План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Полякова Татьяна Викторовна

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon План-конспект96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Вырубовский филиал

МБОУ «Никифоровская  средняя  общеобразовательная школа №1»

Тема :         « Состав слова»

Учитель

 русского языка и литературы

                                                                                                Полякова Татьяна Викторовна

                           

                                                 

ТЕМА УРОКА:        

Важность изучения  данного раздела  определяется тем, что более  двух третьих орфографических правил, включенных в школьные учебники, опираются на умение анализировать слово по составу.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Образовательные:
  • Подвести учащихся к пониманию  морфемы как значимой части слова;
  • Научить школьников обоснованно выделять морфемы;
  • Различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
  • Формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;

  1. Развивающие:
  • Помочь школьникам осознать взаимосвязь языковых явлений, сформировать умение устанавливать эти связи, сравнивать, обобщать, сопоставлять;
  • Формирование навыков монологической устной речи научного стиля;

  1. Воспитательные:
  • Воспитание интереса к русскому  языку;
  • Формирование умения работать  в парах, группах;
  • Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Лист учета  знаний учащихся;
  • Карточки с заданиями;
  • Таблицы;
  • Короны с названиями морфем;
  • Учебник «Русский язык 5класс» под редакцией Т.А. Ладыженской;
  • Тест.

ХОД УРОКА:

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Все на свете из чего-нибудь состоит: облака- из множества водяных капель, лес- из деревьев , а предложения- из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала», «кирпичиков». И каждый из «кирпичиков» вносит  в слово свою часть смысла - «смыслиночку».  И  наша цель – подробно исследовать те самые «кирпичики», из которых построено слово.

2. ЧАСТИ СЛОВА  «РАССКАЗЫВАЮТ» О СЕБЕ. (Дети в коронах с названием  частей слова  выходят к доске и читают  стихи.)

КОРЕНЬ:

Корень слова – главная ,

Значимая часть.

Родственные связи  дарит

Корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

ПРИСТАВКА:

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - Приставка,

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

СУФФИКС:

За корнем  СУФФИКС обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

ОКОНЧАНИЕ:

Та слова часть, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

3. СЛОВАРНЫЙ  ДИКТАНТ.

- Ребята, какая часть является сердцевиной слова, его смысловым центром? Правильно, корень. Именно от него  «растут»,как ветви на дереве, слова. Издревле о самом  важном, главном говорили: «Смотри в корень!» или «Зри  в корень!» Продиктуйте друг другу слова и выделите в них корень.(взаимодиктант, взаимопроверка)

1 вариант

2 вариант

удивляться

преподаватель

долина

разливаться

землетрясение

задрожать

удалиться

развеваться (на ветру)

извиниться

изредка

явился

приближаться

разъяснить

трясина

развивать (ребенка)

провинился

издалека

багровый

преодолеть

проливной

далекий

раздавался

удивительно

потрясти

явление

единение

4. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МОРФЕМ.

- Мы продолжаем исследование и отправляемся  в небольшое путешествие. На остановках нас ожидают испытания. Нужны смельчаки.

1- я  остановка- столица КОРЕНЬ (на доске  записаны слова: родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной).

- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.( дети обсуждают вопрос в группах и дают ответ)

- А вот как об этом  размышлял лесник из произведения К.Паустовского «Золотая роза»: «Родник родит реку, а река льется – течет  через … всю родину, кормит народ… И все эти слова как бы родня между собой». Лесник правильно подсказал: у всех этих слов есть общий объединяющий смысл. Общая часть- корень - род - .

        2- я  остановка - ПРИСТАВОЧНАЯ ГОРА.

На ПРИСТАВОЧНОЙ  ГОРЕ  нужно указать слова с приставкой – по

( подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать ).

        3- я остановка- СУФФИКСАЛЬНОЕ ПОЛЕ.

На пути к СУФФИКСАЛЬНОМУ ПОЛЮ разрушился мостик через овраг, по одну сторону  оврага остались  суффиксы, по другую- слова. Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться , и сказать, какое значение вносит  суффикс в слово.( таблица )

К-, -ИК-, -ОНК-,

Река, путь

НИК-, -ЧИК

рука, диван, огурец, заяц, летать,

ЕНЬК-, -ИЩ-

лесной, паркет

        4- я  остановка- ПИК  ЗНАНИЙ.

