Конспект урока по технологии "Заготовка продуктов" 5 класс
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Киселева Марина Михайловна

Конспект урока по технологии "Заготовка продуктов" 

Рассчитан  для работы в коррекционном классе. 

Использовано: "Технология. (под ред. В.Д. Симоненко)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология     5 класс Тема раздела: КУЛИНАРИЯ Тема урока : заготовка продуктов.

Цель урока:

-   Образовательная – дать представление учащимся о способах приготовления домашних запасов, условиях и сроках хранения сушеных и замороженных продуктов.

-    Развивающая – развитие логического мышления при выборе способа хранения запасов.

-    Воспитательная – воспитание, у учащихся эстетического вкуса, аккуратности, трудолюбия при выполнении работы.

ХОД УРОКА

1.      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- проверка посещаемости  и готовность к уроку – 3 мин

2.      ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА

Устный опрос – 5-7 мин

Вопросы для повторения

  1. 1. Какие блюда должен включать в себя завтрак?
  2. 2.Как правильно сидеть за столом?
  3. 3.Что значит есть красиво и правильно?
  4. 4. Как правильно пользоваться тканевой салфеткой за столом?
  5. 5.Как нужно вести себя за столом в гостях?
  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 20 мин

Регулярное потребление плодов и овощей в течение всего года — одно из условий рационального питания. Какое значение имеют витамины для человека? (.Важную роль. Они необходимы для полноценной жизнедеятельности).  В плодах и овощах есть такие минеральные соли и витамины, без которых не может обходиться человек. Такие витамины, как С, Р и А, организм человека получает преимущественно из плодов и овощей. Отсутствие этих витаминов влечет за собой различные заболевания: остановку роста и болезни глаз вызывает отсутствие или недостаток витамина А, а недостаток витамина С — заболевание цингой.

Еще сотни тысяч лет тому назад пещерным человеком была осознана необходимость заготовки продуктов питания. Трудна и опасна в то время была охота на животных, и поэтому нужно было уметь хранить добычу хотя бы небольшой промежуток времени.

И такая возможность заготавливать продукты впрок появилась с появлением огня. В России характерно было делать заготовки для всех слоев населения, причем, чем больше заготовок, тем зажиточнее считалась семья. Для хранения  строились специальные помещения: погреба, кладовки, чуланы, амбары и подвалы.

Домашние заготовки – хорошее подспорье для любой семьи, позволяющие….( круглый год разнообразить семейный стол дешевыми и полезными продуктами).

 Проблемный вопрос. 

КАК круглый год разнообразить семейный стол дешевыми полезными продуктами?

ЧТО позволяет сохранить продукты  их длительное время без порчи?

 Давайте попробуем найти способ сохранить овощи и травы на зиму. Для этого надо разгадать кроссворд и узнать ключевое слово

 ( работают в группе)

Кроссворд

По горизонтали

1. Очень вкусная она, много в ней секретов.  Для нас – сладкая еда, для Золушки – карета. (тыква)

По вертикали

2. Что это за рысачок  завалился на бочок? Сам упитанный, салатный. Верно, детки…(кабачок)

. 3.Золотые зёрнышки  рядышком сидят. Угостим ребят. Пусть «едят от пуза»! Это - …(кукуруза)

4. Овоща бордовей нет, кладут тот овощ в винегрет, В борщ с картошкой отправляют, а на грядках - поливают. (свекла)

5. На жарком солнышке подсох и  рвется из стручков ... (горох)

6. Кто любит щи - меня в них ищи. (капуста)

7. Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,  Вкусен и сырой. Кто же я такой….(огурец)

8. На стебельках висят шары, покраснели от жары (помидор)

Ответ: консервация

Консервирование — способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов.( Записывают)

Какие еще способы домашних заготовок вы знаете?

Известно много различных способов приготовления домашних запасов: консервирование, маринование, соление, квашение, сушка, замораживание, копчение, вяление.

Известно, что еще в 15 веке на Руси солили и квасили капусту. Со временем солить стали  грибы, огурцы, помидоры, сладкий перец, кабачки, баклажаны, арбузы, дыни.  

Как вы думаете, от чего зависят виды консервации?

От рассола, от процента соли в нем, от его  концентрации

Если % соли составляет (6-8%, а порой 20-30%). То это Соление + вода

 Квашение – соль (2,5-3%)+сок овощей.

 Мочение = соль (1,5-2%)+сахарный сироп (6-8%). 

От перечисленных видов соления отличается маринад

Маринад – основной компонент 3-4% уксус + соль + сахар.

Некоторые плоды, ягоды, грибы сушат. Их промывают, нарезают, раскладывают в один слой на белой бумаге, ткани, подносе и сушат в защищенном от пыли месте, на воздухе или в специальных сушилках. Горячий воздух поглощает влагу из сырья, отчего оно высыхает, а воздух становится более влажным. Чем выше температура воздуха, тем больше влаги он может поглотить. После сушки плоды и овощи расфасовывают в тару для хранения и хранят в сухих прохладных помещениях.

Еще один из видов заготовки -  это  замораживание.

Быстро замороженные пищевые продукты сохраняют свое исходное качество лучше, чем при любом другом способе консервирования или хранения. Замораживание овощей и плодов можно сделать и в домашнем холодильнике. При замораживании клеточный сок в овощах и плодах превращается в кристаллики льда. Если замораживание проходило медленно, то кристаллы эти становятся крупными, они разрывают своими острыми гранями нежные стенки клеток, и тогда сразу же после оттаивания овощей или плодов произойдёт большая потеря сока. Поэтому надо замораживать по возможности быстрее.

В замороженных фруктах и ягодах сохраняются полностью все питательные, вкусовые и ароматические вещества значительно лучше. Чем при другом способе консервирования.

Существуют правила замораживания:

  1. Овощи бланшируют так же, как при консервации, методом стерилизации в банках.
  2. Не бланшируют лишь томаты. Из фруктов бланшируют яблоки, груши,  айву, персики.

Бланшировать – это  кратковременная обработка продукта кипятком или паром перед заморозкой.. В результате после оттаивания по вкусу и цвету, эти овощи и фрукты практически не отличаются от свежих. (записывают)

  1. Овощи и плоды охлаждают на воздухе, затем плотно укладывают в формочки для замораживания.
  2. Формочки ставят в морозильник на 3-5 часов
  3. Когда продукт полностью проморозится, формочку вынимают из морозильника, переворачивают и ставят под водяную струю. Через несколько секунд из формочки сам выпадет брикетик-кирпичик замороженного продукта.
  4. Брикетик сразу же полностью обертывают целлофаном или другой пленкой и кладут снова в морозильное отделение холодильника.

Срок хранения овощей 6 месяцев.

В сельской местности используют для хранения овощей, корнеплодов, солений подвальное помещение.

4. Закрепление изученного материала – 5 - 7 мин

1.Какие способы консервирования вы знаете?

2.Как правильно заморозить овощи и фрукты?

3.Что происходит при квашении капусты?

4.Какие способы хранения овощей вы знаете?

5. Итог урока:  - 3 мин

Сделайте вывод о том, где  пригодятся вам знания и умения, полученные на уроках по кулинарии

-чему научились?  

- что узнали нового?      

-пригодиться ли это и где?

- что теперь я могу сделать сама?  

 - что мне было интересно?                

- возникли трудности?

    СОБЩЕНИЕ ОЦЕНОК

7.      Д/З: Дома помочь маме с консервацией  продуктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...