачет ива.

    Может, ей кого-то жалко?

    Может, ей на солнце жарко?

    Может, ветер шаловливый

    За косичку дернул иву?

    Может, ива хочет пить?

    Может, нам пойти спросить?

    И. Токмакова

    (Художественный)

    Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

    Индиви-дуальная, группо-вая

    Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

    Устные ответы

    6. Само-стоятель-ная работа с самопро-веркой по эталону

    Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

    Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

    Выполнение упражнений

    Индиви-дуальная

    Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

    Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Письмен-ная работа

    7. Вклю-чение в систему знаний и повторе-ние

    Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

    Составление диалогов в парах по материалу упр. 19.

    Задание.

    Используя предложенные выражения приветствия, составьте диалог с другом; с директором школы. Средствами какого стиля речи вы пользовались в первом случае? Во втором? (Разговорным и официально-деловым стилем.)

    Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни-ков, оценивают их. Отвечают на вопросы

    Фронта-льная

    Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

    Оцени-вание работы учащихся на уроке

    8. Рефлек-сия учебной деятель-ности на уроке (итог урока)

    Заключительная беседа по вопросам

    – Что нового узнали на уроке?

    – Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

    – Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

    – Понравилось ли вам на уроке?  Какое настроение у вас сейчас?

    – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

     

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

    Индиви-дуальная

    Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

    Регулятивные: оценивают свою работу.

    Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания

    Листы обратной связи


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме :"Употребление деепричастий в речи"

    Урок, построенный по новым требованиям ФГОС с использованием различного литературного материала для развития интереса у детей....

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"

    Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС....

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

    В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...

    Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

    Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

    Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

    Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

    Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

    Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

    Технологическая карта урока русского языка "Союз как часть речи" 7 класс

    Технологическая карта урока русского языка 7класс...


     

    Комментарии

    Никифорова Татьяна Алексеевна

    спасибо за технологическую карту. полезный материал для урока

    Загнетина Ольга Алексеевна

    Спасибо, Татьяна Алексеевна