УРОК-ИГРА СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Комарова Татьяна Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №2»

Комарова Татьяна Ивановна

Учитель русского языка и литературы

Первая квалификационная категория

УРОК-ИГРА

ТЕМА: СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ О И Е В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ.

(VI КЛАСС)

«Как договорились между собой гласные о и е в сложных словах».

Цели и задачи урока:

  1. усвоение орфограммы «Соединительные гласные о и е в сложных словах»;
  2. профессиональная ориентация учащихся;
  3. развитие памяти, наблюдательности, сообразительности, внимательности.

Ход урока:

  1. Повторение
  • Среди, способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Назовите их.
  1. Сложение основ. Показываем запись на доске:

пар, возить→паровоз,

пять, угол→пятиугольник.

  1. Назовите еще один способ: сложение целых слов. Запись на доске:

школа, интернат→школа-интернат

Бел, город→Белгород.

  1. Вывод: образованные такими способами слова называются сложными, так как состоят из двух и даже из трех корней: грязеводолечебница, маслосырозавод, нефтегазопрово.

Запишите названные слова и выделите корни.

  • Давайте теперь понаблюдаем, чем же связываются корни в сложных словах.
  • О, е, и или соединительных гласных нет.
  • Как говорит поговорка, «на нет и суда нет». С и встретимся, когда займемся именами числительными, так что остались о и е. Они и будут сегодня героями нашего урока. Наша задача: усвоить новую орфограмму и развить в себе качества, которые так необходимы и в учебе, и в жизни. Вы мечтаете о самых романтических профессиях, хотите быть геологами, капитанами, разведчиками, а для всех этих профессий нужны сообразительность, память, наблюдательность, внимание. Эти качества записаны у вас на карточках, и в течение урока вы сможете сами оценить себя. Будьте к себе предельно строги, не жалейте себя; двоек не будет, но, если вы правильно определите, какие качества у вас развиты недостаточно, вы будете знать, что вам надо делать дальше. Оценивать себя будем с помощью знаков «плюс» и «минус»; когда будет нужно делать пометки на карточке, вы услышите.
  1. Итак, первое испытание для сообразительных. Отгадайте две загадки:
  1. Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым, а загудит его мотор — глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)
  2. Хвостом пьет, а клювом отдаст. (Водопровод)

- Угадали? Все? Тогда отмечайте: «плюс» за сообразительность. А вот один мальчик написал отгадку так (показываем на доске): «пылисос», «вадапровод». Вы наверняка знаете этого «грамотея». Он, конечно, просил его не выдавать. А я и не собираюсь называть его имя. Вы его узнаете по приметам. Он «носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком».

Да, это Незнайка — герой Н. Носова, вы узнали его по описанию одежды («плюс» или «минус» в графу «наблюдательность»). Итак, посоветуем Незнайке учить орфографические правила. А какие правила не знает Незнайка? Исправьте слова и назовите орфограммы

  1. «Проверяемые безударные гласные в корне слова»,
  2. «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з и с».
  1. Рекламная пауза

Фирма «Грамматикус» предлагает лучшее средство от орфографических ошибок — учебник русского языка!

Изучайте правила, и ошибок в ваших работах станет в 10 раз меньше! Орфограмма под № 30 избавит вас от неприятностей в школе и дома! Изучайте орфограмму «Соединительные о и е в сложных словах»!!!

  1.  – Давайте понаблюдаем: где о, а где е. (Наблюдения по учебнику, вывод правило; обращение к таблице-подсказке.)
  • Очень серьезное правило! Сколько всего надо знать! Надо уметь находит корни в сложных словах, определять мягкость и твердость согласных,  знать шипящие. Но нет ничего невозможного на свете. Сейчас вы услышите сказку, которая поможет вам. По ходу чтения сказки выполните задания, которые даны вам на оборотной стороне карточек:
  1. Запиши незнакомое слово.
  2. Назови фразеологизмы.
  3. Назови сложные слова

(Записи «по ходу чтения» делаются на черновике.)

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки        

Жили-поживали слова и словечки.        

Вместе ели, пили, веселились,

Никогда ничем не гордились,

Не ссорились, не зазнавались:

Простыми слова назывались.

Но однажды у Грамматической речки

Появились странные человечки:

Буквы О да Е — сбежали из алфавита,

Стали словам нашептывать сердито:

«Эх вы, простаки и простушки,

Раскройте глазки, прочистите ушки!

Скажем вам не в обиду,

Уж очень вы простые с виду!

Репутация у вас простофилей.

Это теперь немодно,

Неприлично, неблагородно!

И у Грамматической речки

Взбунтовались простые словечки.

Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

Пусть все шапку снимают пред нами

Нас приветствуют издалека

Все поклонники русского языка!

Хотим быть словами сложными!

Такое превращение не возможно ли?»

Только одного желания мало!

Как это сделать?

Буква О подсказала:

«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам.

