Технологическая карта урока русского языка Тема: "Имя числительное как часть речи" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мусина Ксения Александровна

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17. 12. 2010 г. № 1897), может использоваться специалистами образовательных учреждении, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Предмет: Русский язык.

Класс: 5 класс.

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: способствовать усвоению нового знания об имени числительном как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11._urok.docx46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,

Описание: Копия ПЕРЕДЕЛАННЫЙ2

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо»

ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо»

Технологическая карта урока русского языка

Тема: "Имя числительное как часть речи"

5 класс

Тип урока: Урок открытия нового знания

Составитель: Мусина Ксения Александровна,

учитель русского языка

высшей квалификационной категории

г. Екатеринбург, 2017


Пояснительная записка.

Технологическая карта урока разработана для обучающихся с нарушением слуха по Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом требований Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17. 12. 2010 г. № 1897), может использоваться специалистами образовательных учреждении, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.

Предмет: Русский язык.

Класс: 5 класс.

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: способствовать усвоению нового знания об имени числительном как части речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить с новой частью речи — именем числительным; ввести понятие «количественные» и «порядковые числительные»; формировать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать их.

Развивающие: развивать ИКТ-компетенцию при поиске информации в сети Интернет; развивать мышление, логику, наблюдательность, речь обучающихся и умение делать выводы.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность при выполнении различных учебных заданий; формировать навык межличностного общения.

Коррекционные: развивать умение отвечать на причинно-следственные вопросы, самостоятельно находить информацию в тексте и выделять главное.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к работе на результат.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;
  • определять правильность выполнения задания на основе различных образцов.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • анализировать, сравнивать, группировать.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи; понимать и принимать точку зрения другого.
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, задачи;

Предметные:

  • представление о имени числительном, как о части речи
  • практические умения находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?);
  • адаптация к языковой и речевой деятельности: умения объяснять значение имён числительных в речи, приводить примеры слов-имён числительных.

Формы работы обучающихся: работа в парах, группах, коллективная, самостоятельная.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Техническое оборудование: Компьютерный класс с выходом в Интернет, ПК учителя, проектор, интерактивная доска ActivBoard и программное обеспечение ActivInspire, авторский медиапродукт к уроку.

На уроке педагогом создается проблемная ситуация отдельно для каждого обучающегося. Подобраны такие виды заданий, которые позволяют активизировать имеющиеся знания у обучающихся, развивать умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, выстраивать диалог, выполнять совместную работу либо проявлять самостоятельность. 

При составлении технологической карты урока учтены все требования СанПиН 2.4.2.3286-15: возрастные особенности обучающихся, профилактика утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся (смена видов деятельности, физминутка), продолжительность непрерывного использования технических средств.

Ход урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)
  2. Актуализация знаний. (3 мин.)
  3. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.

Постановка темы урока и целей (7 мин.)

  1. ФИЗМИНУТКА (2 мин.)
  2. Этап открытия нового знания (7 мин.)
  3. Включение нового знания в систему знаний и повторение (15 мин.)
  4. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин.)
  5. Этап рефлексии деятельности. Итог урока (3 мин.)
  6. Домашнее задание (1 мин.)


Этап урока

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Образовательная технология,

приём

Планируемые

результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Создание доброжелательного психологического настроя на уроке.

Обеспечить мотивацию и принятие цели учебно-познавательной деятельности, разбиться на группы.

 

- Ребята, вы готовы к уроку?

Пожелаем друг другу здоровья и мира. Поздороваемся! Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний             

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

 - А теперь я хочу подарить вам свою ладошку и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

-Ребята, а вы знаете синоним к слову «поздороваться», «здороваться»?

- Правильно. А вы знаете, что 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата-американца Майкл и Брайан Маккормак в 1973 году, в разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности.

Как вы думаете, почему?

Дети настраиваются на работу, самоопределяются к деятельности.

(Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).

- Поприветствовать. Приветствовать.

-Люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете.

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров.

Активный метод обучения (АМО)

«Поздороваемся ладошками!».

Метапредметные:

1.регулятивные – принимать цель и задачи этапа урока.

2.познавательные – слушать учителя, понимать инструкцию,

3.коммуникативне - умение оценивать свое поведение, принимать участие в диалоге.

Личностные: доброжелательный настрой на урок, интерес к языковой и неязыковой деятельности.

Актуализация знаний.

