Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме :"Употребление деепричастий в речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок, построенный по новым требованиям ФГОС с использованием различного литературного материала для развития интереса у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Употребление деепричастий в речи

Предмет: Русский язык.

Класс: 6 класс.

Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕ

Учебник под редакцией М.М. Разумовской РУССКИЙ ЯЗЫК 6 класс, М., ДРОФА, 2011

Автор урока: Шестакова Евгения Васильевна 

Образовательное учреждение: ГБОУ средняя школа № 260 Адмиралтейского района города  Санкт – Петербурга.

Цель: 1. Формирование умения определять роль деепричастий в речи.

2. Формирование умения определять прямое и переносное значение    деепричастий.

3. Попутный орфографический и пунктуационный повтор.

2. Совершенствовать умение анализировать текст.

3. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации; высказывать суждения, делать выводы.

4. Повторить правописание деепричастий.

5. Контроль знаний учащихся.

6. Воспитывать бережное отношение к слову.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, исследование.

Технология изучения.

На экране эпиграф:

«Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны слова превратиться в духовную энергию, иначе  они навсегда останутся черными значками на белой бумаге».

А.Н. Толстой

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся.

Подготовительный

Познавательные УУД 

КоммуникативныеУУД:

Умение отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

(умение отвечать на вопросы, убеждать других в своей правоте.)

Регулятивные УУД: Определение темы урока,  постановка цели урока, плана действий.

1. Проверка домашнего задания. Параллельно (для повторения) задаются вопросы:

Что такое деепричастие? Что такое деепричастный оборот?

 Каковы правила их выделения на письме?

2. ВНИМАНИЕ на экран!

Перед нами три предложения:

1. Побежали котятки,

отыскали перчатки

и,…, прибежали домой.

2. Стану сказывать я сказки,

песенку спою;

ты ж дремли,…,

баюшки-баю.

3. Когда сядешь есть, …,

заешь память.

А теперь на места пропусков поставим слова:

1. Побежали котятки,

отыскали перчатки

и, СМЕЯСЬ, прибежали домой.

2. Стану сказывать я сказки,

песенку спою;

ты ж дремли, ЗАКРЫВШИ ГЛАЗКИ,

баюшки-баю.

3. Когда сядешь есть, НЕ ЗАКРЫВ КНИГУ,

заешь память.

ВОПРОСЫ:

РЕБЯТА, изменилось ли что-то в предложениях?

Вопрос: За счёт чего?

Как вы думаете, какова наша сегодняшняя ЗАДАЧА и как мы её можем решить?

ТЕМА урока:

Употребление деепричастий в речи

  1. Учащиеся зачитывают отрывки из художественных произведений (подготовленных дома), в которых есть деепричастия и деепричастные обороты. Фронтально отвечают на вопросы.

2. ВНИМАНИЕ на экран.

Ответы учащихся: уточняются важные детали, настроение, отношение, состояние, предложения приобретает полноту содержания, для сохранения ритма стихотворения и т.д.

За счёт того, что в предложениях появились деепричастия и деепричастные обороты.

Ответ: Посмотреть на примерах различных текстов, где употребляются деепричастия и деепричастные обороты  в речи, и какое они имеют значение.

Тема урока записывается в тетради.

Основной

Регулятивные УУД: Действовать по выбранному плану, находить рациональные способы работы

Познавательные УУД: осмысленно решать задачу по предмету.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД (умение отвечать на вопросы)

Регулятивные УУД – учатся взаимопроверке

1.Познавательные УУД

2.Коммуникативные УУД (создаю ситуацию для обсуждения, строить монологическую речь)

Работа по вариантам.

Учащимся I и II варианта выдаются задания:

Определить стиль речи, тип речи, роль деепричастий и деепричастных оборотов; расставить недостающие знаки препинания и выделить графически ДЕЕПРИЧАСТИЯ и ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН:

Объяснить смысл пословиц и поговорок, расставить недостающие знаки препинания.

  1. Домовой по ночам стучит и возится выживая хозяина.
  2. Не знавши броду не суйся в воду!
  3. Не разжевав вкусу не узнаешь.
  4. Глядя на лес не вырастешь; смотря на людей богат не будешь.
  5. Видя волну на море не езди!

Каждый ученик выполняет письменно задания на своём листе по вариантам.

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ:

  1. Жеманный кот на

Печке сидя

Мурлыча лапкой

Рыльце мыл:

То несомненный

Знак ей был,

Что едут гости.

                 А.С.Пушкин

2. Гиеновая собака – млекопитающее семейства волчьих.

Имея длинные конечности она развивает при беге большую скорость и охотится на антилоп, овец и других копытных.

Являясь единственным видом рода гиеновая собака занесена в Красную книгу.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ:

1.По небу быстро поднимаясь

Навстречу мчась одна другой

Две тучи медленно свиваясь

Готовы ринуться на бой!

          К. Случевский

2. Морские клоуны – хищные рыбы из отряда удильщикообразных.

Имея плавники в виде подвижных конечностей они могут ползать по дну моря. Часто изменяя окраску морские клоуны удачно маскируются и представляют опасность для других морских обитателей.

---------------------------------------

Каждый учащийся отдаёт своему соседу, выполняющему задание другого варианта, лист с выполненным заданием (меняются своими работами).

НА ЭКРАНЕ ЗАДАНИЕ I варианта.

Учащиеся первого варианта отвечают на свои вопросы. По мере того, как звучат ответы, на доске высвечиваются знаки препинания и графические схемы. Стиль и тип речи проговариваются устно.

Учащиеся второго варианта проверяют работы своих соседей, подчёркивая ошибки красным карандашом.

НА ЭКРАНЕ ЗАДАНИЕ II варианта.

Учащиеся второго варианта комментируют ответы на вопросы своего задания. По мере того, как звучат ответы, на доске высвечиваются знаки препинания и графические схемы. Стиль и тип речи проговариваются устно.

Учащиеся первого варианта проверяют работы своих соседей, подчёркивая ошибки красным карандашом.

Ребята сами оценивают свои работы.

Фронтально ребята отвечают на вопросы, дополняя, исправляя  друг друга.

Подведение итогов деятельности,

рефлексия

Познавательные УУД:

Умение делать выводы.

КоммуникативныеУУД:

умение строить своё высказывание

Коммуникативные УУД

(умение признавать свои ошибки)

Личностные УУД:

адекватное понимание причин успеха (неуспеха), понимание того, что нужно ещё совершенствовать свои знания.

Подведём итоги нашей работы:

  1. В каких стилях и типах речи используются деепричастия и деепричастные обороты?
  2. Какую роль они играют?

НА ЭКРАНЕ СНОВА ПОЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА А,Н, ТОЛСТОГО,взятые в качестве эпиграфа к уроку.

------------------------------------

Учащимся предлагается заполнить таблицу (+ или-), ответив на след. вопросы:

  1. Я сформулировал тему урока.
  2. Поставил цель.
  3. Я определил стиль речи.
  4. Я определил тип речи.
  5. Расставил знаки препинания.
  6. Составил графические схемы.
  7.  Подвёл итоги.
  8. Работать было интересно.
  9. Оцениваю свою работу на …. баллов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Упр.538, 539

 

ВЫВОДЫ:

Деепричастия и деепричастные обороты используются  в художественных, научных текстах. Они придают тексту мелодичность, играют большую изобразительно-выразительную роль, в научных – уточняют понятия. Широко используя Д. и ДО, авторы передают своё видение происходящего, тоньше и точнее передают настроение, характер образов. Д. и ДО, помогают расшифровать текст.

Всё это подтверждает правильность мысли писателя.

Выводы записываются в тетрадь.

--------------------------------

Заполняют и сдают таблицу.

Сдают свою работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К уроку русского языка в 6 классе по теме: У П О Т Р Е Б Л Е Н И Е Д Е Е П Р И Ч А С Т И Й В Р Е Ч И Выполнила - Шестакова Е.В., ГБОУ СОШ № 260 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Слайд 2

«Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны слова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге». А.К. Толстой

Слайд 3

Побежали котятки, отыскали перчатки и, … , прибежали домой. Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, … , баюшки-баю. Когда сядешь есть, … , заешь память.

Слайд 4

1. Побежали котятки, отыскали перчатки и, СМЕЯСЬ , прибежали домой. 2. Стану сказывать я сказки, песенку спою; ты ж дремли, ЗАКРЫВШИ ГЛАЗКИ , баюшки-баю. 3. Когда сядешь есть, НЕ ЗАКРЫВ КНИГУ , заешь память.

Слайд 5

Тема урока: Употребление деепричастий в речи

Слайд 6

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ : 1.Жеманный кот на печке сидя Мурлыча лапкой рыльце мыл: То несомненный знак ей был, что едут гости. А.С. Пушкин 2. Гиеновая собака – млекопитающее семейства волчьих. Имея длинные конечности она развивает при беге большую скорость и охотится на антилоп, овец и других копытных. Являясь единственным видом рода гиеновая собака занесена в Красную книгу.

Слайд 7

ВТОРОЙ ВАРИАНТ: 1.По небу быстро поднимаясь Навстречу мчась одна другой Две тучи медленно свиваясь Готовы ринуться на бой! К. Случевский 2. Морские клоуны – хищные рыбы из отряда удильщикообразных. Имея плавники в виде подвижных конечностей они могут ползать по дну моря. Часто изменяя окраску морские клоуны удачно маскируются и представляют опасность для других морских обитателей .

Слайд 8

Объяснить смысл пословиц и поговорок, расставить недостающие знаки препинания: Домовой по ночам стучит и возится выживая хозяина. Не знавши броду не суйся в воду! Не разжежав вкусу не узнаешь. Глядя на лес не вырастешь; смотря на людей богат не будешь. Видя волну на море не езди!

Слайд 9

« Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны слова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге ». А.Н. Толстой

Слайд 10

Анкета для учащихся: Я сформулировал тему урока. Поставил цель. Я определил стиль речи. Я определил тип речи. Расставил знаки препинания. Составил графические схемы. Подвёл итоги. Работать было интересно. Оцениваю свою работу на … баллов.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА УРОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...