конспекты уроков по Технологии встречных усилий в 6 классе по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Данные конспекты уроков построены по технологии встречных усилий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvu_v_6_klasse.docx | 90.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Уроки.
Урок 21 (3)
Тема: Общеупотребительные слова. Диалектные слова.
Цели урока: научить различать слова русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); знать нормы употребления диалектной лексики;
сформировать умение пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова; определять уместность-неуместность использования диалектных и общеупотребительных слов в обиходной речи, в художественном произведении;
воспитывать любовь к родному краю.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, словари
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
2. Эмоциональная разминка.
Отсроченная отгадка (ответ учащиеся должны дать в конце урока).
«Бабушка и внучка».
-Внученька, поищи-ка вереньку: что-то я никак её не найду…Ой, да вот ведь она, веренька-то! А теперь возьми жичину да прогони канок с огорода. Не знаешь, что такое жичина?! И про канок тоже не слышала?
(веренька-корзина, жичина-хворостина, канка - индейка)
- О чём просит бабушка внучку?
3. Контрольно-подготовительный этап.
Диалог "Согласен - не согласен"
А) лексика – это словарный состав языка.
Б) многозначные слова – это лова, имеющие два значения.
В) Омонимы - слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, близкие по лексическому значению.
Г) Коса – это сельскохозяйственное орудие.
Д) диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности.
- Почему вы затрудняетесь согласиться или не согласиться с последним утверждением?
Большинство общеупотребительных слов появилось в русском языке много столетий назад, поэтому нам в основном понятен язык старинных сказок, былин. Такие слова, как юность, родители, матушка, вежливо, учтиво, слово, дело, живут века, они понятны всем говорящим на русском языке. Но в русском языке есть такие слова, которые понятны не всем.
4. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".
- Давайте с вами определим тему и цель нашего урока.
Чтение материала учебника о диалектных словах с. 32.
Учащимся сообщается, что в словарных статьях слова имеют особую пометку — обл. (областное)
— Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление диалектных слов.
Даль не зря говорил, что один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где он родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие - понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края. (В. Порудоминский.)
В Сибири есть такие слова, которые известны только сибирякам. Человек, приехавший из Москвы или Рязани, их не поймет. Какие это слова? Пахарь – тракторист, глезка – суп с клёцками, курник – круглый пирог с курятиной или другим мясом.
Вот такие слова и называются диалектизмами.
Диалектизмом является и слово ГОЛОС. В русских говорах Кузбасса оно означает, во-первых, “напев, мелодия” (вот песня та, а послушаешь – голос не тот); во-вторых, “произношение, говор.”
5. Сотворчество.
Давайте составим кластер:
А) Письменная работа.
В столбик учащиеся записывают слова: глаза, рано, волк, петух, ужинать, полотенце, слушать, овраг.
Затем учитель диктует диалектизмы: кочет, вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, бирюк, спозаранку.
Задача учащихся – написать диалектизм напротив того общеупотребительного слова, которое составит с ним синонимичную пару.
Б) Выполнение упражнений.
Упр. 72 ( по заданию); упр.73.
В) Найдите в рассказе диалектизмы и дайте им определения, опираясь на контекст.
– Попробуйте заменить диалектизм на общеупотребительное слово. Меняется ли художественная изобразительность текста? Как?
ЛИТОВКА
Тема жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню.
Рано утром дедушка пригласил Тему на сенокос и сказал:
– Внучек, возьми там в сарае литовку. Я ее сейчас наточу.
Тема долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
– Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть... Мужчина – литовец, а женщина – литовка.
– Вон оно что! – рассмеялся дедушка. – Это у нас так косу называют, которой траву косят.
– Вот чудеса! – удивился Тема.
6. Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.
(пример:
Диалектизмы
Таинственные, живые
Обескураживают, интригуют, завораживают.
Мне очень нравятся, хотя они
Необщеупотребительные.
- Понравился ли вам урок?
- Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?
- А вот как считают ученые.
Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.
