Главные вкладки

    Технология встречных усилий Урок по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» 6 класс
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Кондрашина Татьяна Валерьевна

    Здесь представлен конспект урока, построенного в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), которая предполагает, что ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен – не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте. Без усилий невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tekhnologiya_vstrechnykh_usiliy.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                    Технология встречных усилий

              Урок по теме  «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»

                                                              6 класс

    Цели урока:  восстановить в памяти учащихся сведения об образовании сложных

                            слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных

                            О и Е; способствовать усвоению орфограммы № 3;

                            формировать личность ребёнка, реализуя принципы индивидуализации

                            и дифференцированного подхода в обучении;

                            развивать любознательность, сообразительность, внимательность,

                            орфографическую зоркость;

                            воспитывать трудолюбие, ответственность, честность;

                            следить за утомляемостью в классе.

    Тип урока:   синтетический.

    Оборудование: карточки разных цветов (жёлтые для экспертов, зелёные - мастеров,

    синие.-контролёров, красные-организаторов) дифференцированного характера; карточки разноуровневые для индивидуальной работы, шары с загадками, иллюстрация Незнайки, плакат для рекламы, листы для схем, рисунки к стихотворению, билеты со сложными словами)

    Ход урока:

    1. Организационный момент

    Учитель проверяет готовность класса к уроку.

    2. Эмоциональная разминка.

    1) Один заранее подготовленный ученик читает высказывание о русском языке  (это дом.задание-3 уровень)
    Самая большая ценность народа —его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает.

     - Как понимаете слова Д.С.Лихачёва? Что знаете об этом человеке?

     Подготовленный ученик рассказывает об учёном       Приложение 1

            

    2) Отсроченная отгадка  (ответ учащиеся должны дать в конце урока)

    «Может ли приставка оказаться в середине слова?» (записано на доске)

    3.Контрольно-подготовительный этап.        

    - Назовите  раздел науки о языке, который мы изучаем, а я вам подскажу:

    Интересная цепочка получилась у меня: слово, слово, слово...

    Что это, друзья?

     (Словообразовательная цепочка. Раздел науки - словообразование)

    - На доске один мальчик (вы его знаете) составил таблицу

     «Морфологические способы образования слов»  с примерами.

       

    - Посмотрите, прав ли он.

    (В таблице перепутаны способы образования слов).

    Учащиеся самостоятельно исправляют допущенные ошибки

    Диалог «Согласен - не согласен» 

    Обратимся к морфологическому способу словообразования: сложение основ
    НА ДОСКЕ

      паровоз          пар возить        

      земледелие     земля делать

    - Как называются образованные таким образом слова? (сложные)

    - Почему? (состоят из двух корней)

    - Что связывает корни этих слов?(соединительные гласные О и Е)

    - Они и будут сегодня героями нашего урока. ( Учитель выставляет иллюстрации двух букв О и Е)

    Запишем в тетради число и тему урока.

    4. Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова». 

    Учитель, сообщая основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности и записать их в тетрадь.

    Представление учебных групп:

    1 группа -  мастера    

    2 группа - эксперты

    3 группа - контролёры

    4 группа - организаторы

    (У каждой группы своя карточка определённого цвета)

    5.Сотворчество.

    1) Загадки

    - Незнайка принёс 2 шарика. Что на них написано? Загадки!

    1) Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

    2) Хвостом пьёт, а клювом отдаёт.

    (водопровод)

    Учитель показывает отгадки, которые записал Незнайка.

    ПЫЛИСОС        ВАДАПРАВОД

    - Какие правила не знает Незнайка?

    2) Работа с учебником.

    -Давайте понаблюдаем, где 0, а где - Е. (Чтение правила стр.71)

     Учащиеся (5 человек из 3-ей группы) получают индивидуальное задания  Приложение 2

    После выполнения карточки проверяет и оценивает учитель

    3) Анализ предложений (одного учащегося к доске)

    Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…

    Самолёт постепенно набирал высоту, им управляли опытные пилоты.

    В Японии часто бывают  землетрясения

    В это время - 4 учащихся (мастеров) работают по карточкам

    Задание: 

    образуйте сложные слова от данных.

    лес, рубить —        атом, ходить —        огонь, тушить —

    каша, варить —        буря, ломать —        лист, падать —

    мышь, ловить —                                      пуля, метать  —                   небо, свод  ----  

    Карточки сдаются экспертам на проверку.

    5) Путешествие по станциям.  (Игру проводят уч-ся 4-ой группы)

    - А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Вот ваши билеты. (Учитель раздаёт каждому ученику 1-ой группы карточку, на которой записано слово с пропущенной соединительной гласной).

    Выполните задание в билете и на нужной станции отдайте билет контролёру

    1станция        Аппетитная (пищеварение  кофемолка кофеварка картофелечистка мясорубка соковыжималка  скороварка овощерезка хлебокомбинат)

    2        станция      Природоведческая  (солнцепёк листопад снегопад  ледоход

    землетрясение)
    З станция       Географическая (мореплавание путешествие кораблекрушение)
    4 станция      Историческая (полководец кораблестроитель)

    5 станция       Литературная (летописец баснописец Кожемяка лежебока )

    6. Рефлексия

    1) Выступление экспертов и учителя по результатам работы на уроке

    2) Учащиеся озвучивают свой рекламный ролик.

    3) Отсроченная отгадка

    -Вернёмся к загадке, которую я загадала в начале урока: «Может ли приставка оказаться в середине слова?»

    Ребята отвечают на вопрос учителя, приводя примеры, услышанные на уроке

    4) Оценка урока и своей работы на уроке (на листах «настроения»)

               Урок  

    • понравился                    ----                     не понравился
    • интересный                    ----                     неинтересный
    • познавательный             ----                     скучный

    Я на уроке

    • увлёкся                          ----                      устал
    • активно работал            ----                      отдыхал
    • был внимателен             ----                      думал о другом

        7. Домашнее задание

    Ученики получают разноуровневое домашнее задание

    1 уровень («обязательный») – упражнение 168

    2 уровень («понятийный») – выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов «исследователь», «закрепитель»

    3 уровень («творческий») – составить сложные слова с корнем ДОБРО-  и МИР-

    Приложение 2

    Карточка №1

     Составить схему-помощницу к правилу

    Карточка № 2

    Подготовить рекламу к орфограмме № 30, используя опорные слова:

    фирма Грамматикус, орфографические ошибки, изучайте, избавит от неприятностей

    Карточка № 3

    Данные ниже корни часто встречаются во второй части сложных слов.

    Запишите по 2 слова с каждым из этих корней

                 - вар

                 - воз

                 - ход

                 - вед

                 - лов

    Карточка № 4

    Ответьте на вопросы, ответы запищите в скобках, обозначьте орфограмму № 30

    1. Кто занимается ловлей птиц?
    2. Назовите людей, которые любят книги.
    3. Как называются машины, которые косят траву на газонах?
    4. Какая профессия у людей, которые варят сталь?

    Карточка № 5

    Прочитайте стихотворение, выпишите сложное слово, объясните его лексическое значение, обозначьте орфограмму

    В тех краях, где кошельком                     Ложь всегда опередит

    Мерят всё на свете,                                   Истину немножко.

    Правда ходит босиком,                             Но не бойтесь: победит

    Катит ложь в карете.                                 Правда-босоножка

    Приложение 1

    Д.С.Лихачёв – выдающийся учёный современности, языковед, историк, философ. Он стал настоящим символом русской культуры XX века.

    Обращаясь ко многим историко-литературным и теоретическим проблемам, переходя от конкретных наблюдений над отдельными памятниками к обобщениям самого широкого характера, Д. С. Лихачев в течение десятилетий не оставлял темы, которой он посвятил десятки своих работ. Тема эта - "Слово о полку Игореве". В работах 50-х годов, о которых речь шла выше,

    Д. С. заложил основные направления своих будущих исследований. Одно из них связано с изучением поэтики "Слова" в сопоставлении с эстетической системой его времени. Впервые эта проблема нашла отражение в статье Д. С. ""Слово о полку Игореве" и особенности русской средневековой литературы" (1962), затем, в связи с размышлениями о жанре памятника, в статье ""Слово о полку Игореве" и процесс жанрообразования XI - ХШ вв." (1972) и наконец в обобщающей работе""Слово о полку Игореве" и эстетические представления его времени" (1976). Большинство этих работ с дополнениями и изменениями, внесенными автором, вошли в его книгу ""Слово о полку Игореве" и культура его времени" (1978).
    Д. С. Лихачев всегда стремился к тому, чтобы достижения научной мысли становились достоянием самых широких читательских кругов. Помимо популярных изданий "Слова о полку Игореве", Д. С. публикует книгу очерков о классических произведениях литературы Древней Руси - "Великое наследие" (1975). Он был инициатором и участником монументальной серии "Памятники литературы Древней Руси", выходившей с 1978 г. в издательстве "Художественная литература" и получившей в 1993 Государственную премию Российской Федерации.

    Стремление донести результаты научных разысканий последних десятилетий до высшей школы побудило Д. С. Лихачева предпринять издание курса "История русской литературы Х - XVII веков" (1980

    Д. С. Лихачев никогда не замыкался в изучении древнерусской литературы. В книге "Литература - реальность - литература" (1981) собраны его статьи по различным проблемам теории литературы, и в числе их - подборка интереснейших наблюдений над произведениями Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского, Лескова, Толстого, Блока, Ахматовой, Пастернака, которые Д. С. объединяет понятием "конкретного литературоведения".
    Д. С. Лихачев придавал огромное значение гуманитарным наукам, их огромной роли в воспитании патриотизма. Д. С. выдвинул особое понятие - "экология культуры", поставил задачу бережного сохранения человеком среды, созданной "культурой его предков и им самим". Этой заботе об экологии культуры в значительной мере посвящен цикл его статей, вошедших в книгу "Заметки о русском" (1981). К этой же проблематике Д. С. неоднократно обращался в своих выступлениях по радио и телевидению; ряд его статей в газетах и журналах остро и нелицеприятно поднимал вопросы охраны памятников старины, их реставрации, уважительного отношения к истории отечественной культуры. Все свои силы, всю свою жизнь Лихачёв посвятил служению науке, он боролся за чистоту нашего языка, писал о культуре русской речи. Лихачев внёс огромный вклад в развитие лингвистики как науки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

    Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

    Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

    Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...

    конспекты уроков по Технологии встречных усилий в 6 классе по теме "Лексика"

    Данные конспекты уроков построены по технологии встречных усилий...

    Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская.

    Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская....

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

    Урок направлен на формирование умения правильного написания сложных слов с соединительными о, е, умения составлять сложные слова из данных, а также на развитие интеллектуальных умений: анализировать, ...

    Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

    Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

    Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...