Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Вводные слова и словосочетания"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Андреева Елена Александровна

Конспект (технологическая карта) урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Водные слова и словосочетания»

Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения

Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа

Опорные понятия: вводные слова, вводные словосочетания, стиль текста, тип текста, тема и идея текста

Образовательные ресурсы: учебник (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы), карточки с заданиями, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologich.karta_urok.docx20.27 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Вводные слова и словосочетания».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме « Водные слова и словосочетания»

Предметная:

- закрепление понятий «вводное слово», «вводное словосочетание», значение вводных слов и словосочетаний, пунктуация и роль вводных слов и словосочетаний в предложении, тексте.

Метапредметная:

- умение определять понятия, создавать обобщения;

- умение строить логическое рассуждение, делать выводы;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностная:

- - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Технология(-и) урока: элементы проблемного обучения

Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа

Опорные понятия: вводные слова, вводные словосочетания, стиль текста, тип текста, тема и идея текста

Новые понятия:нет

Образовательные ресурсы: учебник (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы), карточки с заданиями, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству


Актуализация знаний и фиксация затруднений

Учитель предлагает учащимся восстановить фразы:

  1. Вводными называются слова, которые…
  2. Вводные слова могут стоять в предложении…
  3. Знаки препинания  при вводных словах …
  4. Можно выделить следующие группы вводных слов по значению:…

Учитель предлагает распределить вводные слова (карточка) по группам в соответствии с их значением.

Учитель предлагает сверить результаты работы с  образцом (карточка №3).

Учитель предлагает придумать и записать предложения с вводными словами и словосочетаниями, распределение которых по группам вызвало наибольшие затруднения.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно (на карточках).После выполнения задания сверяют его с образцом, выясняют, что вызвало наибольшие затруднения, почему.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: волевая саморегуляция, самоконтроль, самокоррекция

Познавательные:

 общеучебные; поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание в устной форме

логические: анализ объектов с целью восполнения недостающих компонентов

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности.

Учитель задаёт вопрос, какова цель сегодняшнего урока?

Учащиеся ставят цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Вводные слова и словосочетания».

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание 

Коммуникативные: постановка вопросов 

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)

Учитель предлагает учащимся записать предложения, расставить знаки препинания, определить значения вводных слов.

После записи каждого блока на экран выводятся эти же предложения, но в форме ЕГЭ. Учащимся предлагается в парах выбрать правильный ответ, аргументировать выбор.

Примеры предложений даются по следующим блокам:

  1. Группа слов, которые м.б. вводными, а м.б. членами предложения.
  2. Вводное слово в составе обособленного оборота.
  3. Водное слово после противительного союза А.
  4. Особенности употребления вводного слова ОДНАКО.
  5. Особенности употребления вводног слова ЗНАЧИТ.

Учитель анализирует и корректирует ответы.

Учащиеся записывают предложения, расставляют знаки препинания.

 Учащиеся, работая в паре, выбирают ответ, аргументируют свои выводы.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; смысловое чтение

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

1.Раздаются карточки с текстом. Учитель предлагает выполнить в группах задания к тексту (1-4).

2. Учитель предлагает учащимся составить собственный связный текст с использованием вводных слов (в.5-6)

3. Учитель предлагает прочесть составленные тексты.

Учащиеся получают карточки с текстом и выполняют в группе  задание к тексту(1-4) (учащие выясняют роль вводных слов в тексте-рассуждении публицистического стиля);

        учащиеся составляют собственный связный текст по предложенной проблеме с использованием вводных слов (в.5-6) (самостоятельная работа);

        зачитывают тексты.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, коррекция

Личностные: самоопределение

Познавательные: 

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; логические: синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; подведение под понятия, выведение следствий; постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

-У меня хорошо получается…

- Мне необходимо поработать над …

Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 

Домашнее задание

Инструктирует учащихся

- упр. 387 (I) или

- выписать 10 предложений с вводными словами и словосочетаниями из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Анализируют и выявляют степень готовности

Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности

Познавательные:



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Восстановите фразы:

  1. Вводными называются слова, которые…
  2. Вводные слова могут стоять в предложении…
  3. Знаки препинания  при вводных словах …
  4. Можно выделить следующие группы вводных слов по значению:…

Карточка №2

Распределите вводные слова и словосочетания по группам в зависимости от значения:

конечно, вероятно, может быть, к счастью, к удивлению, к сожалению, например, итак, во-первых, по правде, кроме шуток, честно говоря, одним словом, если можно так сказать, бывает, по обыкновению, говорят, по словам…, по-моему, самое большее, по крайней мере, видишь(ли), поймите, вообразите.