- Последняя остановка- ПИК  ЗНАНИЙ. Назвать слова с одинаковым окончанием. ( домов, столов, голов, коров, аллей, степей, юношей, батарей )

5. РАБОТА В ГРУППАХ.

- А сейчас, ребята, вам  предстоит выдержать еще одно  испытание. Возьмите карточки с заданиями. Внимательно прочитайте  условие. Приступаем  к  выполнению.( экзамен по карточке  принимает вся группа.

КАРТОЧКА № 1

Найдите однокоренные слова и отметьте их, оставив формы одного  и того же  слова.

1.Еж, ежик, ежи, съежился, ежевика, ежовый, ежиком, съежилась, ежевичный;

2.Вера, верный, вероятно, вероятный, верно, верить, веришь, верой, веровать, неверие, верным;

3.Глубина, вглубь, глубоко, углублять, углубление, глубиной, глубинный, глубокомысленный, глубокий, углубляем, глубокомысленная.

 

КАРТОЧКА№ 2

Найдите « четвертое лишнее» слово.

  1. Рисунок, рисовый, зарисовка, рисую.
  2. Столик, столетие, застольная, столица.
  3. Жалость, жалкий, жало, жалко.

КАРТОЧКА № 3

Заполните таблицу примерами

Обозначение приставок.

Примеры.

В - движение  вперед, внутрь

ВЫ - движение наружу

ПЕРЕ - передвижение  с  места  на место

ПРИ - приближение, присоединение

У- , ОТ - удаление

- БЕЗ - ( БЕС-) отсутствие  чего-либо

КАРТОЧКА № 4

Найдите  и укажите  правильный  вариант  ответа.

1. Слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом.

  • Мальчик
  • Хорошенький
  • Подводник
  • Ребенок

2. Слово с суффиксом, указывающим на профессию.

  • Зайчик
  • Водный
  • Плотник
  • Настойчивый

3. Слово с приставкой со значением приближения.

  • Прибрежный
  • Окружить
  • Переход
  • Отдалить

4. Слово с приставкой со значением отдаления.

  • Пришкольный
  • Отбежать
  • Сговориться
  • Рассчитать

КАРТОЧКА № 5

Найдите слова  с нулевыми  окончаниями  и  отметьте  их.

Заседание

Площадь

Страж

Вывела

Имел

Сказал

В удивлении

Лисий

Известен

Высокий

Стеклянные

Касаются

Гонец

Шапок

Преступление

Невелик

Провел

Королю

Улица

Бросились

Ужасном

КАРТОЧКА №  6

Найдите слова с ошибками в  разборе  по составу. Исправьте их.

На-рис-ова-ть

Ис-польз-у-ем

Ис-пуг-а-л-ся

По-говор-к-а

По-клон-ниц-а

Пос-лов-иц-а

Рас-пис-а-ние

Разо-гр-е-л

Лесн-ик

Сын-очк-а

Зуб-н-ой

Раз-бор-чив-ым

Мног-знач-н-ый

Групп-о-вод

КАРТОЧКА № 7

Прочитайте внимательно текст. Ответьте на вопросы.

Однажды охотник встретил на лесной дороге маленькую девчушку  с золотистыми волосами. Это была дочка лесника . Она собирала в корзину еловые шишки.

У девочки были зеленоватые глаза , и в них отражался огонь осиновых листьев.

Она проводила охотника до избушки лесника.

Вопросы к тексту.

1. Указать средства связи предложений в тексте.

2. Составить схему четвертого предложения. Что связывает в нем союз И.

3. Найти однокоренные слова. Чем они отличаются по составу?

4. Назвать слова с нулевым окончанием. Какие это части речи? На что указывают в них нулевые окончания?

5. Есть ли в тексте слова без окончания? Что это за части речи?

6. Выделите суффиксы в именах прилагательных. Назовите  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какие это части речи?

7. В какой форме стоят глаголы? Какая морфема указывает  на данную форму глагола?

6. ОТГАДЫВАНИЕ ШАРАД.

Каждая группа загадывает шарады другим группам.

1 группа

Корень тот же, что в слове отдавать,

Приставка взята из слов преграда и посылка,

Суффикс  и окончание взяты из слова знание.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же- в дневнике я и в журнале.

Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, приставку- в слове выписать,

Корень- в слове преподносить.

2 группа

Суффиксы взяты из слова значительный, корень- из слова переполненный,

Приставка и окончание- из слова исключительный.

