Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока по русскому языку:

Правописание проверяемых безударных

гласных в корне слова. Повторение. 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку:

Правописание проверяемых безударных

гласных в корне слова. Повторение. 5 класс

Знать: что при нахождении однокоренных слов необходимо учитывать значение корня.

Уметь: различать слова с одинаковыми по звучанию корнями; подбирать однокоренные слова, учитывая значение слова.

I. Проверка домашнего задания.

ъ

II.Запись слов вода — водить, лето — лететь.

— Являются ли они однокоренными? Почему? (Корни звучат одинаково, но имеют разные значения. Такие слова называются словами с омонимичными корнями[1].)

III. Запись слов свыделением в них корней: оса — осинка, пища — пищать, гора — горе.

Учащиеся должны доказать, что однокоренными являются лишь те слова, которые объединены одним значением и имеют один и тот же корень.

Подбор к данным словам родственных слов.

IV. Учитель читает стихотворение А. Кушнера.

У шиповника — шипы.

На шиповнике — бутоны.

Вот он блещет у тропы.

Ярко-красный и зеленый…

Он глаза мои слепит,

Он костер напоминает.

Он шиповник. Он шипит.

Искры алые роняет.

— Однокоренные ли слова шиповник, шипы, шипит? Записать слова, выделить в них корень.

V. На доске заранее написаны (или спроецированы с помощью графопроектора) слова. Учащиеся должны найти в каждой строке однокоренные слова и записать их в отдельные столбики; выделить корень, подчеркнуть в нем безударную гласную, объяснив графически ее написание. Выделенные слова разобрать по составу.

Гора, гористый, горный, горевать, горец, горе.

Водитель, водяной, водить, вода, водный, подводить.

Делит, дело, разделить, деловой, делец.

VI. Запись предложения Деревенский старожил сад колхозный сторожилс заданием выделить и графически объяснить написание безударных гласных в корнях выделенных слов.

Учащиеся делают вывод о том, что при подборе однокоренных слов необходимо учитывать значение слова.

Чтение правила на с. 15.

VII. Запись в «Словарь корней».

-да-:дать, давать, задавать, продавать, продавец, преподаватель, преподавать, раздаваться.

Устно с 2—3 словами учащиеся должны составиФь предложения.

Домашнее задание: § 7, упр. 31; составить и записать два предложения со словами, имеющими корень -да-.