Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
    план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

    урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx33.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

    Курс __1__

    Профессия ___Повар, кондитер___

    Продолжительность занятия ___ 45 минут ___

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Цель урока:

    Образовательная: обобщить и систематизировать знания по правописанию          проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова.

    Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы и правильно применять их на письме.

    Воспитательная: воспитание познавательного интереса к русскому языку, воспитывать культуру оформления письменных работ.

    Задачи урока:

    - развивать умение определять орфограмму и выбирать условия написания гласной в корне слова.

    - повторить и закрепить правописание проверяемой безударной гласной в корне слова;

    - повторить и закрепить правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова;

    - повторить и закрепить правописание чередующейся гласной в корне слова;

    - развивать умение определять орфограмму и выбирать условия написания гласной в корне слова.

    Оборудование: проектор, ноутбук

    Средства обучения: компьютерная презентация, выполненная в программе Power Point, доска, раздаточный материал.

    Ход урока

    1. Организационный этап. (3 мин)

    Приветствие, организация рабочего места обучающегося.

    - Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, а вот, о чем мы сегодня с вами будем говорить и, что будет темой нашего урока, мы сейчас и попробуем определить.

                  2. Этап подготовки к усвоению материала (5  мин)

    Записываем в тетрадь слова (под диктовку): Преподавать, полагается, предназначение, декорация, пробираться, соединение, отягощать, заблестел, развивать, приоритет, баклажан, акварель, озарение.

    -На какие группы вы разделили бы записанные слова?

    -Расставьте над каждым словом кодовую цифру: Слад 1

    1-проверяемая безударная гласная в корне,

    2- непроверяемая безударная гласная в корне,

             3-чередующаяся гласная в корне.

    _______ прочитай нам слова, над которыми ты поставила цифру 1,все согласны, у всех так, замечаний нет?

    _______ прочитай нам слова, над которыми поставили цифру 2?

    ______ прочитай слова, над которой поставили цифру 3.

    -Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (сообщение темы урока) Слайд 2

    -Какова цель сегодняшнего урока? (Сообщение цели урока: повторить правила правописания безударных гласных в корне слова). Слайд 3

    3. Этап обобщения и систематизации знаний:

    -Кто желает выполнить индивидуальное задание у доски. (3  карточки) Выходят, выполняют.

    Работа с классом

    А) Проверяемая гласная в корне слова (5 мин)

    - Вспомните, какие условия должны быть соблюдены, чтобы правильно была написана проверяемая  безударная  гласная  в корне слова.

    - Вставьте пропущенные буквы, докажите правильность вашего выбора, подобрав  проверочные слова (устно). По три слова по цепочке (один работает за ноутбуком со слайдом, остальные в тетради)

    Объед_нение, вопл_щение, прод_лжение, разъ_ренный, пренебр_жительный, разоч_рование, скр_пить листы – скр_петь перьями, раск_лить железо – раск_лоть полено, не об_жать слабых - об_жать всю территорию, пол_скать собаку – пол_скать бельё.

    -Посмотрите, вы столкнулись с такими словами, как поласкать собаку – полоскать бельё и у вас, наверное, появилось затруднение, а в каком слове, какую букву выбрать? Где написать О, а где А, что же  мы должны знать и учитывать, чтобы правильно проверить безударную гласную в словах такого типа (поласкать собаку – поласкать белье)?  

    Карточка 1 выполняется на доске (2 мин)

    Карточка 1

    Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

    Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, посидеть на лужайке – поседеть от горя, залезать на дерево – зализать рану.

    - Посмотрим на доску, ______ прокомментируй нам задание, все правильно, замечания есть? Какую оценку поставим______?

    Б) Непроверяемая безударная гласная в корне (5 мин) Слайд 5

    - Посмотрите и скажите, почему слова, приведенные на слайде, будут входить в группу непроверяемая безударная гласная?

    Лексическая разминка: винегрет, вермишель, десерт, гарнир, рататуй, кулебяка.

    -Назовите в данных словах  орфограмму – букву, которую нужно запомнить.

