Главные вкладки

    Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Евдокимова Евгения Владимировна

    Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.

    Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием « сложные  слова», показать  на  примерах  принцип  образования  сложных  слов;

    Задачи  урока:  1) учить  образованию  сложных  слов с путем сложения корней; повторить  понятия «корень»,   «однокоренные  слова»;  дать понятие «соединительная гласная»;

                                 2) обогащать  словарный  запас  учащихся,  развивать  коммуникативную  сторону  речи;

                                 3) воспитывать  культуру  интеллектуального  труда;

                              

     

    Тип  урока:   урок   открытия  и  усвоения  новых  знаний  через  исследовательскую  деятельность.

    Вид  урока:   комбинированный, с  применением  проблемно-диалогической   технологии.

    Методы  обучения:  словесные,  наглядные,  практические.

    Межпредметные  связи: русский язык, психология, чтение.

    Оборудование :  мультимедийный проектор, карточки.

    Речевой  материал:  сложное слово

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slozhnye_slova.doc101.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     МКОУ «Хорошковская СОШ» Павлоградского района Омской области

    Учебно-методическая (технологическая)  карта  урока  русскому языку в 6 классе

    Учитель: Евдокимова  Евгения  Владимировна.

    Тема  программы:  Состав  слова.

    Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.

    Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием « сложные  слова», показать  на  примерах  принцип  образования  сложных  слов;

    Задачи  урока:  1) учить  образованию  сложных  слов с путем сложения корней; повторить  понятия «корень»,   «однокоренные  слова»;  дать понятие «соединительная гласная»;

                                 2) обогащать  словарный  запас  учащихся,  развивать  коммуникативную  сторону  речи;

                                 3) воспитывать  культуру  интеллектуального  труда;

                               

    Тип  урока:   урок   открытия  и  усвоения  новых  знаний  через  исследовательскую  деятельность.

    Вид  урока:   комбинированный, с  применением  проблемно-диалогической   технологии.

    Методы  обучения:  словесные,  наглядные,  практические.

    Межпредметные  связи: русский язык, психология, чтение.

    Оборудование :  мультимедийный проектор, карточки.

    Речевой  материал:  сложное слово

    Подготовка к уроку : класс  разделён на  3  группы ( минимальный уровень, средний уровень, высокий уровень).

    этапа

    Содержание  учебного  материала

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    учащихся

    Средства

    обучения

    Результат

    этапа

    1.

    Мобилизующее  начало  урока.

    Цель: создать  мотивацию  к  включению  в  учебную  деятельность.

    Психологический  настрой . (см. Приложение № 1).

    Читает текст  настроя.

    Слушают с закрытыми глазами, воспринимают

    Словесные

    Слайд № 1.

    Готовность уч-ся к уроку, организация внимания.

    2.

    Актуализация  знаний .

    Цель: актуализировать  представления о понятиях «корень»,  «однокоренные  слова»; зафиксировать  ситуацию, демонстрирующую  недостаточность  имеющихся  у  детей  знаний.

    Речевая разминка:

      -Как-то много лет  назад

    Посадили странный  сад:

    Не был сад фруктоаым –

    Был он только  словом.

    Это  слово – слово – корень –

    Разрастаться  стало  вскоре

    И плоды  нам  принесло…

      - Прочитайте с интонацией радости, восхищения.

      - Обратите  внимание  на  корень этого дерева  и  его  плоды.  Они  помогут  вам  образовать  новые  слова. Запишите  эти  слова  и  выделите  части  слова.

      - Что  можно  сказать  обо  всех  этих  словах?

    (однокоренные).

    Демонстрирует слайд № 2.

    Демонстрирует слайд №  3

    Демонстрирует слайд № 4.

    Учащиеся читают текст стихотворения 2-4 раза с разной интонацией.

    Образование  слов.

    Работа в тетради.

    Самопроверка.

    Самооценка.