Значение вводных слов и словосочетаний

Вводные слова и словосочетания

1. Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление ит.д.).

2. Выражают оценку говорящими степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.).

3. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.

4. Указывают на приёмы и способы оформления мыслей.

5. Указывают на источник сообщения.

6. Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям.

7. Указывают оценку меры того, о чём говорится.

8. Показывают степень обычности того, о чём говорится.

9. Выражают экспрессивность высказывания.

Карточка №3 Таблица для самопроверки.

Значение вводных слов и словосочетаний

Вводные слова и словосочетания

1. Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление ит.д.).

Конечно, вероятно, может быть

2. Выражают оценку говорящими степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.).

К счастью, к удивлению, к сожалению

3. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.

Например, итак, во-первых

4. Указывают на приёмы и способы оформления мыслей.

Одним словом, если можно так сказать

5. Указывают на источник сообщения.

Говорят, по словам…, по-моему

6. Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям.

Видишь(ли), поймите, вообразите

7. Указывают оценку меры того, о чём говорится.

Самое большее, по крайней мере

8. Показывают степень обычности того, о чём говорится.

Бывает, по обыкновению

9. Выражают экспрессивность высказывания.

По правде, кроме шуток, честно говоря

! Не являются вводными  и не выделяются:

Авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы

Карточка №4.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры (или цифра), на месте которых(-ой) в предложении должны стоять запятые?

1. Человек в порыве  (1) к счастью (2)  способен совершать чудеса.

Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4)  был всё так же невозмутим.

        1) 1,2        2) 3,4     3) 2,4        4) 1,2,3,4

2. Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.

Небо было тёмным и низким, нам  оно (3) казалось (4) полотном, сотканным из звёзд.

             1) 1,2          2) 1,2,3,4       3) 2,3       4) 1,2,4  

      3. Несчастье нисколько его не изменило, а (1) напротив(2) он стал ещё крепче и              энергичнее. Вы должны работать энергичнее, а (3) проще говоря (4) не лениться.

        1) 1,2, 3, 4            2) 2,3,4               3) 3,4                    4) 1,2

   

4. Он вспомнил эти слова, услышанные (1) возможно (2) в детстве.

    Он погрузился в размышления (3) видимо (4) обдумывая услышанные только что слова.

         1)  1,2, 3             2) 1,2,3,4                  3)  1,2                 4)3

    5. Эта книга очень полезна учащимся (1) значит (2) её нельзя читать поверхностно.

Человек (3) значит (4) неизмеримо больше, чем принято думать  о нём.

Бороться (5) значит (6) победить.

1) 1,2,5           2) 1, 2          3) 3,4           4) 1,2,3,4

6. Мы не надеялись никогда больше встретиться (1) однако (2) встретились.

Однако (3) его поведение меня не обидело.

Вскоре (4) однако (5) недоумение наше рассеялось.

Сколько хлопот (6) однако.

1)  1,2,3,4,5,6               2) 1,2, 4,5              3) 1,4,5,6                4)1,2,4,6

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»

Технологическая карта

Тема: «Вводные слова  и словосочетания»

Выполнила: Андреева Елена Александровна

Тел. 8-952-370-20-14

e-mail: elenaandreeva18@yandex.ru

Санкт-Петербург

2014

 

      (1)Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?

(2)Понаблюдайте  за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

        (3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона.

(4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5) Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

  1. Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7) Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение.

(8) Значит, и вам нужно находиться в полной боевой готовности.

           (9) Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым          непозволительным образом. (10) Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным и презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

        (11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому, понимание особенностей манеры спорить умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

                                                                                                                    (По Л. Павловой).

Вопросы и задания к тексту:

1. Прочитайте текст. Как связаны первое предложение текста, тип речи и тема?

2. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.

3. Найдите в тексте вводные слова (словосочетания), определите их разряды по значению.

4. Почему автор выбирает вводные слова именно с этими значениями?

5. Что хотел сказать автор в этом тексте?

6. Согласны ли вы с автором?

    Аргументируйте свой ответ, используя вводные слова.