Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чурикова Ирина Владимировна

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе.

Задачи урока:

     Обучающие: 

- повторить и обобщить знания лингвистических понятий данной темы;

- проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения;

- закреплять умение правильно оформлять на письме предложения разных видов.

     Развивающие:

- продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

- создать ситуацию успеха, направленную на развитие творческих способностей учащихся;

- продолжить формирование коммуникативных навыков: слушания и говорения.

     Воспитательные:

- формировать эстетический вкус к слову;

- содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроке, в новые жизненные ситуации;

- направить деятельность учащихся на создание  творческого продукта.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать понятия синтаксис и пунктуация, словосочетание, предложение, знаки препинания  общее определение второстепенных членов предложения; уметь анализировать текст с точки зрения роли в них знаков препинания.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, интерактивные таблицы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация и учебная деятельность.

Вступительное слово.

- Добрый день ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.

Учащиеся приветствуют учителя.

Познавательные: осознают учебно-воспитательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Лингвистическая сказка.

- Представьте себе, что вы смотрите мультфильм.

На экране появляются слова: с, ты, учишься, если, работать, умело, и, сделать, увлечение, же, она, интересный, строить.

- Что вы видите на экране?

- Как вы думаете, зачем на слайде появились эти слова, и что вы должны с ними сделать?

- Что произойдет с этими словами, если мы соединим их друг с другом, изменим, если нужно, их форму и расположим в определенной последовательности?

- Что же у вас получилось из этих слов в итоге?

 

 - На экране мы видим слова.

Учащиеся пытаются распределить слова по частям речи, по группам, но зачем они появились на экране так и осталось непонятным.

- Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же ее интересной и полезной.

- У нас получилось предложение.

Личностные: имеют мотивацию к познавательной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: понимают учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Выявление места и причины затруднения.

- У нас получилось одно предложение или несколько?

Мнение учащихся может разделиться:

- У нас получилось одно предложение.

- У нас получились два предложения.-

Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

4. Построение выхода из проблемной ситуации.

- Что затрудняет чтение этого и осмысление предложения? Что нам поможет разрешить наше затруднение?

- Верно. Давайте расставим их.

- А сейчас давайте проверим, все ли знаки мы верно проставили.

На слайде появляется правильный вариант предложения, с расставленными знаками препинания.

- У нас получилось два предложения, которые мы можем назвать…

- Давайте вспомним, что мы называем текстом.

- Какие единицы мы вспомнили?

- С помощью чего мы можем понять смысл предложения?

- Какие разделы русского языка изучают слова, предложения, текст и знаки препинания в них? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Нам помогут знаки препинания, которые здесь не проставлены.

Один ученик работает у доски, объясняя постановку знаков препинания. Остальные работают в тетрадях.

Учащиеся исправляют ошибки (если они есть), объясняя свою точку зрения.

Учащиеся проверяют знаки препинания. Самооценка.

- Текстом.

- Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Мы вспомнили слово, предложение и текст.

- Мы можем понять смысл предложения при помощи знаков препинания.

- Синтаксис и пунктуация.

Записывают тему урока.

Регулятивные: контролируют учебные действия, исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

5. Реализация построенного проекта.

Словарная работа. Синтаксис (от греч. syntaxis – «построение, порядок») (& 24). Пунктуация (от греч. punctum – «точка») (&24).

Работа с интерактивными таблицами «Предложение» и «Словосочетание».

- Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации.

Мы, проводить, счастливый, минута, за, письменный, стола.

- Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос.

Учащиеся читают статью в учебнике.

Учащиеся рассматривают интерактивные таблицы, объясняя их.

- Мы проводим счастливые минуты за письменным столом.

- проводим (за чем?) за столом;

- за столом (каким?) письменным;

- проводим (что?) минуты;

- минуты (какие?) счастливые

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно -следственные связи, делают обобщения, выводы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Поэт М. Цветаева написала гимн письменному столу:

Мой письменный вьючный мул!

