Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Коптяева Ольга Евгеньевна

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Как писать вступление  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc49 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc54.5 КБ
Office presentation icon k_uroku.ppt118 КБ
Файл sochinenie_ege-2019.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

ЛИЦЕЙ № 408                                                              

                                                                                                                                                                     Учитель: Коптяева О.Е.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЯ РЕЧИ)  В 10  КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по данному тексту.

                            Как написать вступление.  

Цель урока:

Тренировать учащихся в написании вступления к сочинению-рассуждению по исходному тексту.

Воспитательные и развивающие задачи урока:

      1.   Способствовать творческому саморазвитию личности ученика.

      2.   Нравственное воспитание учащихся в духе общечеловеческих идеалов, таких как добро, любовь к ближнему, сострадание.

  1. Эстетическое воспитание учащихся посредством разных видов искусства (литературы, музыки).

     4. Совершенствование коммуникативной компетенции (совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных ситуациях общения).

  1. Создание условий для формирования способности к успешной социализации в обществе (формирование навыка самостоятельного приобретения знаний, развитие риторических навыков и навыков публичного выступления, побуждение учащихся к высказыванию личного, обязательно аргументированного суждения).
  2. Развитие языковой компетенции (расширение словарного запаса учащихся).
  3. Совершенствовать навык анализа художественного текста.
  4. Готовить учащихся к предстоящему экзамену в формате ЕГЭ.

Материальное обеспечение урока: маркерная и магнитные доски, раздаточный материал, компьютерная презентация, листы бумаги А4, фломастеры и маркеры цветные, музыкальное оформление.

Методы работы: эвристическая беседа, РР работа с ассоциативным рядом слов, индивидуальная, парная и групповая работа, элементы анализа литературного произведения, РР письменная работа.

Санкт- Петербург

Пушкин

2018

Технологическая карта урока

Тип урока – мастерская (смешанная: построения знаний + письма + ценностных ориентаций)

Технологический этап

Действия учителя

Действия учащихся

Индукция

создание мотивационной базы, эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения

- Случалось ли в вашей жизни такое, когда вы совершали ошибку?

- Запишите это слово «ОШИБКА». Что обозначает это понятие? (слайд № 1)

-  Какова этимология этого слова? (слайд № 2)

- Какие бывают ошибки? Напишите ряд определений (прилагательных).

- Какие ошибки могут стать роковыми, непоправимыми, непростительными?

- Какие слова, события, действия ассоциируются у вас с совершением ошибок? (КЛАСТЕР)слайд 3

Получают чистый лист, на котором записывают

- слово ОШИБКА,

- толкование понятия своими словами,

- ряд определений (КАКАЯ бывает ошибка?),

- ассоциативный ряд

Самоконструкция (деконструкция)

- работа с текстами

- оформление ощущений

- высказывания

- Прочитайте текст В. Дроганова. Выделите маркерами ключевые фразы. Отметьте средства выразительности, которые использует автор.

- Какую же ошибку, по вашему мнению, совершил рассказчик?

- Какие приёмы использует автор?

«нечаянно разрушил дом человеческой веры»,

«боль стала моей неразлучной спутницей» - развёрнутые метафоры,

«презрительно-высокомерное отношение», «жалкому отпрыску», «странная, восторженная улыбка» - эпитеты,

взял книгу, «словно святыню» - сравнение.

Найдите примеры оценочной лексики,

(«восхищённо улыбаясь», «благоговейно взял», «прорычал я», «испуганно вздрогнул», «по другой дороге, где всем больно и одиноко»)

фразеологизм («готовый от стыда провалиться сквозь землю»)

Найдите в тексте экспрессивный лексический повтор. Каково значение этих приёмов?

Обеспечиваем фиксацию высказываемых мыслей

(на доске, плакате)

Чтение текста про себя.

Выделяют цветными маркерами ключевые слова и фразы, средства выразительности, примеры оценочной лексики.

Одним/несколькими словами, предложением записывают ответ на вопрос.

Социоконструкция

Работа в парах. Обсуждение проблемы, взаимообогащение. Идеи и мысли фиксируются

Обсудите в парах, как вы сформулировали ответ. Прислушивайтесь друг к другу.

