Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;

            формировать умение использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова;

познакомить учащихся со словарем синонимов и антонимов;
средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному  языку , чувство взаимоуважения.

Приемы и методы: подводящий диалог, практикум.

УУД:   Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооцен­ке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные: извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия: лексикология, лексическое значение, лексикон, синонимы, антонимы.

Межпредметные связи: литература, история.

Ресурсы: Наглядный материал, учебник, презентация, словари.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 5 классе25.9 КБ
Файл презентация475.75 КБ

Предварительный просмотр:

Лошкова Т.Н., учитель русского языка

        и литературы

        МОУ «Заклинская средняя школа»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

УМК: учебный комплекс под редакцией  С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс.                                          

Тема урока:  Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.        

Тип урока:  Открытие нового знания.

Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;

        формировать умение использовать синонимы и антонимы для объяснения лексического значения слова;

познакомить учащихся со словарем синонимов и антонимов;
средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к родному  языку , чувство взаимоуважения.

Приемы и методы: подводящий диалог, практикум.

УУД:   Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Познавательные: извлекать информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия: лексикология, лексическое значение, лексикон, синонимы, антонимы.

Межпредметные связи: литература, история.

Ресурсы: Наглядный материал, учебник, презентация, словари.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Правила посадки.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.

Сформулируйте цель урока.

Наводящие вопросы: какие понятия повторим? Чему будем учиться?

(повторить понятия «синонимы», «антонимы», научиться использовать их для объяснения лексического значения слов)

Прочитайте эпиграф к уроку:

«Русский народ  создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

                                             А.Н.Толстой

-Какие особенности русского языка отмечает А.Н.Толстой?

Прочитайте еще одно высказывание:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом» К. Паустовский.

О словах русского языка и о чудесах, которые с ним можно творить пойдет у нас речь. Продолжаем работать с разделом «Лексикология». Термин на доске!

- Что изучает лексикология?

Записывают в тетрадь:

Первое октября.

Классная работа.

Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.

Целеполагание. (повторить понятия «синонимы», «антонимы», научиться использовать их для объяснения лексического значения слов)

А.Н. Толстой отмечает, что русский язык «яркий», «меткий», « певучий и богатый».

Лексикология изучает  лексику или словарный состав языка.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного, готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Опрос фронтальный:

- Каждое слово имеет лексическое значение. Что такое «лексическое значение слова»? ( то, что оно обозначает)

- Перечислите способы толкования лексического значения слова. Сколько их?

(5: краткое толкование слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, по картинке)

М. Горький сказал: « Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму».

- Что такое лексикон?

Запишите определение в тетрадь.

- А зачем надо расширять свой лексикон?

(Если у человека богатый лексикон, то с ним интересно общаться, ведь он знает много слов.) 

Но часто бывает и так, как в стихотворении А. Барто.

 Прочитайте выразительно стихотворение.(подготовленные ученики по ролям)

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придет мой старший брат, он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а я им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как  даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз  ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла!

-Вы поняли, что хотел сказать мальчик?  Я- нет. Что можно сказать о лексиконе мальчика? (бедный). Т.е. у героя очень маленький словарный запас.

- А сколько слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)

- Какие словари помогут нам объяснить значение слова?

- На уроках истории вы пользуетесь терминами «археология», «хронология», астрономия». Объясните лексическое значение слов. Слова на доске! (подготовленный ученик)

Почему эти термины используются в курсе истории Древнего мира?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Лексическое значение слова –это..  то, что оно обозначает.

Записывают: Лексикон – словарный запас человека. Почему ставится тире?

Ответы учащихся.

Индивидуальное задание: чтение стихотворения по ролям.

В «Толковом словаре Ожегова» более 70 тыс. слов, а в «Словаре современного русского литературного языка»  - 120 тыс. слов.

Подготовленный ученик.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3. Объяснение лексического значения слов  путем подбора синонимов. Цель: восприятие и осмысление новой темы.

- Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина

- Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок?

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

Мимо острова буяна…

И знакомая страна

Вот уж с пристани видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

- Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?

- Для чего Пушкин использует синонимы?

Прочитайте ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

Осень

Унылая пора! Очей оч…рованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы ув…данье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой в…лнистою покрыты н…беса,

И ре…кий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой з…мы угрозы.

Запишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.

-Как вы понимаете слово багрец?

 - Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных (письменно).

Унылая (пора) – (грустная, тоскливая);

пышное (увяданье) – (красивое);

редкий (луч) – (не частый).

-В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты)

- Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные)

-Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента? Что изменилось? Стало лучше или хуже?

Смотрим упр. 105. Выполняем устно.

Отрывок взят из ... («Сказка о царе Салтане»)

(Судно и корабль – это слова, близкие по смыслу, т.е. синонимы).