Спасибо, что ног не гнул

Под ношей, поклажу грез –

Спасибо, что нес и нес…

К себе пригвоздив чуть свет –

Спасибо за то – что вслед

Срывался! На всех путях

Меня настигал, как шах – Беглянку.

- Назад, на стул!

Словарная работа.

Запись на доске: стол – мул – шах.

- Как вы понимание в каком значении автор употребила слова мул и шах?

- Как вы поняли основную мысль этого поэтического отрывка?

 

- Стол, заваленный рукописями, книгами, - «навьюченный тяжелой поклажей мул» (домашнее животное).

- Стол, приказывающий поэту сесть за работу, - грозный шах, повелитель.

- Письменный стол разделяет с поэтом тяжесть труда, не дает поблажки, отдыха, призывает больше работать, дисциплинирует.

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с текстом.

-  Запишите текст, обозначая орфограммы  и подчеркивая грамматические основы.

Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил.. с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Ж..вое дерево – сама ж..знь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.

- Обратите внимание на знаки препинания. Сколько предложений в тексте?

- Какое из предложений соответствует схеме? - [  ], но [  ].

[ - O,O,O].

- Какой знак препинания помогает нам понять, что предложение закончено?

- Какие еще знаки конца предложения вы знаете?

- Марина Цветаева оживила письменный стол, сравнила с деревом весной – с его живой корой, со слезами смолы, с игрой листвы. Живое дерево – сама жизнь, но и стихи  чувствах и мыслях поэта тоже жизнь.

- В тексте два предложения.

- Живое дерево - сама жизнь, но и стихи  чувствах и мыслях поэта тоже жизнь.

- Марина Цветаева оживила письменный стол, сравнила с деревом весной – с его живой корой, со слезами смолы, с игрой листвы.

Учащиеся проводят самопроверку в паре по эталону.

- Точка.

- Восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

8. Включение в систему знаний и повторения.

1. В каких предложениях правильно определена грамматическая основа?

А.  Дети  украсили класс гирляндами.

Б.  Надо к уроку подготовить   доклад.

В. Отвели они девицу вверх  во светлую светлицу.

Г. Присутствующие с увлечением слушали рассказ старого охотника.

Д. Это стихотворение  прекрасно.

Е. Лена   прочитала его прекрасно.

2.Найдите предложение (-я) без пунктуационных ошибок:  

А. Мать включила лампочки на ёлке и вся изба засветилась. Б.  Все любят цирк и дети, и взрослые.
В. «Помоги пожалуйста грядку прополоть» - попросила сестра.

Г.  Заря в волну бросается с разбега,  и сразу разгорается волна.

Д.  Мир кажется красочной книгой.

Е.  Кажется, дедушка был абсолютно прав!

- А, Г, Д, Е.

- Б, Д, Е

Регулятивные: учатся корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: развивают умение анализировать, сравнивать объекты.

Коммуникативные: создают условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

9. Рефлексия.

- Запишите предложения, вставляя недостающие слова:

1. В синтаксисе изучаются ….

2. Правильно употреблять знаки препинания учит…

3. Мы начали изучать … и …

Учитель организует и сопровождает деятельность детей. 

Выставление оценок за работу на уроке.

-Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Для тех, кто сомневается:

Написать доклад на тему «История знаков препинания».

  1. Для тех, кто понял, но не может объяснить другому:

Найдите  в рассказе И.А. Бунина «Косцы» предложения, в состав которых входят все второстепенные члены предложения. Выпишите 5 таких предложений, разберите их по членам предложения.

  1. Для тех, кто понял и может объяснить другому:

Составьте 3 карточки с деформирован ными текстами, в которых будут пропущены знаки препинания.

      4. Для умников и умниц: Составьте таблицу "Предложение", которая бы содержала все главные и второстепенные члены, части речи, которыми они выражаются. Таблица должна содержать обозначение второстепенных членов и примеры.

- Спасибо вам за урок. Урок окончен.

  1. В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения.
  2. Правильно употреблять знаки препинания учит пунктуация.
  3. Мы начали изучать предложения и знаки препинания в них.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические выступления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.

Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...