    -Посмотрим, как вы знаете профессиональные термины, соотнесите название блюда с его лексическим значением (один обучающийся за ноутбуком соотносит термин и понятие на слайде). Если вы не знаете значение термина, тогда обращаемся (со своих телефонов) к сайту http://gramota.ru/

    Винегрет – холодное кушанье из мелко нарезанных овощей (свёклы, моркови, картофеля, лука), заправленное уксусом и маслом.

    Вермишель – пищевой продукт из пресного пшеничного теста в виде тонких палочек.

    Десерт – сладкие блюда или фрукты, подаваемые в конце обеда.

    Гарнир – овощи, каша, рис и др., добавляемые в мясным и рыбным блюдам.

    Рататуй -  традиционное овощное блюдо прованской кухни из перцев, баклажанов и кабачков, во многом похожее на венгерское лечо.

    Кулебяка – узкий и высокий пирог с большим количеством начинки из рыбы, мяса, капусты, каши и др.

    Посмотрим на доску, ______ выполнил задание, проверьте, все ли верно

    Карточка  2

    Записать слова, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть слова, в которых безударная гласная непроверяемая.

    Осв_тило, прибл_жалась,  пл_скалось, д_р_жер, в_ранда, б_р_зовый, п_л_садник, подм_гнуть, п_чать, _тм_сфера,  _пт_мизм, уд_вление, в_к_нсия, _бсурд, пот_рять.

    Ребята, посмотрите и скажите все ли верно выполнено? Какую оценку вы поставите своему товарищу?

    В) Чередующиеся гласные в корне слова  (10 мин) Слайд 6

    Вспомните, на какие группы можно разделить слова с чередующейся гласной.

    -Распределите данные слова на 4 группы: 1 – правописание корня зависит от ударения; 2 – правописание корня зависит от суффикса А; 3 – правописание корня зависит от лексического значения слова; 4 – от конечной согласной.

    Задание. Расставить слова в соответствующую колонку (каждый обучающийся по очереди за ноутбуком работает на слайде с тремя словами)

    Соб_раться, бл_стеть,  выж_гать,  прот_реть, к_сательная, предл_гать, прил_жение, р_сток, выр_щенный, ск_кать, оз_рять, з_рница, подг_реть, заг_релый, выг_рки, выр_внять (грядки), ср_внить (с кем-то), непром_каемый (плащ), обм_кнуть (кисть), скл_нение.

    Карточка 3

    Записать слова, вставить пропущенную орфограмму, объяснить написание слов.

    Отложить, зарастать, возраст, выращенный, водоросли, запирать, замереть, блеснуть, выжигать, вытереть, пробираться, постелить, сочетать, касательная, прикосновение, загорелый, вымокнуть под дождем, скакать, подскочить.

    - Проверьте, все ли правильно выполнено. Оцените своего товарища, поставьте оценку.

    4. Этап проверки знаний.

    Работа с тестом (раздаточный материал) (7 мин)

    Молодцы! Хорошо поработали, теперь самое время каждому из вас самостоятельно проверить себя «А все ли мне сегодня понятно?». С этой целью выполняем на листочках тест. Не забудьте подписать свою работу! У вас 7 вопросов, время выполнения 8 минут. Правильно распределите свое время, чтобы все успеть. Приступаем к выполнению теста.

    Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

    1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

    1) препод..вать, пол..гается, упр..щать

    2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация

    3) д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

    4) пригл..шать, уг..сать, выр..сти

    2.В каком ряду во всех словах пропущена буква И?

    1) проб..раться, соед..нение, от..гощать

    2) забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

    3) прив..легированный, уб..рать, изв..нился

    4) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

    3.В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

    1) обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

    2) з..ря, г..лантерея, пок..яние

    3) выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

    4) укр..щать, предл..жение, зап..нки

    4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

    1) б..режливый, выб..рем, выб..раем

    2) соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

    3) т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

    4) раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

    5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

    1) несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

    2) к..сающийся, изл..жение, п..стух

    3) выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

    4) медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

    6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

    1) благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

    2) предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

    3) безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

    4) предпол..жительно, прор..стать, п..норама

    7. В каком ряду во всех словах пропущена  чередующаяся гласная корня?

