Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка
проект по русскому языку на тему

Быковская Валентина Евгеньевна

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.В русле поиска современных подходов к обучению заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

            Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка.                                                                                        

Все дети умеют успешно учиться,                                                        

  если школа умеет учить.

                                                                                       Д. Г. Левитас                                                                                                                                                                                                                                              

  Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. Для оценки  результативности обучения  применялись стандартизованные психологические методики (тест Коммуникативная компетентность, методики М.Шнайдера, Л.И.Уманского,  И.А.Френкеля и опросник Кеттелла PF-16).

Однако модернизация современного образования ставит задачу перед учителем: содействовать расширению ключевых компетенций школьников и, как следствие этой деятельности, создавать условия для формирования ключевых компетентностей .Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность.

Вследствие  этого в отношении участников образовательного процесса к идее компетентностного подхода как условия личностных достижений возникают противоречия  между: необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием  устойчивой учебной мотивации к учению; законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями; декларируемыми  развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний;

Эти противоречия  привели к проблеме: как поднять преподавание родного русского языка на новый качественный уровень, , тем самым сформировать языковую и лингвистическую компетенции?

Целью своей работы я определяю разработку комплекса педагогических условий, обеспечивающего эффективное развитие языковой и лингвистической  компетенций школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.

Отсюда вытекают задачи:

1. Проанализировать современные тенденции формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка, выявить и дифференцировать совокупность педагогических методов, определяющих эффективность обучения русскому языку.

   2. Разработать методические приемы формирования языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка.

3. Подобрать педагогический инструментарий для оценивания сформированности языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка .

4.  Апробировать разработанную методическую модель и определить ее эффективность в формировании языковой и лингвистической компетенций учащихся на уроках русского языка.

В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:

• высокий уровень сформированности  языковой и лингвистической компетенций;

повышение интереса к русскому языку;

• прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; повышение уровня функциональной грамотности каждого ученика в силу индивидуальных возможностей каждого;

• умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

• активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Я убеждена, что для достижения нового образовательного результата, необходимо системное использование современных технологий и методов обучения.

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

Новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей я  позаимствовала  у педагогов-новаторов С.А. Лысенковой, В.Ф. Шаталова, И.П Волкова,  апробировав   некоторые элементы инновационных технологий на уроках русского языка в основной школе.        В практику теория внедряется с помощью технологии. В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества.

В русле поиска современных подходов к обучению, по моему  мнению , заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями проходит эффективнее  при адаптации  элементов технологии встречных усилий учителя-новатора О.Н.Хана.

Урок, построенный в соответствии  с технологией встречных усилий, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество», «рефлексия» . На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания .

Мозаика встречных усилий учителя и учащегося

Этап урока

Педагогические приемы

1

Начало урока: «введение», «разогрев» класса, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.

2

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен – не согласен» и другие

3

Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» и другие

4

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников

«Деловые игры», «театрализация», «Кластер» и другие

5

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания

«Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и другие.

Термин мозаика в названии говорит о вариативности использования приведенных приемов: они могут «работать» вместе, что повышает их эффективность, но эти приемы можно применять и автономно на традиционных уроках.  Чем богаче палитра методов обучения у учителя, тем удачнее должна быть картина урока и его результативность.

1 этап. Начало урока

Содержание первого этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых -  создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока.

Некоторые приемы данного этапа:

«Отсроченная отгадка». В начале урока учитель предлагает учащимся загадку (удивительный факт), отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над темой.  

«Эпиграф». Учащимся предлагается  осмыслить текст, записанный на доске, и подумать, как он может быть связан с темой урока.

«Погружение» проводится по «учебной цепочке», при этом возможны следующие варианты:

1.        Учащиеся один за другим  составляют характеристику какого-то языкового явления.

2.        цепочку начинает учитель, задавая вопросы по определенной теме, ученик, сам ответив, задает вопрос следующему ученику и т.д.

2.Контрольно-подготовительный этап.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но  и интеллектуальной отдачи.

Характеристика некоторых приемов.

Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель намеренно допускает ошибки. При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином суждении, побуждая учащихся к поиску правильного решения, ответа.

«Опрос-кроссворд». Необходимо заполнить «кроссворд» по изучаемой теме, который заранее подготовлен учителем или учеником. Это своеобразная «линия преодоления», где идет активация интеллектуального потенциала учащихся.

«Повтор с расширением». Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие материал. При этом учителю совершенно не обязательно отвечать на все вопросы – это формирует у учащихся понятие «открытого знания» и стимулирует сильных учащихся на самостоятельный поиск.

«Согласен – не согласен»  Работа происходит в форме диалога: ученики обращаются к друг другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять.  Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет учителю по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.

3.Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе и партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участие в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.

Приемы, используемые на данном этапе.

«Цель и цели». Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для него лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и т.д.). Таким образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники.

«Вопросы к тексту» (более всего уместны при изучении вводных и общих тем). Каждому ученику выдается краткий конспект сообщения по изучаемой теме; ученик, проработав данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени освоения темы: «U» - известные факты, «+» - хотелось бы узнать подробнее, «?» - нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного его включения в образовательный процесс.

«Знаю – не знаю». После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания учащихся, каковы интересы школьников в данной области.