Времени не тратьте даром».

(Одновременно показываем рисунки.)

Птица полетела к слову ловить,

Луна покатилась к слову ходить,

Вода потекла к слову падать.        

Но их ведь чем-то соединять надо!

Распадаются две половинки

Без скрепляющей золотой серединки.

Возмутители спокойствия О да Е

Решили словам помочь в беде:

«Будем мы между согласными

Соединительными гласными!»

Правда, О немного ленивой была,

Не много дела себе взяла:

После твердых согласных становиться решила.

А буква Е, подругу свою любя,

Согласилась остальное взять на себя.

(Вывод на таблице.)

После мягких согласных, шипящих и ц

В сложных словах пусть всегда будет Е!

А после твердых пусть будет О

- Не перепутает их никто!

 - Итак, проверим задание: сложные слова (открыть контрольную запись): луноход, водопад, птицелов; отмечайте: «плюс» или «минус» за сообразительность и память; фразеологизмы — за наблюдательность; незнакомое слово репутация (прочитать статью в толковом словаре).

- А у вас какая репутация? Очень хочется, чтобы общественное мнение о вас, ребята, было хорошим, чтобы о вас говорили: «У них отличная репутация!»

- Еще раз посмотрим на рисунки: почему из-за забора выглядывают с рогатками Я и А? Какая репутация у тех, кто имеет рогатки? Правильно, это забияки, задиры, драчуны (слова-синонимы).

V. Игра «Верни слово»

- Устали? Давайте играть. Мяча у нас нет, но нам часто его заменяют слова. Я бросаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Только будьте внимательны, запоминайте возвращенные слова — это проверка памяти: Лес, рубить→ лесоруб. Каша, варить →кашевар. Общий, жить →общежитие. Атом, ходить→ атомоход. Буря, ломать бурелом.  Запишем в тетради полученные слова. Оцените свою память (открываем контрольную запись на доске).

VI. Путешествие

 - А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на поезде. Вот ваши билеты (карточки со словами, в которых пропущены соединительные гласные). Выполните задание в билетике («вставьте правильно пропущенную букву») и постарайтесь на нужной станции заменить билет на красный квадрат. Тогда можно будет ставить плюс в графу «внимание».

 - Итак, осторожно, двери закрываются, следующая станция Аппетитная (ведь нам надо подкрепиться перед дорогой).

1. Станция Аппетитная

Ученики сдают карточки со словами: пищеварение, картофелечистка, электромясорубка, кофемолка, соковыжималка, скороварка, овощерезка, хлеборезка.

2. Станция Природоведческая

 - Следующая станция Природоведческая. (Солнцепек, листопад, снегопад, ледоход, землетрясение.)

3. Станция Географическая

 - Следующая станция Географическая. (Мореплавание, путешествие, кораблекрушение.)

4. Станция Историческая

 - Осторожно, двери закрываются, следующая станция Историческая. Здесь нас ждет замечательная встреча: Петр Первый. Как много сделал он для Отечества: строил корабли, города, одолел шведов на суше и на море. (Слова кораблестроитель и полководец).

 - На станции Историческая находим машину времени, переводим стрелки назад, в каменный век... Чем это занимаются первобытные люди?(земледелие, скотоводство.)

5. Станция Литературная

 - Возвращаемся через станцию Литературную. О, сколько здесь народу! Монах Нестор, автор первой русской летописи, герой «Повести временных лет»; герой сказки «По щучьему велению»; дедушка Крылов... (Летописец, Кожемяка, лежебока, баснописец). Поставьте «плюс» в графе «внимание».

VII. «Добро и зло»

 - Мы часто слышим, что в мире борются добро и зло. А чего в мире больше — добра или зла? Придумайте сложные слова с корнями добр(о) изл(о). Выполнить задание по вариантам: 1вар – добро, 2 вар – зло. Ставим «плюс» в графу «память», если вспомнили такие слова.

Добро победило зло!

VIII. Последнее испытание: повтори правила (пометка в графе «память»).

IX. Выводы:

Итак, мы сегодня выучили орфограмму № 30, проверили свои способности, узнали, над чем надо еще работать. Ведь память, наблюдательность, внимательность, сообразительность нужны, чтобы добывать знания и получить хорошую профессию!

X. Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология встречных усилий Урок по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» 6 класс

Здесь представлен конспект урока, построенного в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), которая предполагает, что ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать оп...

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская.

Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская....

Урок в 6 классе "Соединительные гласные О и Е в сложных словах."

Отработка навыков образования сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е.Сформировать умение верно выбирать соеденительные гласные в сложных словах.Дать понятие о сложе...

Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Тема  урока: Правописание сложных слов.  Соединительные гласные О и Е в сложных словах.  Презентация.Цель  урока:   познакомить  учащихся  с  понятием &laq...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".

Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...

Распределительный диктант "Соединительные гласные О и Е в сложных словах"

Презентация для распределительного диктанта в 6 классе....