...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко)
7. Домашнее задание. Ученики получают разноуровневое домашнее задание
1 уровень ("обязательный") – выучить определение § 16, выполнить упр. 74(списать, подчеркнуть диалектное слово, объяснить его значение)
2 уровень ("понятийный") – выучить определение § 16, найти в словаре учебника диалектные слова, составить с ними предложения.
3 уровень ("творческий") – выучить определение § 16, написать сказку об общеупотребительных и диалектных словах.
Урок 22 (4)
Тема: Профессионализмы.
Цель:
- знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления); нормы употребления профессиональной лексики;
- понимать сферу использования профессионализмов;
- уметь пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова. Уметь использовать профессионализмы в речи.
- воспитывать интерес к предмету.
Урок 23. Тема: Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Цель:
- закрепить умение различать общеупотребительную лексику и необщеупотребительную; нейтральные и стилистически окрашенные слова.
- узнать новое понятие – «жаргонизмы»;
- научиться отличать жаргонизмы от других слов.
- воспитывать интерес к предмету
Ход урока.
Этап урока | название , цель | Педагогические приёмы |
I. | Начало урока: введение, «разогрев учебной группы». Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу | «Погружение». 1. Проверка домашнего задания (чтение по цепочке; выделение орфограмм; упражнение №70).
2. Работа с эпиграфом. Синтаксическая пятиминутка. Чтение, расстановка знаков препинания. «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей» К. И. Чуковский. |
II | Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала | «Повтор с расширением» Скажите, что означает термин «лексика»? (Это весь словарный состав языка) - На какие две группы делятся все слова русского языка? - Почему общеупотребительные слова так называются? (Эти слова называются общеупотребительными, потому что их использует большинство людей) - А как называются слова, которые не употребляются всеми без исключения? (Необщеупотребительные слова) - На какие группы их можно разделить? (Профессиональные, диалектные) |
III | Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний . | «Цель и цели» 1. - Как вы думаете, почему именно такой эпиграф выбран мною к уроку? - Что мы с вами должны узнать? 2. Чтение предложений: Сережа перебежал улицу, встал возле светофора и начал останавливать машины. «Водила, подвези», - кричал он вслед проезжавшим мимо автомобилям. - Скажите, пожалуйста, какое слово, известное нам употреблено в необычном варианте? (водила) Слова подобного рода, т.е. те, которые ограничены в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой называют жаргонизмами. 3. Закрепление материала: (чтение слов, если слово общеупотребительное - дети поднимут одну руку, если жаргонизм – две руки). Тачка, самокат, видак, видеодвойка, оттянулась, отдохнула, общага, общежитие, наехать, угрожать, челнок, продавец, закусок, закуска, слинять, уйти, круто, хорошо, телек, телевизор. - Какие же слова называют жаргонизмами? 4. Упражнение №78. (выписать не употребляемые в наше время жаргонизмы). Мен (парень), найки (кроссовки фирмы «Найк») Составьте предложение с однородными членами с одним из этих слов. Мен торопился к выходу, оглядывался по сторонам ( предложение повеств; невоскл; простое; распр; ослож. однор. сказ.) 5. Упражнение № 79 (запись в исправленном варианте) Эй, водитель, подвези. Я восхищаюсь битловской музыкой, ты хорошо развлеклась вчера на дискотеке? Я получаю удовольствие от роликов. Мне вчера купили отличный видеомагнитофон. У Сережи тачка лучше, чем у Максима.
