Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Карлаш Марина Сергеевна

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-, - ращ-, -рос-

Цели урока:

  • Образовательные:
  • углубить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»
  • формировать теоретические знания по новой теме
  • Развивающие:
  • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения
  • способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся
  • Воспитательные:
  • воспитывать стремление к индивидуальной самореализации

Оборудование урока:

ХОД УРОКА

  1. Мотивационная часть

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Чередующиеся гласные в корнях слов». Мы с вами совершили много открытий, но нас ждет еще одно.
– Прочтите предложения шепотом, затем вслух читает один ученик.

Папирус – это болотное растение. Еще в древние времена  оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. 
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. 
Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей.         СЛАЙД_ 1

– Является ли данная группа предложений текстом?
– Что означает знак вопроса перед текстом?
– Озаглавьте  данный текст.
– Назовите опорные слова.  
СЛАЙД_ 2
– Перескажите текст, опираясь на ключевые слова.
– Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с некоторыми словами?  
СЛАЙД_ 3

Папирус – это б…лотноер…стение. Еще в древние вр…мена  оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. 
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная ст…на. 
Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки задерживают дв…жение к…раблей.

– Чем отличаются друг от друга слова с пропущенными буквами?

ГРУППОВАЯ РАБОТА
1 группа выписывает слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, а 2  группа– слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемые ударением.  Проверка  СЛАЙД_ 4
– В какой столбик выписали слово
растение?   СЛАЙД_ 5
– У нас с вами возникла проблема – почему в слове растениепишется а?СЛАЙД_ 6

  1. Основная часть – открытие нового

ГРУППОВАЯ РАБОТА

– У вас на карточках слова:  СЛАЙД_ 7

1 группа

Вырастают – выросло
Зарастет – подросли

Растет - проросли

2 группа

Возраст – заросли
Растешь – выросли

Разрастается – подросли

– Почему в словах 1 столбика пишется в корне гласная а, а в словах 2 столбика – о?
– Так какая же гласная пишется в корне слова  растение?
– Как называются такие гласные?
– Как будет звучать тема урока?   
СЛАЙД_ 8
– Давайте попробуем сформулировать правило. Проверьте себя по учебнику.

-  Для вашего удобства, ребята, предлагаю рифмованное правило:  

О напишем в корне  -рос-: вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда –  в  -раст- и - ращ-  напишем А!   СЛАЙД_ 9

Откройте грамматические тетради и запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– Вернемся к тексту. Выпишите слова на данное правило и объясните написание слов.РАБОТА  В ТЕТРАДИ

3. Закрепление нового материала

– А теперь потренируемся в правописании корней -раст – ращ – рос.

Игра «Дерево, расти»    СЛАЙД_ 10

Ребята беруткарточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток, возраст   – объясняют правописание слов.Выходят к доске и прикрепляют слова с помощью магнитов по разные стороны доски.

– Возникла проблема: почему в слове росток пишется в корне буква о? Есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называют исключениями: РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК. Я предлагаю вам рифмованное правило:   СЛАЙД_ 11

Ростовщик в Ростове жил,
Ростиславом звали.
Он росток себе купил
Где-то на базаре.

Игра «Третий лишний»   СЛАЙД_ 12

Р…стущий
Возр…ст
Р…столстеть

Далее проверка     СЛАЙД_ 13

Тест      СЛАЙД_ 14

1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?

1) р…стет
2) зар…сли
3) Р…стов

2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

1) р…сло, выр…щиваем, водор…сли
2) зар…стает, пор…сль, возр…ст
3) отр…сль, дикор…стущие р…стения

 - Итак, ребята, совершили мы с вами открытие?   СЛАЙД_ 15

Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.

4. Рефлексивная часть

Учащимся предлагается закончить фразы:

  • Сегодня на уроке я…
  • Я узнал, что…
  • Я не совсем понял…
  • Я постараюсь…

5. Домашнее задание:  П.      , упр.  №       , кроссворд

СЛАЙД_ 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе

Краткая аннотация урока    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографич...

Презентация урока русского языка по теме "Чередующиеся гласные в слове"

В презентации предоставлена информация о поэтапном повторении материала по теме "Чередующиеся глассные " в слове....

Урок - путешествие с элементами ролевой игры по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание чередующихся гласных о-a в корнях -раст-,-рос-, -ращ-».

Исходя из требований, предъявляемых к профессиональной деятельности учителя и заложенных в ФГОС, основанных на деятельностном подходе к образовательному процессу, предлагаю проект урока по предмету &l...