Организовать познавательную деятельность обучающихся, подготовить к усвоению нового материала.

Повторить части речи.

Разминка «Что вы знаете о частях речи»

1 группа

Имя сущ.

Что обозначает

Отвечает на вопросы

Чем является в предложении

2 группа

Имя прил.

Что обозначает

Отвечает на вопросы

Чем является в предложении

3 группа

Глагол

Что обозначает

Отвечает на вопросы

Чем является в предложении

Ученики работают в группах.

Дают ответы на вопросы учителя (фронтальная проверка)

Групповые технологии.

АМО «Мозговой штурм»

Предметные: закрепить знание частей речи.

Метапредметные:

1.регулятивные:  уметь оценивать правильность выполнения действия.

2.познавательные: умение анализировать, обобщать, сравнивать.

3.коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: навыки сотрудничества, умения работать в коллективе.

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

Подведение обучающихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока.

Привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.

- Сегодня у нас в гостях герои книги Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Как вы знаете, жил Незнайка в Цветочном городе, на улице Колокольчиков, вместе со своими друзьями.

На слайде записан текст:

Незнайка написал Пончику письмо из шести слов, допустил в каждом слове по три ошибки. Сколько ошибок в письме?

Задание:

– Прочитайте запись на доске.

– Что это такое?

– Почему задача?

– Решите эту задачу. Запишите ответ и

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, предлоги?

Слушают учителя.

Коллективная работа.

Отвечают на вопросы учителя:

- Задача.

- Есть условие, вопрос.

- Ученики в тетради записывают ответ, определяют части речи. 

Незнайка допустил в письме восемнадцать ошибок.

 - Отвечают на вопросы учителя, называя части речи. Обнаруживают затруднение.

Технология проблемного обучения

Межпредметная интеграция.

АМО «Мозговой штурм»

Предметные:

- грамотно строить предложения, закрепить части речи.

Метапредметные:

1.регулятивные – принимать цель и задачи этапа урока.

2.познавательные – слушать учителя, понимать инструкцию, работать с информацией

3.коммуникативные  - умение принимать участие в диалоге, оформлять свои мысли в речи.

Личностные:

-доброжелательный настрой на урок, интерес к языковой и неязыковой деятельности.

Постановка темы урока и целей.

– Почему слово восемнадцать вызвало затруднение?

– Видимо, с какой–то частью речи вы еще не знакомы? Чаще всего, на каком уроке встречаетесь с такими словами?

– Как они называются?

– В русском языке мы тоже используем числа, видимо, это какая-то часть речи.

– Что мы должны узнать?

Учитель формулирует тему урока с помощью ребят «Имя числительное как части речи»

– Какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку?

- На математике

- Числа

- Как называется новая часть речи.

-Дети ставят цели к уроку.

Технология проблемного обучения

Предметные:

-закрепить знание частей речи.

Метапредметные:

1.регулятивные:  уметь оценивать правильность выполнения действия.

2.познавательные: умение анализировать, обощать, сравнивать.

3.коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Личностные: навыки сотрудничества, эмоционально-нравственная отзывчивость

Физминутка

Упражнение на корреляцию крупной моторики с произвольным вниманием.

Здоровьесберегающая технология.

Регулятивные: уметь соотносить правильность выполнения действия со словестной инструкцией и правильно оценить действия.

Этап открытия нового знания.

Познакомить с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного.

Исследовательская деятельность

– Давайте, исследуем эту часть речи.

Как это будем делать?

Задание Знайки (работа в группах)

Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.

Проверка.

– Формулируем правило:  

Имя Числительное – это...

– Прочтите правило в учебнике (с.60). Совпадает ли оно с тем, что сформулировали вы?

Дети предлагают вариант исследования:

Алгоритм:

1). Задать вопрос.

2). Определить, что обозначает.

Исследуют поговорку, заполняют таблицу:

слово

вопрос

что обозначает

первый

который?

порядок предметов при счёте

сорок

сколько?

количество предметов

Оценивают свою работу.

- Дети формулируют правило.

\

- Сравнивают, обращаясь к учебнику.

Исследовательская деятельность.

АМО «Мозговой штурм»

Предметные: иметь представление о имени числительном, как о части речи

Метапредметные:

1.регулятивные – оценивать результат своих действий, вносить коррективы

2.коммуникативные: уметь предлагать и отстаивать свою позицию.