4.«Сотворчество» как этап урока.

Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу.

Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап назван «сотворчество».

Некоторые приемы данного этапа.

Деловые игры воплощаются в самых неожиданных вариантах:

1.        «Машина времени»: события оцениваются с двух позиций: современной и соответствующей исторической эпохи.

2.        «Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры; затем идет оценивание и выбирается наиболее удачный вариант.

«Театрализация» . Сегодня на уроках русского языка обращение к театрализации обрело новое направление – речь и культура общения. Любой разыгранный учениками диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения  культуры речи и коммуникации.

«Кластер» Этот прием  активно использует возможность видеоряда: идеи группируются в отдельные блоки и располагаются вокруг ключевого слова. Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных  точек зрения. На этом этапе урока срабатывает принцип, который Г.А.Цукерман определила как «отношение «часть – целое», где целое – то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы, а часть – те частные, неточные, неполные мнения, знания и способы действия, с которыми ребенок вступает во взаимодействие» .

5.Рефлексивный этап урока.

Основное его содержание – осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, со-участие учеников в определении домашнего задания.

К приемам данного этапа относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске эпиграфу дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов – общих и индивидуального. Такие приемы, как «вопросы к тексту», «Знаю – не знаю» дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем.

Существуют и специфические приемы:

«Эссе» - пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

«Синквейн»  - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк.

Важный аспект рефлексивного этапа урока – определение домашнего задания. Целесообразно варьировать домашнее задание по уровням. Первый уровень – обязательный – то, что должны знать все ученики класса. Домашнее задание второго уровня – понятийного – выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень – творческий – предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.

 Предлагается использовать еще ряд приемов для достижения наилучшего результата обучения и повышения качества обученности учащихся. Одной из ведущих компетенций является коммуникативная, а зачастую речь учащихся находится на достаточно низком уровне и учитель сталкивается с проблемой: как на обычном уроке русского языка создать условия для развития речи?

Здесь целесообразно применять прием «Инсерта»  (маркировка текста)

«V» - галочкой  отмечается то, что известно;

«+» -  знаком «плюс» помечается то, что является для читателя неожиданным и интересным;

«- » - знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;

«?» - вопросительный знак ставится, если у читателя возникает желание узнать о том, что описывается, более подробно.

  Прием «Мудрые совы» позволяет эффективно организовать работу с текстом и обработать содержащуюся в нем информацию. В ходе работы с текстом учащимся предлагается вычленить различные подходы к его содержанию и обсудить результаты работы:

«Азы работы над текстом»: найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

«Что, не ждали?»: выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

«Ты уже знаешь последние новости?»: выберите и запишите ту информацию, которая является для вас новой.

«Главная жизненная мудрость»: вариант 1) постарайтесь выразить основную мысль текста; вариант 2) какая из фраз  каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

«Известное и неизвестное»: найдите в тексте ту информацию, которая для вас уже была известна, и ту информацию, которая ранее была неизвестной.

«Иллюстративное изображение»: постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста в виде рисунка или схемы.

«Поучительный вывод»: можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности в жизни?

«Важные темы для обсуждения»: найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания и обсуждения.

Нагляднее данный прием можно представить в виде демонстрационной таблицы:

Азы работы над текстом

Найдите в тексте новые понятия и запишите их

Что, не ждали?

Выберите информацию, которая является для вас неожиданной

Ты уже знаешь последние новости?

Запишите информацию новую для вас

Главная жизненная мудрость

Определите ключевую фразу

Иллюстративное изображение

Проиллюстрируйте главную мысль текста в виде рисунка, схемы

Поучительный вывод

можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности в жизни?

Важные темы для обсуждения

Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе

Данный педагогический прием позволяет решить целый спектр образовательных задач: выявить субъектный опыт учащихся, обогатить имеющийся опыт ученика новым знанием, обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, развивать информационную и коммуникационную культуру учащихся.

И прием «Чтение со «стопами»: текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя дается остановка («стоп») и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя: «тонкие» и «толстые».

«Тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Кто?  Что?  Когда? Будет ли..? Как звали? Согласны ли вы?

Почему? В чем различие? Что, если..?

Какой вывод? Каковы аргументы? Чем можно доказать? Каковы последствия?

Данные приемы создают условия для развития креативных  качеств личности и  ориентированы на формирование языковой и лингвистической компетенций школьников.

       Большое разнообразие выше обозначенных приемов  даст возможность учителю выявить результаты усвоения обучающимися разных компонентов содержания языкового образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.

Вывод данная разработка комплекса педагогических условий обеспечит эффективное развитие языковой и лингвистической  компетенций школьников и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению и успешной самореализации.

Данная работа       будет интересна для использования в практической работе учителям – словесникам образовательных школ, а также учителям – предметникам любых образовательных дисциплин, так как приемы  данной технологии являются достаточно мобильными и гибкими

                        Список используемой литературы:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования, под редакцией В.В.Козлова, А.М. Кондакова, интернет ресурс- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2619
  2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва, Народное образование, 1998 год.
  3. Хан О.Н. «Технология встречных усилий как средство гуманизации образовательного процесса», Екатеринбург, 2000 год.
  4. 20.        Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательного интереса», Москва, Просвещение, 1988 год
  5. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. –с. 105.