Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Карлаш Марина Сергеевна

    Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-, - ращ-, -рос-

    Цели урока:

    • Образовательные:
    • углубить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»
    • формировать теоретические знания по новой теме
    • Развивающие:
    • развивать навыки анализа, синтеза, сравнения
    • способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся
    • Воспитательные:
    • воспитывать стремление к индивидуальной самореализации

    Оборудование урока:

    ХОД УРОКА

    1. Мотивационная часть

    С добрым утром. Начат день,
    Первым делом гоним лень. 
    На уроке не зевать,
    А работать и читать.
    – Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Чередующиеся гласные в корнях слов». Мы с вами совершили много открытий, но нас ждет еще одно.
    – Прочтите предложения шепотом, затем вслух читает один ученик.

    Папирус – это болотное растение. Еще в древние времена  оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. 
    Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. 
    Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей.         СЛАЙД_ 1

    – Является ли данная группа предложений текстом?
    – Что означает знак вопроса перед текстом?
    – Озаглавьте  данный текст.
    – Назовите опорные слова.  
    СЛАЙД_ 2
    – Перескажите текст, опираясь на ключевые слова.
    – Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с некоторыми словами?  
    СЛАЙД_ 3

    Папирус – это б…лотноер…стение. Еще в древние вр…мена  оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. 
    Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная ст…на. 
    Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки задерживают дв…жение к…раблей.

    – Чем отличаются друг от друга слова с пропущенными буквами?

    ГРУППОВАЯ РАБОТА
    1 группа выписывает слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением, а 2  группа– слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемые ударением.  Проверка  СЛАЙД_ 4
    – В какой столбик выписали слово
    растение?   СЛАЙД_ 5
    – У нас с вами возникла проблема – почему в слове растениепишется а?СЛАЙД_ 6

    1. Основная часть – открытие нового

    ГРУППОВАЯ РАБОТА

    – У вас на карточках слова:  СЛАЙД_ 7

    1 группа

    Вырастают – выросло
    Зарастет – подросли

    Растет - проросли

    2 группа

    Возраст – заросли
    Растешь – выросли

    Разрастается – подросли

    – Почему в словах 1 столбика пишется в корне гласная а, а в словах 2 столбика – о?
    – Так какая же гласная пишется в корне слова  растение?
    – Как называются такие гласные?
    – Как будет звучать тема урока?   
    СЛАЙД_ 8
    – Давайте попробуем сформулировать правило. Проверьте себя по учебнику.

    -  Для вашего удобства, ребята, предлагаю рифмованное правило:  

    О напишем в корне  -рос-: вырос, перерос, подрос.

    Но не путай никогда –  в  -раст- и - ращ-  напишем А!   СЛАЙД_ 9

    Откройте грамматические тетради и запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    – Вернемся к тексту. Выпишите слова на данное правило и объясните написание слов.РАБОТА  В ТЕТРАДИ

    3. Закрепление нового материала

    – А теперь потренируемся в правописании корней -раст – ращ – рос.

    Игра «Дерево, расти»    СЛАЙД_ 10

    Ребята беруткарточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток, возраст   – объясняют правописание слов.Выходят к доске и прикрепляют слова с помощью магнитов по разные стороны доски.

    – Возникла проблема: почему в слове росток пишется в корне буква о? Есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называют исключениями: РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК. Я предлагаю вам рифмованное правило:   СЛАЙД_ 11

    Ростовщик в Ростове жил,
    Ростиславом звали.
    Он росток себе купил
    Где-то на базаре.

    Игра «Третий лишний»   СЛАЙД_ 12

    Р…стущий
    Возр…ст
    Р…столстеть

    Далее проверка     СЛАЙД_ 13

    Тест      СЛАЙД_ 14

    1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?

    1) р…стет
    2) зар…сли
    3) Р…стов

    2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

    1) р…сло, выр…щиваем, водор…сли
    2) зар…стает, пор…сль, возр…ст
    3) отр…сль, дикор…стущие р…стения

     - Итак, ребята, совершили мы с вами открытие?   СЛАЙД_ 15

    Скоро мы услышим звонок,
    Пора заканчивать урок.

    4. Рефлексивная часть

    Учащимся предлагается закончить фразы:

    • Сегодня на уроке я…
    • Я узнал, что…
    • Я не совсем понял…
    • Я постараюсь…

    5. Домашнее задание:  П.      , упр.  №       , кроссворд

    СЛАЙД_ 16


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

    Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

    Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

    Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...

    План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.

    Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией...

    Урок русского языка по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных единственного числа» в 5 классе

    Краткая аннотация урока    Урок ориентирован на закрепление знаний по правописанию гласных е-и  в падежных окончаниях  существительных единственного числа, развитию орфографич...

    Конспект урока по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –раст-(-ращ-)//-рос-"

    Конспект урока  по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –раст-(-ращ-)//-рос-"...

    Конспект урока русского языка по теме "Чередование гласных в корнях -лаг-/-лож-.

    Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Чередование гласных в корнях -лаг-/-лож-...