Урок в технологии встречных усилий. Речеведческий анализ текста.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Рипп Лариса Васильевна

 

Тема урока: Лингвистические возможности слова (этапы речеведческого   анализа текста)                   

Тип урока: урок применения знаний, навыков и умений.

Вид урока: урок - анализ текста

Технология: элементы технологии встречных усилий.

Цели: показать лингвистические возможности употребления слова в текстах

разных стилей и жанров, способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи: 1.знакомство с жанром пародии, приемами редактирования текста,             этапами речеведческого анализа.

2.формирование навыков выразительного чтения, самостоятельности суждения.

3.воспитание нравственных качеств и этических норм.               

Знать: типы речи, средства художественной выразительности языка.

Уметь: редактировать текст, составлять новый текст определенного типа речи.

 

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов, учебные тексты на отдельном листе каждому, тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevedcheskiy_analiz_teksta.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.И.Исаевой»

Урок русского языка в 7 классе.

Лингвистические возможности слова

(Речеведческий анализ текста)

                                                            Составила Рипп Л.В.,

                                                                                      учитель русского языка

                                                                                      и литературы

                                                                         МОУ «СОШ № 2

им. А.И.Исаевой »

                                              г. Нефтеюганск.

Тема урока: Лингвистические возможности слова (этапы речеведческого                

                       анализа текста)

Тип урока: урок применения знаний, навыков и умений.

Вид урока: урок - анализ текста

Технология: элементы технологии встречных усилий.

Цели: показать лингвистические возможности употребления слова в текстах

разных стилей и жанров, способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи: 1.знакомство с жанром пародии, приемами редактирования текста,             этапами речеведческого анализа.

2.формирование навыков выразительного чтения, самостоятельности суждения.

3.воспитание нравственных качеств и этических норм.

               

Знать: типы речи, средства художественной выразительности языка.

Уметь: редактировать текст, составлять новый текст определенного типа речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов, учебные тексты на отдельном листе каждому, тесты

    ХОД УРОКА.

I. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.

II. Разминка. Начало урока. Введение. Мотивация (работа с эпиграфом).

Вступительное слово учителя:

- Существует латинское изречение Caesar non Supra Grammatikos (буквально: «Цезарь не выше грамматиков»), которое, по - видимому, восходит к эпизоду, рассказанному древнеримским историком Гаем Светонием Транквиллом.

Когда император Тиберий употребил неправильное выражение, а грамматик Атей Капитон льстиво заявил, что оно - истинно латинское, а если даже и нет, то, благодаря императору, станет таковым, другой грамматик, Марк Помпоний Марцелл, мужественно сказал грозному императору: «Лжет Капитон, ты можешь Цезарь, дать право гражданства людям, но не слову»…

И.А.Бунин воспел в свое время значение слова в следующих строках: (стихотворение «Слово»)

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.  

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь!

И так, сегодня разговор пойдет о слове, о речи, грамматике.

III. Контрольно - подготовительный этап. Актуализация знаний (создать основу для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала).

-Запишите тему и эпиграф в тетрадь. (Затем вниманию учащихся предъявляется таблица «Слово», так как именно слово лежит в основе работы. Под руководством учителя учащиеся осмысливают эту таблицу, которая постоянно находится на учебном стенде. К ней обращаются регулярно, поскольку словарная работа - неотъемлемая часть каждого урока.

СЛОВО

Лексическое значение                                      

Главный смысл

Строение, структура

Как часть речи

Грамматическое значение

Учитель: А.П. Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». С этими словами нельзя не согласиться. Слово имеет лексическое значение - его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно написать слово. Строение слова покажет, в какой морфеме содержится орфограмма. Зная грамматическое значение - мы правильно применим правило

Задание: Учитывая вышесказанное, расшифруйте загадочную аббревиатуру.

(ответ: З - значение слова, происхождение

             С - морфемное строение, структура

             П - правописание )

Что вы можете сказать о лексическом значении слова как единицы языка? В каких пословицах и поговорках русского народа говорится о значении и употреблении слова?

IV. Постановка учебной цели, создание ситуации вызова (создание ситуации преодоления)

- Слова как люди, рождаются, живут, старятся. Судьбу слов определяют не люди, а их использование в речи. Случайно ли мы с вами завели разговор о слове? Как мы определим цель нашего урока? Верно. Поможет нам текст.

Видели ли вы когда-нибудь в жизни что-то такое прекрасное и удивительное, о чем можно было бы сказать: «Ну разве не чудо?»

Представляю вашему вниманию не просто текст, а образец прекрасной русской речи из романа замечательного писателя Д. Гранина «Картина». Как замечательно живет в нем слово, как используются его возможности. Познакомимся с текстом.

  1. Туман дотаивал вода ож…ла забл…стела, не вся сразу а полосами. 2) Туман

 …тлетел как сон,-и заводь открылась в невиданном поко…, ясная до малейшей малост…3) Пыльца с…ринки плыли на тугой струе. 4) На сером в…луне под ивой обознач…лась каждая трещ…нка. 5) Старый в…лун искрился хитро посверкивал. 6) В кустах ольшаника среди полной неподвижност… один листок почему-то тр…п…тал бился.

