Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_nelepyy_mir_iz_pesen_i_ognya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Щукин М. А.

ГОУ СОШ № 232

План-конспект урока

Тема:  Нелепый мир из песен и огня…

Цели урока:

образовательная — рассказать о концепте «огонь» (разные языковые уровни: фонетический, лингвокультурологический, словообразовательный, лексический);  составить лингвокультурологическое гнездо концепта, подготовить учащихся к написанию миниатюры;

воспитательная — сформировать мнение учащихся о едином источнике разных видов искусства, о связи словесно-образного и духовного пространства, их параллелизме, воспитание внимания к деталям, бережного отношения к культурному наследию.  

развивающая  формирование умения построить монолог, используя лексико-изобразительные средства; развивать творческие способности учащихся, умение работать с текстом, обобщать и систематизировать.

Основной метод урока:

комплексный урок, который включает:

  1. монолог учителя;
  2. выразительное чтение учителя и учащихся;
  3. беседу учителя и учащихся.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент

Добрый день, ребята! Кто отсутствует?

II. Создание проблемной ситуации

Стихотворение Н. С. Гумилева «Ещё не раз Вы вспомните меня».

Запись ассоциаций.

Еще не раз вы вспомните меня…

Еще не раз Вы вспомните меня
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.

Он мог стать Вашим тоже, и не стал, 
Его Вам было мало или много,
Должно быть плохо я стихи писал
И Вас неправедно просил у Бога.

Но каждый раз Вы склонитесь без сил
И скажете: «Я вспоминать не смею,
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею».

                                                          Июль 1917

Что поэт говорит о своём внутреннем мире? Каков этот мир?

Озвучить тему. Связь с предыдущим материалом.

На прошлом уроке риторики мы говорили о понятии Стихии. Вы писали о своей стихии о том, каков Ваш внутренний мир, из чего он состоит, как сделан, соткан. Нынче мы поговорим о стихии огня, о том, как этот образ, концепт, связан с миром русских и зарубежных писателей, с культурой вообще. Мы «соберём» слова и образы для Вашей будущей миниатюры. Итак, тема нашего урока: «Нелепый мир из песен и огня»

III. Объяснение нового материала. Лексическая работа. Словообразование.

1. 

Запишите, пожалуйста, ряд синонимов к слову ОГОНЬ

Огонь — искра, пламя (пламень), свет, жар, пыл, горячность, сияние.

(Абрамов Н. Словарь синонимов / под ред. Ю. Д. Апресяна)

Обратите внимание на фонетический вариант слова ОГОНЬ – ОГНЬ.

С каким фонетическим явлением мы сталкиваемся (неполногласие)

Схема на доске.

2.

Какие прилагательные можно придумать, используя производящие словообразовательные  основы слов.

Огонь

Пламя

Искра

Жар

Пыл

Огненные, пламенный

Искристый, жаркий,

Пылкий (от глагола)

А прилагательное жаренный? — От глагола, с другим значением.

Пылающий, пламенеющий — причастия.

Каким способом образованы эти прилагательные? С помощью каких суффиксов.

3.

Работа с эпитетами.

Посмотрите на ряд предметов, лежащих перед Вами.

Шар

Дом

Гвоздика

Выберите предмет, подберите к нему необычный эпитет из придуманных нами прилагательных. Прочитайте Ваши словосочетания.

А теперь, послушайте, как эти образы использовали русские поэты в своих произведениях. Разделите тетрадь на три колонки и запишите несколько ключевых слов о каждом образе.

Огненный шар

Горящий дом

Огненные гвоздики

Черубина де Габриак

                   

                   С. Маковскому

 

Твои цветы... цветы от друга,

Моей Испании цветы.

Я их замкну чертою круга

Моей безрадостной мечты.

 

Заворожу печальным взглядом

Двенадцать огненных гвоздик,

Чтоб предо мною с ними рядом

Из мрака образ твой возник.

 

И я скажу... но нет, не надо,-

Ведь я не знаю тихих слов.

И в этот миг я только рада

Молчанью ласковых цветов.

1909

Марина Цветаева

Поэма «На красном коне», отрывок

Пожарные! — Широкий крик!
Как зарево широкий — крик!
Пожарные! — Душа горит!
Не наш ли дом горит?!

Споло́шный колокол гремит,
Качай-раскачивай язык,
Споло́шный колокол! — Велик
Пожар! — Душа горит!

Пляша от страшной красоты,
На красных факелов жгуты.
Рукоплещу — кричу — свищу —
Рычу — искры мечу.

