Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich.karta_.docx25.16 КБ
Файл sintaksis_i_punktuatsiya.pptx961.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока русского языка

  Класс: 5

  Тема урока: "Синтаксис и пунктуация"

 Тип урока: урок систематизации и обобщения  знаний и умений. 

 Цель урока: обобщение и систематизация знаний и умений  обучающихся по теме " Синтаксис и пунктуация"

 Задачи урока:

Образовательные задачи:

1. В ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания обучающихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Развивающие задачи:

1. Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;

2. Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи)

3. Развивать и тренировать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважение к культуре своей страны;

2. Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

предметные:

знать  основные понятия синтаксиса, правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении,  при обращении, в сложных предложениях

уметь опознавать единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры, ставить знаки препинания при письме, выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

личностные: 

уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом

метапредметные: 

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

 Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация ,индивидуальные карточки с заданием.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ И  ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

 Организационный

Приветствует  обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность   к уроку.

Планирование учебного сотрудничества   Действие смыслообразования

2.

Постановка цели и задач урока.

 Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Выдвигает проблему, предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний

( Слайд № 1).

Подводит их к формулированию темы, цели, постановки задач урока ( Слайд № 2)

Комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схему предложений в тетради

( один ученик - у доски). Соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока.

Целеполагание, планирование учебной деятельности Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск  и выделение необходимой информации .Умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.

Актуализация знаний.

 вспомнить все правила, изученные в разделе " Синтаксис и пунктуация". Организует фронтальный опрос.

Организует работу по заданию  " Закончи предложение..." ( Слайд № 3).

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках  

4.

 Обобщение и систематизация знаний.

Проводит лексическую словарную работу

( Слайд № 4).

 " Пунктуационная зарядка" и работа в группах по рядам. ( Приложение № 2)

Определяют лексическую связь  между словами, делают выводы об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте.

Работают в группах по "Визитным карточкам": отгадывают  загадку, о каком знаке препинания идет речь и называют пунктограммы, в которых этот знак препинания употребляется.

Структуировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятель-ности; анализ, срав-нение, обобщение, смысловое чтение

Контроль, коррекция, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруд-нения  

5.

Применений знаний и умений

Физминутка.

Организует работу по сравнению и обобщению предложений. ( Слайд № 5. Упражнение 1)

( Слайд №6). Упражнение 2.

Организует индивидуальную работу двух  учеников у доски с  упражнением № 3 (Приложение 3)

 

Проверяет умение  обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила постановки знаков препинания, соотносить с соответствующей схемой предложения. Приложение № 5.  

 физминутка.

Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре, дают характеристику; расставляют знаки препинания и объясняют их постановку. Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения.

1.  Выделяет грамматическую основу, строит схему, объясняет выделенные орфограммы.

2. Работает над постановкой знаков препинания при однородных членах.

Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассников у доски.

 

 Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку - схему данного предложения.

Выполняют физминутку.

Умение оценивать действие одноклассников

6.

 Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

Парная работа

Взаимопроверка работ.

1 вариант: самостоятельно на карточках  озаглавливают текст, определяют тему, основную мысль текста.

2 вариант: выполняют синтаксический разбор выделенных предложений, составляют схемы, объясняют постановку знаков препинания.

Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают листы контроля учителю на проверку.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата  с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование Смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез .Умение оценивать действия одноклассников

7.

Домашнее задание

 Комментирует домашнее задание  по группам. Сильным - составить предложение с 5-6 знаками препинания. Всем: устное сочинение на лингвистическую тему

Записывают домашнее задание  в дневники.

8.

Рефлексия

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд № 7)

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы . Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Умение структуи-ровать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Умение выражать свои мысли  Волевая саморегуляция, оценка - выделение и осозна-ние обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, Прогнозирование.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Синтаксис и пунктуация" Урок систематизации знаний и умений

Слайд 2

Высказывания русских писателей о знаках препинания; 1. К.Г.Паустовский : "Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться ". 2. А.П.Чехов:"Знаки препинания служат нотами при чтении".

Слайд 3

Словарная работа 1. Нота - 1). Графический знак, который изображает музыкальный звук. 2. Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства

Слайд 4

Закончи предложение синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются.... словосочетание -это.... словосочетание состоит из.... предложение - это..... по цели высказывания предложения бывают...

Слайд 5

Закончи предложение по интонации предложения бывают... по составу предложения бывают.. простое предложение - это... сложное предложение -это... по наличию второстепенных членов..... предложение может быть осложнено....

Слайд 6

Упражнение 1 . 1 ) Ребята, а вы знаете историю знаков препинания? 2 ) Ребята нашего класса знают историю знаков препинания

Слайд 7

Упражнение 2 1). У последней точк .. на послед... строчк ... собралась к... мпания знаков препинания . 2). Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.

Слайд 8

Рефлексия Какой раздел лингвистики мы сегодня повторяли? Какие пунктограммы повторили? Какие задачи ставили и достигли ли цели урока? Мне понравилось потому что.. Мне не понравилось, потому что....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Синтаксис и пунктуация".

Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе по теме " Синтаксис и пунктуация"....

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе. Тема: "Авторская пунктуация".

   Методическая разработка урока русского языка в 9 классе выполнена в форме технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Материал представляет собой план-конспект, напра...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение изученного в разделе "Синтаксис.Пунктуация". УМК Т.А.Ладыженской...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)

Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....