    Словесные

    Практические

    Слайд № 2

    Слайд № 3

    Слайд № 4

    Принятие уч-ся цели занятия,.

    Подготовка речевого аппарата к процессу говорения на уроке.

    Составлена группа однокоренных слов.

    Выполнены корректи-

    рующие действия.

    3.

    Постановка  проблемы.

    Цель: определить тему урока.

      Дан ребус: Какое  слово получилось?

    -Запишите его и выделите корень.

     - Почему вы по-разному выделили корень?

     - Сколько слов  «спряталось» в одном слове?

     - Сколько корней в слове? (2)

     - Какая из версий, записанная на доске, правильная?

     

     - Как называют слова, имеющие  два корня?

    Порассуждаем.

     -Какова тема нашего урока?

     - Какую  цель  мы  поставим  перед собой?

     - Ребята, сегодня  нам  предстоит  провести  исследовательскую  работу, в  результате  которой  мы  найдём новый способ образования слов.

    Демонстрирует слайд № 5

    Подведение к теме урока.

    Подведение к формулировке цели.

    Уточняет, конкретизирует тему урока и цель.

    Разгадывают ребус

    По одному от каждой группы дети выходят к доске и записывают свои варианты ответа.

    Проверка. Проговаривание.

    Высказывают предположения.

    Проверка.

    Определяют тему урока, прочитав определение

    Ставят цель урока

    Слайд № 5

    Ребус.

    Слайд № 6

    Слайд № 8

    Слайд № 7

    Усвоение

    нового материала, определена цель урока, тема.

    4.

    Проектирование и фиксация нового знания.

    Цель: формировать умение образовывать слова.

    - Даны пары слов. Какие слова можно получить, соединив корни ?

     Камни, падать

      Рыба, ловить

    -При помощи чего  вам  удалось соединить  корни?

    -Как  бы  вы  назвали такие гласные?  Какую роль они выполняют? (соединительные)

    Демонстрирует слайд № 9

    Задаёт вопрос.

    Выделяют корни слов.(устно)

    Записывают полученные слова.

    Называют гласные О, Е

    Высказывают предположения.

    Слайд № 9

    Формирование  умения образовывать новые слова.

    5.

    Физминутка.

    1. Пыль увижу-заворчу, заворчу и проглочу.

                                                  (пылесос)

    1. За дымком, за свистком братья бегают гуськом.    

                                                   (паровоз)

    1. Он в безбрежном океане
    2. Туч касается крылом,

         Развернётся над лугами –

         Отливает серебром.

    (самолёт)

    1. Кто один имеет рог?

     Отгадайте!

                       (носорог)

    1. Кубарем с горы скатился

        И за что-то зацепился,

       И забрал с собой друзей –

      Сразу несколько камней.

      Все посыпались как град –

       Что же это?

                                    (камнепад)

    - На  какие  группы вы сможете разделить эти слова?  ( с О, Е)        

    Учитель загадывает загадки

    Дети с помощью пантомимы и звуков  изображают предмет-отгадку.

    Деление слов на 2 группы. Проверка. Вывод.

    Слайд № 10

    Поочерёдно появляются слова на экране

    Слайд №  11

    Слова разбиты на 2 группы

    Расслабление, отдых уч-ся , артикуляционная гимнастика, двигательная.

    Выполнена группировка слов.

    6.

    7.

    Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах.

    Цель: подвести к формулированию правила написания соединительных гласных в сложных словах.

      - Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других – Е?

    - А теперь проверим :  правильный  ли  вывод  мы  сделали?

    Упражнения в правописании сложных слов.

    Цель: развивать умение образовывать и записывать сложные слова.

      -Предлагаю вам поработать в группах:  потренироваться образовывать  сложные слова.