Марина Цветаева «Сводные тетради»

« Я никогда не поверю в прозу: её нет. Я её ни разу в жизни не встречала, ни кончика хвоста её. Да и какая может быть проза, когда…всё на вертящемся шаре, внутри которого – огонь».

  1. Закрепление. Работа с концептами.

1. Образ огня связан с русской историей, культурой, поэзией. Напишите, пожалуйста, названия и авторов произведений, в которых особое место занимает образ огня.

2.

 Если заглянуть в словарь символом и концептов (Богуславский И., Диконов В., Универсальный словарь символов и концептов. — ИРЛИ РАН. — М., 2003), то мы прочитаем:

ОГОНЬ — одна из основных стихий, символ Духа и Бога, торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения. Символика огня получила метафизическое измерение, поскольку огонь есть метафора для описания самого Бога.

С огнем тесно связана символика жизненной силы.

Религиозное рвение, мученечество.

Пламя, кроме того, является символом религиозной страсти и горения. Язык пламени на лбу у каждого апостола символизирует сошествие Святого Духа..

В русской славянской и христианской культуре: образ страстной души (жар-птица) и образ дома (очаг).

Вспомнить, что такое концепт:

Концепт есть результат столкновения значения слова с личным и народным опытом человечества (Лихачев Д. С.,  Кубрякова Е. С.).

Образы, связанные с концептом ОГОНЬ:

Прометей,

Саламандра

Цветок папоротника

Феникс

  1. Обобщение.

Поговорим о том, как связан образ огня с образами ДУШИ и ДОМА

Посмотрите на тексты, лежащие у вас на столах. Обратимся к их краткому анализу.

Выразительное чтение.

Подчеркните ключевые слова, самые яркие образы.

Марина Цветаева

* * *

Два солнца стынут, — о Господи, пощади! —
Одно — на не́бе, другое — в моей груди.

Как эти солнца, — прощу ли себе сама? —
Как эти солнца сводили меня с ума!

И оба стынут — не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей.

<6 октября 1915>

1. Как Цветаева описывает свой мир? О каких солнцах идёт речь?

2. Почему солнца гаснут?

3. Подберите однокоренные слова к слову «стыть».

А. Блок. Безвременье.

Отрывок статьи.         

Нет больше домашнего очага. Необозримый липкий паук поселился на месте святом и безмятежном, которое было символом Золотого Века. Чистые нравы, спокойные улыбки, тихие вечера - все заткано паутиной, и самое время остановилось. Радость остыла, потухли очаги. Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь.

Но и на площади торжествует паучиха. Мы живем в эпоху распахнувшихся на площадь дверей, отпылавших очагов, потухших окон. Мне часто кажется, что наше общее поприще - давно знакомый мне пустой рынок на петербургской площади, где особенно хищно воет вьюга вокруг запертых на ночь ставен.

1906

  1. Чему противопоставлен образ очага в стихотворении А. Блока. Как называется этот литературный приём?
  2. Почему очаг погас?
  3. Придумайте свой антонимический ряд к слову «очаг»?

  1. Рефлексия.

Посмотрите на ключевые слова, которые вы подчеркнули. Попробуйте, используя как можно больше этих слов, объяснить понятие «пламенная душа»

Итак, что мы поняли на уроке, что сделали, чему научились, что нового узнали?

Домашнее задание:

Сочинение-миниатюра

Что такое «пламенная душа»?

Библиография:

1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка / Под ред. Е.А. Бариновой. — М., 1974.

3. Воробьев, В. В. Лингвокультурологические принципы презентации учебного материала: Проблемы концентризма / В. В. Воробьев. – М., 1993.

4. Тетерина Т. С. К теоретическим основаниям методики работы с текстом / Т. С. Тетерина // Лингвистические и методические аспекты текста : межвуз. сб. науч. тр. – Пермь, 1996. – С. 149–152.

Тексты:

Блок А. Собрание соч. в 8 т. — Т. 5. — М., 1980

Габриак Ч. Избранное. — М., 2003

Цветаева м. Собрание сочинение в 7 т. — Т. 3, 5 — М.: ТЕРРА, — 1999.

Ссылки на словари см. в тексте конспекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)

Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)

Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО

Урок русского языка ( развитие речи) "Подготовка к сочинению по сюжетным картинкам и презентация "Как Стёпа дрова колол" в 6 классе КРО. Интегрированный урок: русский язык, технология и ОБЖ.Место урок...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...