Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Заяц Ирина Станиславовна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_5klass.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Заяц Ирина Станиславовна

Класс:  5

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» под. редакцией  М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Цель урока: формирование представления о способе выбора написания  А-О в корне –лаг-/-лож-.

Задачи урока:

  1. Определить способы выбора написания а-о в корне –лаг-/-лож-;
  2. Научить умению распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях –лаг-/ -лож- и комментировать условия написания;
  3. Формирование эстетических чувств и чувства прекрасного на основе знакомства с лингвистической сказкой;
  4. воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимовыручки.

Предполагаемые результаты и формируемые УУД:

Личностные:

  • развивать чувство любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;
  • формировать понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

Метапредметные:

  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения

Предметные:

  • видеть орфограмму и объяснять её написание.

Ход урока

Этапы урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предполагаемые результаты

Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствие учителя.

Добрый день! Ребята давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Личностные:  мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний

Цель: актуализировать и восстановить ранее изученное о чередующихся гласных и согласных в корне слова

Формулирование

темы урока

Постановка учебной цели.

Цель: сформулировать цели и задачи урока

Ребята, о чём мы говорили на предыдущем уроке?

  • Сегодня мы продолжим говорить с вами о чередующихся гласных в корне слова. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами слова, выделите в них корень. Теперь произнесите эти слова. Какая буква слышится, а какая пишется? Почему? От какого условия зависит написание букв а-о в корнях –лаг-/-лож-. Ребята, о чём сегодня мы с вами будем говорить? Что будет являться основной целью нашего урока, на что будет направлена вся наша работа?

О чередующихся гласных и согласных в корне слова (приводят примеры)

Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Познавательная:  выявляют проблемную зону (от чего зависит написание безударных чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож); составляют алгоритм собственных действий для реализации задач урока

Коммуникативная: отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют собственное мнение.

Регулятивная: самостоятельно определяют цель предстоящей учебной деятельности (определить способы выбора написания а-о в корне –лаг-/лож) осуществляют планирование собственной деятельности.

Самостоятельное открытие нового знания

Цель этапа: усвоение учащимися правила правописания чередующихся гласных в корне

-лаг-/-лож-.        

Ребята, сейчас, пожалуйста, послушайте меня внимательно. Я прочитаю вам лингвистическую сказку. А вы  попробуйте ответить на вопрос: от какого условия зависит выбор букв в написании корней  -лаг-/-лож-?

В сказке говорится об одном условии, благодаря которому различаются написания корней, но есть и другое. Какое?

А теперь еще раз посмотрите на слова, размещённые на экране, и сделайте вывод, от чего же зависит выбор безударной чередующейся гласной в корне –лаг---лож-?

Написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы

В корне –лаг-- -лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс –а-, а буква о пишется, если за корнем суффикса –а-.

Делают первичное обобщение

Познавательная: ведут самостоятельный поиск информации, аргументируют своё мнение

Коммуникативная: отвечают на вопросы учителя, излагают свою точку зрения.

Регулятивная: рефлексия собственной деятельности по выполнению задания.

Закрепление нового материала

Цель: закрепить полученные знания о правописании безударных чередующихся гласных в корнях

 –лаг-/ -лож-; стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся; воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимовыручки

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка результатов учебной деятельности

Физкультминутка

  • А сейчас закрепим полученные знания.
  • Распределите слова в два столбика. В первый столбик выпишите слова с безударной гласной о в корне, а во второй – с безударной гласной а.

  • Ребята, сейчас мы с вами напишем  диктант, но не обычный, а математический. Вам нужно будет вместо слов записать цифры.

А сейчас немного поиграем. Я буду читать слова с чередующимися гласными в корне. Если в слове нужно писать букву о, вы остаётесь на своих местах, а если букву

 и – вы приседаете.

Выполняют задание в тетради осуществляют взаимопроверку.

        

Выполняют задание в тетради осуществляют самопроверку.

Познавательные: умение аргументировать своё мнение, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Работа в парах

- Вставьте  пропущенные буквы в словах, подчеркните «лишнее» слово

Работают в парах, рассуждают, делают выводы.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Обобщение и систематизация знаний

Итак, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы

Познавательные: способность к обобщению и систематизации материала, умение систематизировать информацию

Коммуникативные: способность к преобразованию информации

Рефлексия. Самооценка и взаимооценка

Домашнее задание

  • Вот и подошел к концу наш урок. Вспомним, какие цели  мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы их?
  • Продолжите предложения:
  1. Сегодня на уроке я узнал….
  2. Сегодня на уроке я научился…..
  3. После урока мне захотелось……
  4. Сегодня на уроке я похвалил бы … за…….. (Оцените работу своих одноклассников)

1)параграф 38, упр. 307

2) составить задание на изученное правило

  • Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы, анализируют и оценивают свою работу на уроке

Познавательная: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: связно, логично излагают собственное мнение, слушают и понимают  речь других участников коммуникации.

Регулятивная: анализируют и оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"

Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание букв о - а в корнях - кос - / - кас -"

Материал представляет собой документ, состоящий из паспорта урока и технологической карты урока, по требованиям, предъявляемым к конкурсным работам....

Технологическая карта урока русского языка по теме"Правописание приставки пре и при"

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Правописание приставки пре и при"....

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...