Мой  корень- родственник сраженья,

Приставка- в слове заявленье,

В наборщике есть суффикс мой,

А  весь- тружусь я под землей.

Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении явно услышишь,

Вместе на темы различные пишешь.

3 группа

Корень - из слова приветствие, приставка - из слова отличник,

Суффиксы взяты из слов мужество, откровенный, смелость.

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс- в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом- по мне на уроки пойдете.

Суффикс тот же, что в словах железный и старость,

Приставки те же, что в словах приезд и настройка,

Корень тот же , что в слове подлежащее.

4 группа

Корень тот же , что в слове сказка,

Суффикс тот же , что в слове извозчик,

Приставка та же, что в слове расход.

Корень с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник,

Целым же в космос проник.

Суффикс- из слова руководитель,

Приставка- из слова возможность,

Корень- из слова пропитание.

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Учащиеся  «заявляются» на  выбранную оценку и выполняют:

на «5»-упр.391

на «4»-упр.392

на «3»-упр.388

8. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ.

1. Найдите слово, соответствующее схеме.         ¬∩∧•

  • Предлагать
  • Ниспровержение
  • Исстари
  • Звездочки

2. Найдите слово с буквой З в приставке:

  • бе…образие
  • …десь
  • бе…подобный
  • ра…думать

3. Найди слово с буквой С в приставке:

  • сортировать
  • бессовестный
  • сибирский
  • нет такого слова

4. Найди  слово с корнем –лож- :

  • возл…жить
  • возл…гать
  • и то и другое слово
  • нет такого слова

5. Найди слово с корнем –лаг- :

  • прил…гательное
  • прил…женный
  • и то и другое слово
  • предл…жить

6. Найди слово, соответствующее схеме                         

  • хорошо
  • безвкусный
  • шелк
  • цыганка

7. Найди слово с корнем – рост - :

  • р…сток
  • р…стение
  • перер…сти
  • нет такого слова

8. Найди слово с корнем –раст - :

  • Р…стислав
  • Подр…сли
  • Выр…сли
  • Выр…стили

9. Найди слово, соответствующее схеме                ¬∩ 

  • здоровье
  • сбросить
  • поеду
  • подумали

10. Найди форму слова ТРУДНЫЙ

  • трудному
  • труднейший
  • потрудиться
  • трудность

11. Найди однокоренное слово к слову МЕЧТА

  • мечты
  • мечтой
  • мечтать
  • нет такого слова

12. Найди слово с суффиксом –Н- :

  • мечтательный
  • крупный
  • апельсиновый
  • караван

13. Найди слово с буквой О после шипящей в корне слова:

  • щ…лкнуть
  • щ…чка
  • ш…рох
  • щ…голь
  • ш…пот

14. Найди слово с буквой Е после шипящей в корне слова:

  • ш…в
  • ч…лка
  • крыж…вник
  • ш…колад
  • нет такого слова

15. Найди слово с буквой И после Ц:

  • ц…трусовый
  • ц…пленок
  • ц…почки
  • нет такого слова

16. Найди слово с буквой Ы после Ц:

  • ц…ркуль
  • ц…ферблат
  • улиц…
  • ц…гейка
  • нет такого слова

17. Найди слово с гласной И после Ц:

  • околиц…
  • столиц…
  • ц…кнуть
  • нет такого слова

18. Где слова однокоренные:

  • корить – кора
  • резать – резкий
  • дом – домовитый
  • справа – справедливый

9. ИТОГИ УРОКА (ВЫСТАВЛЯЮТСЯ В ЛИСТАХ  УЧЕТА ЗНАНИЙ )

Задания

Ф. И .О.

 

Словарный диктант

Путешествие

Карточки

Шаранды

Практическая часть

Итоговый тест

Итоговая оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

Захарова А.

Лосева С.

Монахова Е.

Титов А.

Шалин Е.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 58-64

«5»-упр.365

«4»-упр.362

«3»-упр.368


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме: Повторение темы "Лексика" для 6 класса.

Урок включает тексты по произведениям А.С. Пушкина, а также текст о самом поэте. Он учитывает возрастные особенности учащихся. В него включена ролевая игра. Инсценировка "В Лукоморье" - моя. У меня ес...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему "Ударение"

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему "Ударение"...

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме "Повторение изученного в начальных классах по теме " Имя существительное"

Урок по ФГОС   русский язык 5 класс на тему " Повторение изученного в начале года по теме " Имя существительное как часть речи"...