3.познавательные: ориентироваться в информации, понимать схемы, проводить аналогии.

Личностные: навыки сотрудничества.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Применять полученные знания о числительном.

Поиграем.

Каждая группа задайте свой вопрос другой группе (вопросы заготовлены)

–    Что вы называли?

Дети отвечают на вопросы, называют числительные.

- Сколько дней в неделе?

- Сколько месяцев году?

- Сколько в классной комнате углов?

-Сколько девочек в классе?

-Числительные.

Предметные: умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные.

Метапредметные:

1.регулятивные – оценивать результат своих действий

2.коммуникативные: уметь предлагать и отстаивать свою позицию.

3.познавательные: ориентироваться в информации, понимать схемы, проводить аналогии.

Личностные: навыки сотрудничества, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Упражнять в осознанном применении полученных знаний.

Задание от Незнайки.

Работа в группах:

На парте конверты с карточками:

– Прочитайте числительные.

Попробуйте разделить их на группы.

– Объясните, по какому признаку вы это сделали?

– Что обозначают эти числительные?

– Как можно назвать 1–ую группу числительных?

– Что обозначают эти числительные?

Как назвать 2–ую группу числительных?

– Оцените свою работу в группе. Всё ли получилось? Какие были затруднения?

Ученики классифицируют числительные.

1 гр. – называет порядок при счёте

2 гр. – называют количество

Оценка своей деятельности при работе в группе.

Исследовательская деятельность.

АМО «Мозговой штурм»

Задание от Незнайки (карточки):

Найдите продолжение пословицы, запишите в тетрадь. Подчеркните числительные.

1 группа

Один ум хорошо, а …

2 группа

Не имей сто рублей, а …

3 группа

Семеро одного …

Слова для справок: имей сто друзей, не ждут, два лучше.

Ученики работают группой.

Самопроверка. Самооценка.

Групповая технология.

АМО «Мозговой штурм»

Метапредметные:

1.регулятивные – оценивать результат своих действий

2.коммуникативные: уметь предлагать и отстаивать свою позицию.

3.познавательные: ориентироваться в информации.

Личностные: навыки сотрудничества.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тест «Имя числительное»

(приложение 2)

Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу (карточки).

Дети выполняют тест на карточках.

Индивидуальная работа

Тест

Предметные: знать части речи.

Метапредметные:

1.регулятивные – контроль за выполнением действий

2.познавательные: ориентироваться в информации.

Личностные: положительная мотивация к работе на результат

Этап рефлексии деятельности.

Итог урока.

Мобилизовать обучающихся на рефлексию своего поведения; стимулировать навыки саморегуляции и сотрудничества.

Организовать самооценку деятельности на уроке.

– Какую цель вы поставили на уроке?

– Достигли цели? Докажите.

– На какие вопросы мы нашли ответы?  

– Что понравилось?

– Скажите, какие качества вам помогали, а какие мешали при работе в паре, в группе?

– Оцените свою работу на уроке:

Дети отвечают на вопросы.

- Узнать, что такое имя числительное?  

- На какие вопросы отвечает?

-На какие разряды делятся числительные?  

Дети оценивают свою работу на уроке.

АМО

«Кластер»

Рефлексия деятельности.

Регулятивные: уметь анализировать и оценивать результат своей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.

Домашнее задание

Организовать творческую деятельность обучающихся, направленную на закрепление изученного материала.

Творческое задание - придумать, сочинить загадку о числительных, небольшое стихотворение или  сказку.

Творческое задание.

Познавательные: уметь самостоятельно работать, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Не с причастиями». 7 класс

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.УМК: Русский язык. Под ред. Разумовская М. М. и др.Учебный предмет: русский языкТип урока: урок закрепленияТема урока: Не с причастиями...

Технологическая карта урока русского языка . Тема:"Наклонениеглагола. Изъявительное наклонение". 6 класс ФГОС

Технологическая карта урока русского языка.Тема: "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение."6 класс УМК Бабайцевой.  Конспект урока соответствует требованиям ФГОС. Тип урока:урок открытия нов...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»Технология(-и) урока: элементы пробле...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи

Технологическая карта урока русского языка.Тема урока: Употребление сочинительных и подчинительных союзов в речи Предмет: Русский язык.Класс: 7 класс.Тип урока: УРОК – ОБОБЩЕНИЕУчебник под редакц...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». 9 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью причины».Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: достижение  обучающимися предметных и метапредметных резуль...