(Синонимы используются для того, чтобы избежать повторов  и добиться большей выразительности)

(Багровый  цвет – красный густого, темного оттенка)

Учащиеся выполняют упражнение.

Работают со словарем синонимов.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

4. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.Стилистическая окраска синонимов. Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

6. Объяснение лексического значения слов  путем подбора антонимов.

-Ребята, обратите внимание: в словаре синонимов к слову бедный подобран синоним убогий и стоит пометка – устар. Зачем нужна такая пометка?

Так ли мы ответили на вопрос? Поможет учебник. Открываем его на странице 50.

Работаем с теорией. Прочитайте самостоятельно и ответьте на вопросы:

- На что указывают  пометы? (Пометы указывают на стилистическую окраску)

_Что означает помета «Книжное»? «Разговорное»?

- О чем говорит отсутствие помет?

Упр. 108. (частично письменно)

Прочитайте текст.

Найдите в тексте синонимы. Выпишите их.

Употребление каких их них уместно только в разговорной речи?

- А теперь время игры. Закончите строчки.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь … .(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь … . (близко)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты … . (найду)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты … . (храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай … . (конец)

- Какое явление наблюдается в этом стихотворении? (антонимия)

-Что такое антонимы?

Упр.111 Найдите антонимы в пословицах.

Дети отвечают.

Облапошил-обманывает -надуть

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Самостоятельная работа ученика………………….

  1. Напиши синонимы к словам:

Твердый

Большой

добрый

  1. Напиши антонимы к словам:

Далёкий

Длинный

веселый

  1. Поставь словам пометы (нейтр., книжн., разгов.)

Украсть, похитить, стибрить

Глаза, очи

Учащиеся выполняют задание.

 

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

- Вот и подошел к концу урок.

 - С какой темой мы сегодня познакомились?
- Чему мы с вами научились?
- Какие трудности возникли? Что получилось? Что не получилось?

- Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)

Оценки за активную работу на уроке….

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: Упр. учебника….

Теория параграф 11, упр.109


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов. Урок подготовила Лошкова Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ « Заклинская средняя школа»

Слайд 2

Перв ое о кт я бря. Кла сс ная работа. Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антонимов.

Слайд 3

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой -Какие особенности русского языка отмечает А.Н.Толстой?

Слайд 4

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом» К.Г.Паустовский.

Слайд 5

Лексикология изучает…. Лексическое значение слова – это…..

Слайд 6

М. Горький сказал: « Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму». - Что такое лексикон?

Слайд 7

Лексикон – словарный запас человека. - А зачем надо расширять свой лексикон?

Слайд 8

Заранее, заранее все было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придет мой старший брат, он мне расскажет все подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая, я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а я им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла! А. Барто - Вы поняли, что хотел сказать мальчик? Что можно сказать о лексиконе мальчика?

Слайд 9

На уроках истории вы пользуетесь терминами «археология», «хронология», астрономия». Объясните лексическое значение слов. Почему эти термины используются в курсе истории Древнего мира? Язык и история.

Слайд 10

Прочитайте выразительно стихотворение А. С. Пушкина. Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? Ветер весело шумит, Судно весело бежит. Мимо острова буяна… И знакомая страна Вот уж с пристани видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. - Почему бежало судно, а пристать велят кораблю? - Для чего Пушкин их использует? Язык и литература.

Слайд 11

Осень Унылая пора! Очей оч … рованье ! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы ув … данье , В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой в… лнистою покрыты н…беса, И ре…кий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой з …мы угрозы. Как вы понимаете слово багрец ? Запишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Прочитайте ещё один отрывок из стихотворения А.С.Пушкина.

Слайд 12

- Поясните с помощью синонимов лексическое значение прилагательных: Унылая (пора) – пышное (увяданье) – редкий (луч) – -В чем выразительность этих слов?

Слайд 13

Физкультминутка.

Слайд 14

Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь … Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь … . Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты … . Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты … . Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай … . - Какое явление наблюдается в этом стихотворении? Игра «Наоборот»

Слайд 15

Напиши синонимы к словам: Твердый - Большой - Добрый - Напиши антонимы к словам: Далёкий - Длинный - Веселый - Поставь словам пометы ( нейтр ., книжн., разгов .) Украсть, похитить, стибрить Глаза, очи Самостоятельная работа

Слайд 16

- С какой темой мы сегодня познакомились? - Чему мы с вами научились? - Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы? Итоги урока:

Слайд 17

Мир знаний необъятен, и человек не должен оставаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС) 6 класс

В материале представлена технологическая карта открытого урока в 6 классе по теме "«Соединительные гласные О,Е в сложных словах» (ФГОС)Авторы учебника :  Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцо...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»

Технологическая карта урока русского языка в7 классе по теме «Деепричастие»...