Работа в парах

Социализация

обсуждение проблемы

интеграция идей, вариантов

 работа в группах (не более 5 человек)

творческий процесс, который помогает каждому участнику обогатить свой опыт, сопоставить свою точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учётом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества

Сегодня на занятии вам предстоит попробовать написать вступление к будущему сочинению-рассуждению по исходному тексту.

На экране (слайды 4-5), а также на ваших столах есть памятки, которые вам помогут: «Варианты вступлений» и «Требования к вступлению». Ваша главная задача – подвести к формулировке проблемы. Если уже сегодня у кого-то получится сформулировать проблему, хорошо. Если нет, то это станет темой очередного занятия по подготовке к ЕГЭ.    Удачи!  (слайд 6)

Педагог-руководитель мастерской поддерживает атмосферу сотрудничества, следит, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников.

Обсуждение в группах.

Написание текста вступления:

1 группа – именительная тема,

2 группа – диспозиционный вопрос,

3 группа – ряд вопросительных предложений,

4 группа – впечатление о прочитанном тексте.

Афиширование

Представление, обнародование

Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, обеспечивается «официальное» признание полученных результатов.

Все получившиеся тексты  вывешиваются на магнитную доску.

Сначала учащиеся (представители групп) проводят «презентацию» своей точки зрения на проблему и зачитывают получившийся текст.

Разрыв (кульминация)

Результат – «инсайд» (озарение), осознание неполноты своего знания, необходимости использования дополнительной информации, сверки с авторитетными источниками

Каждой группе предлагается цитата (высказывания знаменитых людей по проблеме, рассматриваемой в тексте В. Дроганова).

После высказывания по цитате представителя группы педагог напоминает учащимся, что цитата – это один из вариантов написания вступления к сочинению-рассуждению.

Музыкальная пауза (отрывок из песни в исполнении Г. Лепса)

Представление цитаты и краткий комментарий.

Рефлексия

анализ, выводы, обобщение

- Что в сегодняшнем занятии стало для вас наиболее важным, значимым?

- О чём задумались?

- Какие сделали выводы?

СПАСИБО всем участникам мастерской за творчество и плодотворную работу!

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

УСПЕХОВ вам в дальнейшей подготовке к ЕГЭ!

Муз. оформление (Песня «Дорогою добра»)

Осуществляют рефлексию.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

   

      Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

     - Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

     В это время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

     Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

     - Санёк, глянь! – толкнул меня Петька.

Я от возмущения разинул рот.

     Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

     - Спасибо за подарок!

     - Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

     Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

     - Просто у меня сегодня День рождения, и я подумал, что…

     Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

     А эта книга… Колек, да я бы отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы все тебе отдали…

     Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

                                                                                                   (По В. Дроганову)

Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого.

           Л.Н.Толстой (1828-1910) – великий русский писатель, мыслитель

Можно снести любые невзгоды – они приходят извне, они случайны. Но страдать за собственные ошибки – это самое горькое, что может быть в жизни.                                 Оскар Уайльд «Веер леди Уиндермир»

                          (Оскар Уайльд (1854-1900) – английский писатель)

Мы совершаем в жизни немало ошибок, и большинство из них можно исправить.

Но некоторые ошибки непоправимы. Как говорят, угрызения разъедают душу.

Злость быстро проходит, ненависть с годами смягчается.

Только чувство вины неподвластно времени.

    Денни Шейнман «Квантовая теория любви» (издана в начале XXI века)

   (Д. Шейнман – выдающийся  британский актёр, сценарист, писатель)

…Прежде всего, бога ради и души своей, страх имейте божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра… 

…Всякий день милостыню творит праведник... Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков…

…Научись…иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела…

…Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите…

…Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…

Из «Поучения Владимира Мономаха», литературного памятника XII века.

(Владимир Всеволодович Мономах(1053-1125) – великий князь киевский (1113-1125), государственный деятель, военачальник, писатель, мыслитель).