    1) прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

    2) ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

    3) ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

    4) обж..гаться, накл..ниться, ск..кать

    ОТВЕТЫ: 1- 4; 2-3; 3-4; 4-3; 5-4; 6-1; 7-4.

    Время вышло, отложите листочки в сторону.

    Подведем итоги!

    5. Подведение итогов (3 мин)

    С какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?

    На какие группы делятся слова с безударной гласной в корне слова?

    Что нужно знать, чтобы правильно выбрать проверяемую безударную гласную  в корне слова?

    6. Рефлексия. Прошу вас ответить на вопросы, которые записаны на листочке. (2 мин) Слайд 7

    «Продолжи фразу»:

    Мне было интересно…

    Я сегодня разобрался (лась)…

    Я сегодня понял(а), что…

    Мне было трудно…

    На следующем уроке я хочу…

    7. Информация о домашнем задании.  Слайд 8. 

    Подберите  по 5 слов на каждый вид орфограммы, но слова так или иначе должны быть связаны с вашей профессией «Повара, кондитера». Если у вас возникли сомнения в написании, можете обратиться и проверить написание или значение слова на сайт  http://gramota.ru/

    Дополнительные задания.

    1. Спишите предложение, подчеркните слова с орфограммой безударная гласная  в корне слова.

    1. Тихо ум...рали над рекой туманы (Аст.). 2. От з...ри до з...ри за Игрицей не потухал костер (Алекс.). 3. С первыми звуками, с пробуждением людей туманы уб...рались в лога, ущелья... (Аст). 4. В качающихся его отсветах то и дело выр...стала согбенная фигура работника (Алекс.). 5. Местами мы приг...бались, чтобы пролезть под накл...нившуюся сосенку, по кустам перепл...тались камнеломки... (Аст.). 6. Он стоял, слушал и глядел вниз... на расст...лавшееся перед ним под горою море ог...ленных макушек леса... (Л. Т.). 7. Птицы все громче и хлопотливее щ...бегали в чаще (Л. Т.).

    1. Определительный словарный диктант. От каждой колонки выходит один человек и записывает одно слово. Чья колонка победит?

    Молодые побеги растений (поросль).

    Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет (подросток).

    Специалист по выращиванию растений (растениевод).

    Количество лет от рождения (возраст).

    Отдельная область знаний, производства (отрасль).

    Увеличение, прибавление в количестве (прирост)

    Что-либо сросшееся в одно целое (сросток)

    Недавно появившийся из семени стебелек (росток)

    Наросшее, наслоившееся на поверхности вещество (нарост).

    Размеры человека или животного в высоту (рост).

    Небольшой лиственный лес (роща).

    Тот, кто дает деньги в долг под большие проценты (ростовщик)

    Густо разросшиеся кустарники, деревья (заросли).

    Список использованной литературы и интернет ресурсов:

    1. Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред. проф. образования\ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 5-е изд., стер. – М.: «Академия», 2014
    2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб. Пособие для студентов учреждений СПО.- 6-е изд., стер. – М: Академия, 2015
    3. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 46-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006
    4. https://multiurok.ru/all-files/russkiyYazik/
    5. https://infourok.ru/videouroki


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочная работа по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова" для учащихся 5-х классов

    Задания проверочной работы включают: подбор недостающих букв, однокоренных слов, являющихся другой частью речи, подбор проверочных слов и др....

    Разноуровневые карточки по русскому языку по темам: "Безударные гласные в корне слова", "Правописание предлогов и приставок", "Состав слова", 5 класс

    Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях Каждый последующий уровень включает в себя параметры предыдущего и имеет свои, отличающиеся от предыдущего. На основании этих ...

    Презентация к уроку в 10-11 классе "Чередующие гласные в корне слова"

    Презентация помогает подготовиться к ЕГЭ по теме "Чередующиеся гласные в корне слова"...

    Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс

    Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...

    Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса

    Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса...