Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Домашенко Лариса Васильевна

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Технология встречных усилий

на уроках русского языка и литературы

(Из опыта работы)

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур. Эти качества получили название  «ключевых компетенций».

В «Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

Немаловажную роль в формировании требуемой современной жизненной ситуацией модели выпускника ОУ играет преподавание русского языка и литературы в школе. По словам академика Д.С. Лихачева, именно «филология есть связь всех связей»; она нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через которое оформляется любое знание и любое творчество. Именно формирование умения рационально и в полной  мере использовать возможности слова в различных речевых ситуациях является целью моей педагогической практики, в основе которой лежит антропоцентрическая концепция с использованием технологии встречных усилий.

Антропоцентрическая концепция – одна из трех основных методических концепций в преподавании родного языка наряду с лингвоцентрической и логоцентрической концепциями. В этой системе центром изучения является языковая личность, ее «…речевые и мыслительные способности порождать и воспринимать речевые высказывания» (В.И. Кодухов), единицей обучения является текст. Формула антропоцентрической системы: учение как любовь: любопытство → любознательность → трудолюбие.

ТВУ ученика и педагога заключается в создании на уроке ситуации, при которой  ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, со своей стороны, тоже должен – не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для продвижения вперед, но и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на новую ступеньку в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками. Результатом использования данной методики является Сформированность коммуникативного ядра личности и качеств хорошей речи.

Основным и необходимым на каждом уроке видом работы является комплексный анализ текста. Он не только интересен, но и чрезвычайно полезен, так как осуществляет функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляет межпредметные связи. Работа с текстом развивает в учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению, изложению и, конечно, ЕГЭ.

Итак, предлагаемая рабочая типология учебного текста как предмета изучения и средства обучения определяет основные направления в формировании у школьников общеучебных умений текстовосприятия. Здесь указано, в какой последовательности было бы уместнее всего проводить изучение текста. Это отражено так или иначе во всех школьных программах, но наиболее подходящим для достижения моей цели мне представляется УМК под редакцией М.М. Разумовской, по которому я работаю с нынешнего учебного года.

На мой взгляд, целесообразно использовать анализ текста не только на уроках развития речи, но при изучении всех разделов лингвистики, представленных в школьной программе.

Особенно результативен этот метод в обучении орфографическим нормам: рассматриваемые не в наборе слов, словосочетаний или не связанных по смыслу предложений, а в полноценном тексте орфограммы позволяют развить в учащихся орфографическую зоркость, Поисково-исследовательские навыки, оценочное восприятие текста.

Например, изучение темы «Правописание наречий» с использованием ТВУ и анализа текста выглядеть может следующим образом. Учащимся предлагается текст Р. Достяна «Необычный пацан» и после прочтения проблемное задание: «Найдите в тексте наречие, указывающее читателю на присутствие некоей тайны в поведении героя» или «Какое наречие указывает на открытость характера герой?». Затем уже непосредственно переходим к объяснению правописания наречий в тексте.

При изучении темы: «Сложноподчиненные предложения» в 9 классе проводится работа с использованием текстов двух различных стилей: художественного и научного. Практическая работа «Сложноподчиненные предложения в стихотворениях калмыцких поэтов» решает и обучающие, и развивающие, и воспитательные задачи и способствует развитию всех ключевых компетенций учащихся.

Очевидно, что изучение лексики и фразеологии без текста на уроке  вообще невозможно. Особенно плодотворно влияет оно на развитие общекультурных, учебно-познавательных  и информационных компетенций учащихся. Например, урок «Словари русского языка» в 5 классе, где учащиеся работают с научным текстом, а дома составляют его сами (описание одного словаря по выбору).

Введение в тему «Морфология» можно провести с использованием ставшего уже классическим примером игрового рассказа Л. Петрушевской «Пуськи бятые». Причем здесь ученики не только определяют основные морфологические признаки слов, но и получают возможность из этого не понятного на первый взгляд текста выделить его воспитательную составляющую.

Изучать фонетику, используя на уроке текст, также полезно и интересно, так как это, кроме всего прочего воспитывает в детях интерес к поэтическому тексту, который наиболее подходит для звукового анализа.

Комплексный анализ текста на уроках русского языка позволяет наиболее продуктивно использовать межпредметные связи; с целью их использования целесообразно предлагать тексты, взятые из учебников по математике, биологии, истории и других преподаваемых в школе дисциплин, а также энциклопедии, научных справочников. Это позволяет учащимся овладеть правильной, точной, логичной, выразительной, стилистически адекватной учебно-научной речью. Этой же цели служит проведение уроков-консультаций и практикумов, обучающих детей написанию и защите рефератов. Например, на уроке русского языка в 10 – 11 классе на тему «Обособленные члены предложения» можно использовать текст «Полярные северные сияния» Л. Эгеланда, для урока по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» в 5 – 6 классе – текст «Реки Калмыкии». Таким образом, целенаправленная работа над учебно – научными текстами разных школьных дисциплин способствует не только более прочному овладению лексико-грамматическим материалом, но и повышению интереса к урокам родного  языка, пониманию значимости знаний по русскому языку при изучении других школьных предметов.

Однако необходимо учитывать еще одно обстоятельство. В большинстве случаев работа с текстом сводится к типовым заданиям: озаглавить текст, определить его тему и основную мысль, стиль и тип речи, указать средства связи. Это может привести к автоматизму выполнения заданий и снижению интереса у учащихся, поэтому не нужно забывать:  в центре внимания должен быть не столько текст, сколько ребенок. Именно это и вызывает необходимость использования нетрадиционных форм обучения: урок-размышление, урок открытого письма, урок-пролог, урок-юбилей, сочинение-развлечение (т.н. «бином фантазии»). Проведение занятий в нетрадиционной форме в большей мере способствует развитию основных ключевых компетенций учащихся.

Описанная система основана на реализации в обучении органической взаимосвязи процессов восприятия и создания текста, чем достигается слияние в едином процессе формирования качеств ученика – читателя и ученика – творца.

В преподавании литературы приоритетными задачами методик становятся обучение медленному чтению текста, формирование отношения к чтению как к творческому процессу, обогащение читательского и речевого опыта, сознательное применение полученных знаний и умений в собственной речи и, безусловно, восприятие текста произведений русской классики как своеобразного учебника жизни.

Данная система позволяет достичь хороших результатов как при сдаче ЕГЭ, так и при участии в различных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"

Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы    МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...

Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....

Технология встречных усилий на уроках русского языка

В предложеном материале подробно реализуется используемая технология....

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...