Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Евдокимова Евгения Владимировна

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.

Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием « сложные  слова», показать  на  примерах  принцип  образования  сложных  слов;

Задачи  урока:  1) учить  образованию  сложных  слов с путем сложения корней; повторить  понятия «корень»,   «однокоренные  слова»;  дать понятие «соединительная гласная»;

                             2) обогащать  словарный  запас  учащихся,  развивать  коммуникативную  сторону  речи;

                             3) воспитывать  культуру  интеллектуального  труда;

                          

 

Тип  урока:   урок   открытия  и  усвоения  новых  знаний  через  исследовательскую  деятельность.

Вид  урока:   комбинированный, с  применением  проблемно-диалогической   технологии.

Методы  обучения:  словесные,  наглядные,  практические.

Межпредметные  связи: русский язык, психология, чтение.

Оборудование :  мультимедийный проектор, карточки.

Речевой  материал:  сложное слово

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МКОУ «Хорошковская СОШ» Павлоградского района Омской области

Учебно-методическая (технологическая)  карта  урока  русскому языку в 6 классе

Учитель: Евдокимова  Евгения  Владимировна.

Тема  программы:  Состав  слова.

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.

Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием « сложные  слова», показать  на  примерах  принцип  образования  сложных  слов;

Задачи  урока:  1) учить  образованию  сложных  слов с путем сложения корней; повторить  понятия «корень»,   «однокоренные  слова»;  дать понятие «соединительная гласная»;

                             2) обогащать  словарный  запас  учащихся,  развивать  коммуникативную  сторону  речи;

                             3) воспитывать  культуру  интеллектуального  труда;

                           

Тип  урока:   урок   открытия  и  усвоения  новых  знаний  через  исследовательскую  деятельность.

Вид  урока:   комбинированный, с  применением  проблемно-диалогической   технологии.

Методы  обучения:  словесные,  наглядные,  практические.

Межпредметные  связи: русский язык, психология, чтение.

Оборудование :  мультимедийный проектор, карточки.

Речевой  материал:  сложное слово

Подготовка к уроку : класс  разделён на  3  группы ( минимальный уровень, средний уровень, высокий уровень).

этапа

Содержание  учебного  материала

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Средства

обучения

Результат

этапа

1.

Мобилизующее  начало  урока.

Цель: создать  мотивацию  к  включению  в  учебную  деятельность.

Психологический  настрой . (см. Приложение № 1).

Читает текст  настроя.

Слушают с закрытыми глазами, воспринимают

Словесные

Слайд № 1.

Готовность уч-ся к уроку, организация внимания.

2.

Актуализация  знаний .

Цель: актуализировать  представления о понятиях «корень»,  «однокоренные  слова»; зафиксировать  ситуацию, демонстрирующую  недостаточность  имеющихся  у  детей  знаний.

Речевая разминка:

  -Как-то много лет  назад

Посадили странный  сад:

Не был сад фруктоаым –

Был он только  словом.

Это  слово – слово – корень –

Разрастаться  стало  вскоре

И плоды  нам  принесло…

  - Прочитайте с интонацией радости, восхищения.

  - Обратите  внимание  на  корень этого дерева  и  его  плоды.  Они  помогут  вам  образовать  новые  слова. Запишите  эти  слова  и  выделите  части  слова.

  - Что  можно  сказать  обо  всех  этих  словах?

(однокоренные).

Демонстрирует слайд № 2.

Демонстрирует слайд №  3

Демонстрирует слайд № 4.

Учащиеся читают текст стихотворения 2-4 раза с разной интонацией.

Образование  слов.

Работа в тетради.

Самопроверка.

Самооценка.

Словесные

Практические

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

Принятие уч-ся цели занятия,.

Подготовка речевого аппарата к процессу говорения на уроке.

Составлена группа однокоренных слов.

Выполнены корректи-

рующие действия.

3.

Постановка  проблемы.

Цель: определить тему урока.

  Дан ребус: Какое  слово получилось?

-Запишите его и выделите корень.

 - Почему вы по-разному выделили корень?

 - Сколько слов  «спряталось» в одном слове?

 - Сколько корней в слове? (2)

 - Какая из версий, записанная на доске, правильная?

 

 - Как называют слова, имеющие  два корня?

Порассуждаем.

 -Какова тема нашего урока?

 - Какую  цель  мы  поставим  перед собой?

 - Ребята, сегодня  нам  предстоит  провести  исследовательскую  работу, в  результате  которой  мы  найдём новый способ образования слов.

Демонстрирует слайд № 5

Подведение к теме урока.

Подведение к формулировке цели.

Уточняет, конкретизирует тему урока и цель.

Разгадывают ребус

По одному от каждой группы дети выходят к доске и записывают свои варианты ответа.

Проверка. Проговаривание.

Высказывают предположения.

Проверка.

Определяют тему урока, прочитав определение

Ставят цель урока

Слайд № 5

Ребус.

Слайд № 6

Слайд № 8

Слайд № 7

Усвоение

нового материала, определена цель урока, тема.

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: формировать умение образовывать слова.

- Даны пары слов. Какие слова можно получить, соединив корни ?

 Камни, падать

  Рыба, ловить

-При помощи чего  вам  удалось соединить  корни?

