Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Резанова  Любовь Сергеевна

В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_imya_sushch.rar295.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Цель: Обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Имя существительное как часть речи».

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные: учащиеся научатся отличать имя существительное от других частей речи, находить его в тексте, определять его морфологические признаки и синтаксическую роль; объяснять языковые явления.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

2.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

Организовывает проверку д/з.

- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем?

- Что является основной единицей  морфологии?

- На какие две группы делятся все части речи?

- Чем различаются сам-е и служ-е части речи?

Отвечают на вопросы учителя

морфологию

слово как часть речи

сам-е и служ-е.

3.

Выявление места и причины затруднения

 Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения.

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.  (слайды)

1) Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, ёлка)

2) Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

3) Без рук,
Без ног,
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер)

4) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

6) Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)

7) Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце)

- Определите к какой части речи относятся эти слова.

-Что такое имя сущ-е? Какие грамматические признаки оно имеет?

- Почему у нас возникли затруднения?

Отгадывают загадки, записывают отгадки.

Отвечают на поставленные вопросы.

4.

Определение темы урока.

Целеполагание

Организовывает вывод темы  и целеполагание.

- Предположите, какая тема урока у нас сегодня.

- Запишите тему в тетрадь.

- Знакома ли вам эта тема?

- Попробуйте, сформулировать цели нашего урока

Высказывают свои предположения.

Имя существительное как часть речи

Записывают тему.

…знакома

Формулируют цели урока.

  1. Обобщить и расширить знания об имени сущ-м, его грамм. признаках
  2. Отработать умения определять и. сущ., его грамм. признаки.

5.

 Открытие нового знания

Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала .

- Откройте учебник на стр. 113. Прочитайте текст после упр. 13 и заполните следующую таблицу, работая в паре:  

Грамматические признаки имени сущ-го

Общее значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль в предложении

Проверяет

Делает обобщение, используя таблицу (слайд)

Изучают теор. мат. учебника. Работая в паре, заполняют таблицу

Грамматические признаки имени сущ-го

Общее значение

Предмет

Морфологические признаки

Одуш.  и неодуш., род, число, падеж

Синтаксическая роль в предложении

Любой член предложения

 6

Первичное закрепление

Задание №1.Прочитайте слова: (слайд)

Молоко, смелость, зеркало, Олег, бег, олень, стрельба, нефть, синева, малахит, тракторист.

- Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы?

- Давайте посмотрим, что ещё могут обозначать существительные?

- Распределите слова в зависимости от значении? (слайд)

 

 Организовывает работу над упр. 14 (стр. 114)

 Задание: выписать и. сущ., определить их морф.  признаки

Отвечают на вопросы, выполняют задание совместно с учителем.

1) названия людей; (Олег, тракторист)

2) названия предметов. (Зеркало)

3) названия признаков; (Смелость, синева)

4) названия действий. (стрельба, бег)

5) названия животных; (Олень)

6) названия веществ. (Нефть, малахит, мо локо)

Выполняют упр. 14

7

Физкультминутка

Включает видео

Выполняют упражнения

8

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организовывает работу над определением синт. роли сущ. в предложении.

Задание: запишите четверостишие, определите синт. роль сущ. в предл-и. 

Пусть на солнце блестят ордена и медали
На груди ветеранов великой войны -
Эти люди все силы Отчизне отдали,
Отстояли в сраженьях свободу страны!

Работают самостоятельно. Проверяют себя, сверив со слайдом

9.

Включение в систему знаний и повторение

Организовывает работу над упр.  15

Работают над упр. 15. Самостоятельная работа

10.

Рефлексия

-  Что сегодня на уроке повторили?  Что узнали нового?

Оцените свои знания по теме, значками на полях: если вам всё понятно по теме - нарисуйте солнышко, если вы ничего не поняли - тучку

Оценивают свои знания

11.

Задавание домашнего задания

Задаёт домашнее задание, комментирует.

Упр. 17.  Теоретический материал на стр. 113 – выучить о сущ.

Записывают д. з.

12.

Подведение итогов

Учитель объявляет оценки учащимся,   даёт общую характеристику всему уроку.