    Задание для 1 группы ( минимальный уровень)

                                копать

    Земля        делать

                      владеть

                      мерить

                      пахать

      Задание  для 2 группы ( на карточках)

     ( средний уровень)

    Листья, падать –

    Лес, рубить –

    Лёд, ходить –

    Сосать, пыль –

    Каша, варить –

    Сад, водить –

    Сталь, варить –

    Волна, резать –

    Сам, варить –

     Рыба, ловить –

    Вода, падать –

    Пешком, ходить –

    Вертушка, летать - 

    Задаёт проблемный вопрос, даёт время для обсуждения.

    -Выслушивает ответы уч-ся.

    Контроль, координация работы уч-ся.

    Устная работа с 1 группой. Учить строить полный ответ.

    Обсуждение в группах

    Читают правило, стр. 37

    Работа в группах.

    2 группа – работа по карточкам

    3 группа – выполнение упр. № 51 ( высокий уровень)

    2-3 группы-

    Взаимопроверка,

    самоконтроль.

    Самооценка.

    Словесные

    Наглядные

    Словесные

    Слайд № 12

    Задание для  1 группы

    Слайд №13

    (работа с 1 группой).

    Вывод , формулирование правила

    Формирование  умения образовывать и записывать слова, выделять корни, подчёркивать соед.гласные.

    8.

    Зарядка для глаз.

     -  Посмотрите на экран.

    - О ком говорят, употребляя в речи слова  жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый?

    - Какими чертами характера обладаете вы?

     - Когда  мы  употребляем эти слова? светловолосый

    темнокожий

    голубоглазый

    темноволосый

    чернобровый

     - Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами?

     - Напишите, как назовёте человека, у которого:

      Добрая душа

    Мягкое сердце

    Острый ум

    Рыжие волосы

    Зелёные глаза

    Прочитайте слова.

    Даёт задание

    Объясняют смысл слов.

    Называют черты характера.

    Ответы уч-ся.

    Дети называют внешние признаки.

    Работа в тетради

    Запись слов.

    Выделение корней, соед.гласных.

    Самопроверка

    Слайд № 14

    Слайд № 15

    Слайд № 16

    Слайд № 17

    Расслабление, умение называть черты характера человека, его внешности.

    9.

    Рефлексия учебной деятельности.

    Цель: оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешённые  затруднения, если они есть, как направление будущей работы.

     - Что  такое сложные слова? Выберите верный ответ:

           - все непонятные слова называются сложными;

        - все длинные слова называются  сложными;

        - слова, в которых два корня, называются сложными.

     - У  кого  возникли сложности на уроке?

     -Как вы думаете, всё ли мы узнали о сложных словах?

    Представляет алгоритм.

    Оценивает деятельность уч-ся на уроке.

    Выбирают верный ответ.

    Анализируют свою деятельность  на  уроке.

             

    Слайд № 18

    Закрепление понятия.

    Анализ собственной деятельности на уроке.

    10.

    Домашнее задание.

    1. Вы хотите поиграть?

        Слово надо отгадать!

      ( упр. 53, стр.38).

    1. Хочешь знания проверить?

    Составляй тогда слова.

    Но запомни, что корней в них

    Не один, а целых два!

      ( упр. 52, стр.38)

          3) Творческое задание:  сочинить сказку, используя в ней сложные слова.

    Даёт пояснения, рекомендации по выполнению заданий.

    Выбирают тип задания,  № задания.

    Слайд № 19

    Выбор задания по силам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология встречных усилий Урок по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» 6 класс

    Здесь представлен конспект урока, построенного в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), которая предполагает, что ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать оп...

    Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская.

    Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская....

    Урок в 6 классе "Соединительные гласные О и Е в сложных словах."

    Отработка навыков образования сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е.Сформировать умение верно выбирать соеденительные гласные в сложных словах.Дать понятие о сложе...

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

    Урок направлен на формирование умения правильного написания сложных слов с соединительными о, е, умения составлять сложные слова из данных, а также на развитие интеллектуальных умений: анализировать, ...

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

    Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...