Упражнение: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните  орфограммы, расставьте знаки препинания (это обычная с точки зрения грамматики работа с текстом). Какие детали кажутся интересными в этом описании? Выделите имеющиеся здесь метафоры, укажите, словами какой части речи они являются, объясните выражение до малейшей малости. Как оно построено? Постараемся увидеть необычное в обычном.

Для справки:

Метафора - валун хитро посверкивал, обозначилась каждая трещинка;

Сравнение - отлетел как сон; (картина ясности, покоя)

Эпитет - невинный, чистый, ни чем не омраченный;

Градация - бился, трепетал, двигался один листок;

Литота - до малейшей малости.

Оборот  с частицей НЕ поставлен не перед сказуемым не вся сразу блестела, а после него, для точности и выразительности описания.

V. Сотворчество (поддержка активности, интереса, усилий по изучаемой теме).

Замечали ли вы, что в вашей речевой практике встречаются случаи: нагромождение слов, оборотов речи, штампов и шаблонов, мешающих пониманию текстов.

Упражнение 1:

  1. Поработай редактором: в данном тексте надо исправить  грамматическую ошибку-нагромождение слов и оборотов речи, характерных для официально-делового стиля.
  2. Исправь ее – запиши данный текст, устранив такие выражения и заменив их синонимическими.

Классный руководитель, выступая перед учащимися вверенного ей класса, собравшимися в помещении отведенного  им администрацией школы кабинета, заявила, что с чувством большого удовлетворения отмечает дежурных, проделавших за вчерашний день ударную работу по уборке класса.

 Упражнение 2:

  1. Перед тобой начало пародии, которая показывает, что языком

протоколов и прочих официальных  бумаг нельзя говорить о

 литературе.

  1.  Что вызывает злой смех автора? Какие обороты речи кажутся тебе самыми интересными?
  2.  Перепиши данный текст тем языком, который ты считаешь здесь более уместным, поспорь с канцеляритом.    

Показ Пушкиным поимки рыбаком золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение.

Не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, что побудило старика к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте…(из пародии          З. Паперного «К вопросу о золотой рыбке.»)

Для справки: речь идет о канцелярском языке (по К.И.Чуковскому- канцелярите). Условно говоря,  канцелярский язык(клише, речевые стандарты) - это официальные слова и выражения, используемые при официально - деловом стиле общения, недопустимые в устной и письменной речи.

VI. Рефлексия. Осмысление результатов работы (их общая и индивидуальные оценки). Можно ли говорить языком протоколов и прочих официальных бумаг, «щеголять» канцелярскими формами речи?

К.И.Чуковский считал, что не для того нам оставлен в наследство богатый, свободный и сильный язык - величайшее сокровище нашей национальной культуры (Кн. «Живой как жизнь»).

Вопрос: Обратили ли вы внимание на жанр литературного произведения, который редактировали (это пародия)? Каковы особенности речеведческого анализа текста?

VII. Домашнее задание. 

1.   Что такое пародия? (письменное определение из словаря).

2. Что тебе кажется смешным в миниатюре Ф.Кривина «Трудный цыпленок»?  Какой смысл имеет название?

Не успел Цыпленок вылупиться, как тотчас получил замечание за то, что разбил яйцо. Бог ты мой, откуда у него такие манеры? Очевидно, это что-то наследственное…?        

3. Напишите миниатюру в духе писателя Ф.Кривина о простой вещи, в которой можно открыть двойной смысл:

а) «Мяч, по которому бьют, играя в футбол»

б) «Мел, которым пишут на доске»

Если останется время, поиграем?

1. Имеется ли речевая ошибка в данном предложении?

Благодаря быстрому течению плыть по реке было трудно.  

2. Исправь грамматическую ошибку в данном предложении.

Мать любила и гордилась своим сыном.

3. Сколько их? Отгадай загадку, расставь запятые.

Мать с дочерью да мать с дочерью да бабушка с внучкой.

4. Чем различаются по строению и пунктуации предложения?

Ночь дышала весной и пахла ледоходом.

Ночь дышала весной и пахло ледоходом.

5. Раздели это слитное написание на слова.

Былижебылианебылинебыли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Данная стаья представляет собой описание моей системы работы, оторая была представлена на конкурсе "Педагог года" в номинации "Учитель-предметник"....

Использование технологии встречных усилий на уроках истории: приемы и методы.

Процесс обучения - это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся с целью усвоения содержания образования: знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений. Этот процесс дву...

Статья "Технология встречных усилий учителя и ученика на уроке"

В русле современных подходов к обучению заслуживает внимание построение урока, основанное на технологии встречных усилий учителя и учащегося. Без  усилий, эмоционального, интеллектуального и и во...

Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.(творческий отчёт)

Творческий отчет учителя русского языка и литературы в виде презентации (аттестация)...

конспекты уроков по Технологии встречных усилий в 6 классе по теме "Лексика"

Данные конспекты уроков построены по технологии встречных усилий...

Формирование языковой и лингвистической компетенций средствами технологии встречных усилий на уроках русского языка

Органичное включение в работу учителя технологии встречных усилий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т.е. это один из способов превратить учение в л...

Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....