Памятка 1. ТРЕБОВАНИЯ К  ВСТУПЛЕНИЮ:

    1) оно должно быть небольшим по объёму (от 2 до 5 предложений),

    2) оно должно быть органично связано с основным текстом сочинения

         - по содержанию,

         - по эмоциональному настрою,

         - по использованию средств выразительности,

      3) основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

Памятка 2. ВАРИАНТЫ  ВСТУПЛЕНИЙ

Вступление может быть написано в форме:

  1. Именительной темы. ( Ошибки…)
  2. Впечатления, которое произвёл текст. (Прочитал текст и задумался…)
  3. Проблемного вопроса. ( Как же должен жить человек, чтобы…)
  4. Диспозиционного вопроса (Важно ЛИ  задумываться над…)
  5. Ряда вопросительных предложений, созвучных теме (идее, проблеме).
  6. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
  7. Лирического размышления.
  8. Рассуждения о заглавии, которое вы бы дали тексту.
  9. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме),

     т.е. вопросно-ответная форма.

10. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.

  1.  Цитаты.
  2.  Пословицы, поговорки, фразеологизма, крылатого выражения.

ОШИБКА  МОЖЕТ БЫТЬ

большая                                     обидная

гибельная                                  опасная

глубокая                                    основная              

глупая                                        очевидная

губительная                               печальная

детская                                       позорная

досадная                                    поправимая

жестокая                                    постыдная

закономерная                            простительная

исправимая                               распространённая

коренная                                    резкая

кричащая                                   роковая

крупная                                     серьёзная

легкомысленная                       случайная

маленькая                                 стратегическая

мелкая                                       страшная

невероятная                              существенная

невинная                                   тактическая

незаметная                                теоретическая

незначительная                        типичная

неисправимая                           трагическая

нелепая                                      ужасная                        

непоправимая                           фатальная

непростительная                      фундаментальная

несущественная                       чудовищная

нечаянная                                  явная

НАКАЗ ДОЧЕРИ

                          Юлия ДРУНИНА

Без ошибок не прожить на свете,
Коль весь век не прозябать в тиши.
Только б, дочка, шли ошибки эти
Не от бедности - от щедрости души.

Не беда, что тянешься ко многому:
Плохо, коль не тянет ни к чему.
Не всегда на верную дорогу мы
Сразу пробиваемся сквозь тьму.

Но когда пробьешься - не сворачивай
И на помощь маму не зови...
Я хочу, чтоб чистой и удачливой
Ты была в работе и в любви.

Если горько вдруг обманет кто-то,
Будет трудно, но переживешь.
Хуже, коль "полюбишь" по расчету
И на сердце приголубишь ложь.

Ты не будь жестокой с виноватыми,
А сама виновна - повинись.
Все же люди, а не автоматы мы,
Все же непростая штука - жизнь...

   *  *  *

Людей неинтересных в мире нет                                    

Их судьбы – как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

и нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил

и с этой незаметностью дружил,

он интересен был среди людей

самою незаметностью своей.

У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего

мы, зная всё, не знаем ничего.

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

от этой невозвратности кричать…

                                         Е.Евтушенко


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОШИБКА – неправильность в действиях, поступках, высказываниях, мыслях.

Слайд 2

Ошибаться (исконно русское) от шибать-ударять

Слайд 3

? ? ? ? ? ? ОШИБКА

Слайд 4

Памятка 1. ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПЛЕНИЮ: 1) Должно быть небольшим по объёму. 2) Должно быть органично связано с основным текстом сочинения - по содержанию, - по эмоциональному настрою, по использованию средств выразительности. Основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

Слайд 5

Памятка 2. ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЙ 1) Именительная тема ( Ошибки…) 2) Впечатление, которое произвёл текст (Прочитал текст и задумался…) 3) Проблемный вопрос ( Как же должен жить человек, чтобы…) 4) Диспозиционный вопрос (Важно ЛИ задумываться над…) 5) Ряд риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме). 6) Лирическое размышление. 7) Рассуждение о заглавии, которое вы бы дали тексту. 8) Диалог с воображаемым собеседником (вопросно-ответная форма). 9) Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста. 10) Цитата, пословица, поговорка, фразеологизм.

Слайд 6

УДАЧИ!!! ТВОРЧЕСТВА!!!