-Как  бы  вы  назвали такие гласные?  Какую роль они выполняют? (соединительные)

Демонстрирует слайд № 9

Задаёт вопрос.

Выделяют корни слов.(устно)

Записывают полученные слова.

Называют гласные О, Е

Высказывают предположения.

Слайд № 9

Формирование  умения образовывать новые слова.

5.

Физминутка.

  1. Пыль увижу-заворчу, заворчу и проглочу.

                                              (пылесос)

  1. За дымком, за свистком братья бегают гуськом.    

                                               (паровоз)

  1. Он в безбрежном океане
  2. Туч касается крылом,

     Развернётся над лугами –

     Отливает серебром.

(самолёт)

  1. Кто один имеет рог?

 Отгадайте!

                   (носорог)

  1. Кубарем с горы скатился

    И за что-то зацепился,

   И забрал с собой друзей –

  Сразу несколько камней.

  Все посыпались как град –

   Что же это?

                                (камнепад)

- На  какие  группы вы сможете разделить эти слова?  ( с О, Е)        

Учитель загадывает загадки

Дети с помощью пантомимы и звуков  изображают предмет-отгадку.

Деление слов на 2 группы. Проверка. Вывод.

Слайд № 10

Поочерёдно появляются слова на экране

Слайд №  11

Слова разбиты на 2 группы

Расслабление, отдых уч-ся , артикуляционная гимнастика, двигательная.

Выполнена группировка слов.

6.

7.

Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах.

Цель: подвести к формулированию правила написания соединительных гласных в сложных словах.

  - Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других – Е?

- А теперь проверим :  правильный  ли  вывод  мы  сделали?

Упражнения в правописании сложных слов.

Цель: развивать умение образовывать и записывать сложные слова.

  -Предлагаю вам поработать в группах:  потренироваться образовывать  сложные слова.

Задание для 1 группы ( минимальный уровень)

                            копать

Земля        делать

                  владеть

                  мерить

                  пахать

  Задание  для 2 группы ( на карточках)

 ( средний уровень)

Листья, падать –

Лес, рубить –

Лёд, ходить –

Сосать, пыль –

Каша, варить –

Сад, водить –

Сталь, варить –

Волна, резать –

Сам, варить –

 Рыба, ловить –

Вода, падать –

Пешком, ходить –

Вертушка, летать - 

Задаёт проблемный вопрос, даёт время для обсуждения.

-Выслушивает ответы уч-ся.

Контроль, координация работы уч-ся.

Устная работа с 1 группой. Учить строить полный ответ.

Обсуждение в группах

Читают правило, стр. 37

Работа в группах.

2 группа – работа по карточкам

3 группа – выполнение упр. № 51 ( высокий уровень)

2-3 группы-

Взаимопроверка,

самоконтроль.

Самооценка.

Словесные

Наглядные

Словесные

Слайд № 12

Задание для  1 группы

Слайд №13

(работа с 1 группой).

Вывод , формулирование правила

Формирование  умения образовывать и записывать слова, выделять корни, подчёркивать соед.гласные.

8.

Зарядка для глаз.

 -  Посмотрите на экран.

- О ком говорят, употребляя в речи слова  жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый?

- Какими чертами характера обладаете вы?

 - Когда  мы  употребляем эти слова? светловолосый

темнокожий

голубоглазый

темноволосый

чернобровый

 - Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами?

 - Напишите, как назовёте человека, у которого:

  Добрая душа

Мягкое сердце

Острый ум

Рыжие волосы

Зелёные глаза

Прочитайте слова.

Даёт задание

Объясняют смысл слов.

Называют черты характера.

Ответы уч-ся.

Дети называют внешние признаки.

Работа в тетради

Запись слов.

Выделение корней, соед.гласных.

Самопроверка

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Расслабление, умение называть черты характера человека, его внешности.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешённые  затруднения, если они есть, как направление будущей работы.

 - Что  такое сложные слова? Выберите верный ответ:

       - все непонятные слова называются сложными;

    - все длинные слова называются  сложными;

    - слова, в которых два корня, называются сложными.

 - У  кого  возникли сложности на уроке?

 -Как вы думаете, всё ли мы узнали о сложных словах?

Представляет алгоритм.

Оценивает деятельность уч-ся на уроке.

Выбирают верный ответ.

Анализируют свою деятельность  на  уроке.

         

Слайд № 18

Закрепление понятия.

Анализ собственной деятельности на уроке.

10.

Домашнее задание.

  1. Вы хотите поиграть?

    Слово надо отгадать!

  ( упр. 53, стр.38).

  1. Хочешь знания проверить?

Составляй тогда слова.

Но запомни, что корней в них

Не один, а целых два!

  ( упр. 52, стр.38)

      3) Творческое задание:  сочинить сказку, используя в ней сложные слова.

Даёт пояснения, рекомендации по выполнению заданий.

Выбирают тип задания,  № задания.

Слайд № 19

Выбор задания по силам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий Урок по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» 6 класс

Здесь представлен конспект урока, построенного в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), которая предполагает, что ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать оп...

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская.

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская....

Урок в 6 классе "Соединительные гласные О и Е в сложных словах."

Отработка навыков образования сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е.Сформировать умение верно выбирать соеденительные гласные в сложных словах.Дать понятие о сложе...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе.

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе....