Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Подробное описание урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologich_karta_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока: Существительное как часть речи.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая называет предмет.
Задачи урока:
1.Организовать наблюдение над существительным через нахождение их в тексте, дать понятие о грамматических признаках существительного (род, число, падеж), познакомить с разрядами существительных: собственное -нарицательное, одушевленное-неодушевленное;
2.Создать условия для формулировки цели урока, рефлексии;
3.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;
4.Формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности, определение целей (5 мин) Цель:
| Приветствие учащихся. - Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. - Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. (на экран проецируется изображение сказочного государства) мы совершим путешествие в княжество МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение этому понятию . -С давних пор в княжестве живут волшебные части речи, одни из них очень знаменательные , самостоятельные (назовите их), а прислуживают им служебные части речи (назвать). ). Несмотря на разницу в знаменательном положении, все части речи дружат между собой, особенно все дружат со старым волшебником. А как его зовут, вы должны сказать сами, отгадав загадку, которая дана в эпиграфе к уроку. (Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. П. Чесноков) Верно, этот волшебник - Имя Существительным (Слайд 4). И он приглашает нас к себе в гости, чтобы мы смогли ближе познакомиться с ним. Из этого путешествия вы вернетесь с новыми знаниями. - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи Называют самостоятельные и служебные части речи Определяют цели: познакомиться с морфологическими признаками имени существительного, его синтаксической функцией | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2. Повторение | Вы знаете, как в любой сказке,никакое путешествие не обходиться без препятствий. Перед вами камень (СЛАЙД), за ним три дорожки. Куда пойдем?
Налево пойдешь непременно» .
И ждет его диктант распределительный.
Если знаешь, четко, ясно Где писать какую букву, То направо ты пойдешь. | Учащиеся поднимают руку, выбирают дорожку и выполняют задания соответствующей дорожки: Синтаксический разбор предложения по карточке. Пишут распределительный диктант, взаимопроверка в парах. Индивидуальная работа по карточкам. | Работать в парах |
.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| Вот и пришли мы в гости. И вот старый волшебник хочет проверить, что вы уже знаете об имени существительном. (Слайд) Все любовались бегом юного спортсмена. -Разбирая слово «бегом» как часть речи, Коля назвал его глаголом. Верно? (Нет.) - Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное. - Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило | Объясняют , что слово «бегом» обозначает предмет, относится к одному из трех родов (м.р.), в Т.п. Чтение и пересказ правила | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
Открытие нового знания | Слайд8 - Посмотрите внимательно на рисунок: у Существительного много гостей. -К каким словам на картинке можно поставить вопрос «Кто?» (к живым существам) -К каким поставим вопрос «Что?» (К неживым предметам.) -Пользуясь подсказкой, дайте определение одушевленным и неодушевленным существительным. Слайд -Посмотрите: на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные нарицательные. Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как мы назовем такие существительные? (Собственными) | Дают определение одушевленные –неодушевленные существительные, собственные-нарицательные | |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Упражнение 453 | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) | |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | |||
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | - На доске записаны существительные: сила, цирк, Москва, помощь, журнал, Кавказ, баян, Америка, Енисей. - Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, какие возможно. -какие из этих слов превратились из собственных в нарицательные ? (Москва, Кавказ) - А теперь Имя существительное предлагает отправиться на сказочный луг .(Слайд10). Представьте: лето, поют птицы, порхают бабочки. А весь луг усыпан одуванчиками. (Фонограмма «Звуки природы») -На что похожи цветы одуванчика? (На солнце). - Запишем предложение: Одуванчик – солнышко на ножке. (Повеств.,невоскл.,простое,распр.) Незабудки –кусочки голубого неба. На лугу растут колокольчики. . | Преобразовывают неодушевленные существительные в одушевленные( Силач, циркач, москвич, помощник, журналист, кавказец, баянист, американец). Находят собственные и нарицательные Делают вывод о том, какими членами предложения может быть существительное | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Мини-тест На какие вопросы отвечают имена существительные? 3. В каком ряду все существительные одушевленные а)Киев, житель, народ б)музыкант, казак, учитель. в)школьник, школа, одноклассник. 4. В каком ряду все существительные нарицательные а)поезд, газета, Москва б)Краснодар, город, Екатерина в)пейзаж, родина, семья. -Наше путешествие подходит к концу Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… Вы хорошо поработали. Добрый волшебник Имя существительное вами доволен. (Отметки за урок). Но лучшая награда для вас – знания, которые сегодня вы получили на уроке. | Работают с системой голосования. Учащиеся имеют возможность поставить себе отметки Проводят самоанализ. | Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»
Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"
Технологическая карта урока соответсвует требованиям ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи"
Технологическая карта урока русского языка на тему "Наречие как часть речи" в рамках ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
quot;Имя числительное как часть речи"...