Предварительный просмотр:

ЕГЭ    № 27    Сочинение по исходному тексту

                                                      Гораздо благороднее сознать свою ошибку,

                                                                  чем довести дело до неисправимого.

                                                                                                Л.Н.Толстой                                                                                                                

Вступление

+

формулировка проблемы

       (от 2 до 5     предложений)

     

     Ошибки прошлого… Муки совести… Тяжесть вины за совершённое когда-то… Пришедшее слишком поздно осознание несправедливого поступка или отношения к другому человеку…

     Текст В.Дроганова  предлагает читателям задуматься над очень сложной  нравственной проблемой испытания совестью.

Комментарий к

сформулированной

проблеме

(8-12 предложений)

обязательно с опорой на исходный текст

2 примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы, пояснения к ним, смысловая связь между ними

     Действительно, каждый совестливый человек, заглянувший в своё прошлое, скорее всего вспомнит поступки, за которые станет стыдно. Поэтому вопросы и проблемы, затрагиваемые автором текста, актуальны во все времена.

     Писатель использовал интересный композиционный приём – ретроспекцию. Рассказчик мысленно возвращается в детство. Ему никогда не забыть тот день, когда он, не задумываясь, обидел сверстника. «Тридцать лет прошло с тех пор», но не даёт покоя понимание того, каким жестоким и неоправданным было «презрительно-высокомерное отношение» к однокласснику. Чувство вины долгие годы преследует  и  не даёт покоя. Осознание ошибки придёт, но  исправлять её будет уже слишком поздно. С горечью звучат слова: «я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры», «боль стала моей неразлучной спутницей». Развёрнутые метафоры позволяют автору показать, как трудно человеку жить с тяжестью вины за содеянное. Эмоциональность, экспрессивность текста достигается использованием оценочной лексики: «как много несчастий и бед окружает нас», «наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко».

Позиция автора

(2-4 предложения)

    Таким образом, автору важно убедить читателя в том, что в общении с людьми необходимо проявлять понимание, терпение, доброту, отзывчивость, душевную щедрость. И делать это нужно здесь и сейчас, в настоящем, чтобы в будущем не пришлось раскаиваться.                         Писатель предупреждает: « … человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят».

Собственное отношение к позиции автора по рассматриваемой проблеме

+

его обоснование

(4-8 предложений)

     С позицией автора невозможно не согласиться. Конечно, способность вовремя разобраться в ситуации, изменить устоявшееся негативное отношение к человеку, проявить заботу, протянуть руку помощи ближнему – всё это требует огромной затраты душевных сил. Но если вовремя не встать на путь истинный, не найти «в себе мужества исправить ошибку», то осознание того, что причинил боль другому, несправедливо поступил, незаслуженно обидел, отзовётся тяжким раскаянием и угрызениями совести.  

     Рассказ произвёл на меня очень сильное впечатление. Чтобы подтвердить важность рассматриваемой проблемы, лучше всего обратиться к русской литературе. Есть замечательные слова писателя В.Тендрякова: «Более ёмкого хранилища нравственного опыта, чем художественная литература, мне думается, у людей пока нет…»

     Литература Золотого века богата примерами духовной эволюции героев. Один из них – это путь исканий князя Андрея Болконского в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Достаточно вспомнить, что лишь незадолго до смерти Болконский осознаёт, как важны «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Это позволило князю Андрею понять раскаяние и стыд Наташи и даже пожалеть страдающего  Анатоля.

Вывод

(2-4 предложения)

     Подводя итог сказанному, хотелось бы привести слова писательницы Галины Щербаковой: «Чистая совесть и душевный покой – путь к духовности, ведущей вверх».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...

Урок русского языка (развитие речи) по теме «Основная мысль текста В. Сухомлинского «Красота»

С введением ФГОС ООО изменяется концепция обучения русскому языку в связи с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности как способности и готовности использовать язык...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

Технологическая карта урока русского языка «Прямая речь» 5 класс

Разработка урока по русскому языку в 5 классе с учётом требований ФГОС по теме "Прямая речь" (1-й урок по теме).  Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под ре...

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...