6. Чтение §18. - Какие слова называются эмоционально – окрашенными? Упр. 81 (устно), упр.83 (устно) |
IV. | Сотворчество. поддержка активности, интереса, усилий Сведение усилий и находок в совокупное знание | «Кластер» |
V | Рефлексия. осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. | «Возврат к началу»: вернитесь к эпиграфу нашего урока: «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей» К. И. Чуковский. - Почему именно такой эпиграф был выбран к уроку? «Три уровня домашнего задания» Домашнее задание:1) выучить определение на стр. 35, упр.82 (по заданию) 2) выучить определение на стр. 35, упр. №77. 3) выучить определение на стр. 35, упр.80. |
УРОК 26. ТЕМА: Устаревшие слова. Неологизмы.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с неологизмами и устаревшими словами, с причинами их исчезновения и появления, развивать умение работать со словарями, воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
Этап урока | название, цель | Педагогические приёмы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. | Начало урока: введение, «разогрев учебной группы». Цель: создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу | «Эпиграф». – Прочитайте эпиграф к уроку. В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь) – В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II | Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам. Цель: «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала | 1. Словарный диктант. Подчеркнуть диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально – окрашенные слова. Принесёшь бураков для борша, славный осенний сиверко, поласкать ребёнка, лузгать семечки, проявить негатив, работать на камбузе, жить в общаге, водрузить знамя, жаждать реванша. - какие слова называются диалектизмами? Жаргонизмами? Профессионализмами? эмоционально – окрашенными словами. 2. «Опрос-кроссворд» эмоционально – окрашенные слова.
(В выделенных клетках-название единицы языка, изучаемой в «Лексике».) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | Постановка учебной цели, «вызов». Цель: интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний . | «Цель и цели». - Какое слово вы не смогли разгадать? Работа с термином. – Рассмотрите формулу: новый + слово = новое слово – Что означает термин «неологизм»? – На стр. 41 учебника прочитайте о причине появления новых слов. Но тема сегодняшнего урока «Устаревшие слова и неологизмы». Работа с учебником. Стр. 38-39. - Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 38, – историзмы или архаизмы? Почему? Упражнение 84(устно) Работа с текстом. – Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки. Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит: – Ярмарка нынче хорошая! Товару много! – Да, – соглашается второй. – Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый. А второй говорит: – И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил. Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют. (Ученики зачитывают записанные слова.) – Что это за слова – историзмы или архаизмы? – Что они обозначают? Выполнение упр. 86,88 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. | Сотворчество. поддержка активности, интереса, усилий Сведение усилий и находок в совокупное знание | Сочините рифмовку или синквейн. Пример: Нео + логос Неологизм. Новое слово Вошло в нашу жизнь. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V | Рефлексия. осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания. | «Итоги» – Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова? – Для чего нужны неологизмы? – Можем ли мы остановить процесс образования новых слов? Домашнее задание: выучить определения стр.39, 41; выполнить упр.89 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по технологии для девочек 8 класса. "Раскрой брючного изделия"
девочки сами должны понять для чего существуют правила раскладки выкройки на ткани и правила раскроя брючного изделия. Для это вначале урока ставится задача: найти ошибку......
Конспект урока по технологии для учащихся 5 класса Тема урока: «Выбор и обоснование проекта».
Обоснование выбора темы проекта. Создание разнообразия вариантов, моделей изделий с помощью методов морфологического анализа. Работа в группах...
Урок в технологии встречных усилий. Речеведческий анализ текста.
Тема урока: Лингвистические возможности слова (этапы речеведческого анализа текста) Тип урока: урок применения знаний, ...
План-конспект урока по технологии в 5-м классе по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета".
План-конспект урока по технологии в 5-м классе по теме "Сервировка стола к завтраку. Элементы этикета...
Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки). "Подготовка деталей кроя фартука к обработке" и технологическая карта к уроку.
Методические разработки уроков. Конспект урока по технологии "Обслуживающий труд" 5 класс (девочки).Тема : "Подготовка деталей кроя фартука к обработке". (1 учебный час)...
конспект урока по технологии "Измерение штангенциркулем" - 6 класс
Урок построен по педагогической идее А. Гина "Методический конструктор",чтобы полнее реализовать требования Стандартов второго поколения, повысить результативность урока....
Конспект урока по технологии "Заготовка продуктов" 5 класс
Конспект урока по технологии "Заготовка продуктов" Рассчитан для работы в коррекционном классе. Использовано: "Технология. (под ред. В.Д. Симоненко)...