План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по ФГОС "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ноженко Кристина Видмантовна

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме "Правописание чередующихся гласных а//о в корнях -раст-//-ращ-//-рос-" с раздаточным материалом и презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rast-rashch-ros_fevral.doc88.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_mat.doc35 КБ
Office presentation icon rast_rashch_ros.ppt34 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет русский язык

Класс      5

Тема

Правописание корней -рааст-, - ращ-, рос

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний

Планируемые результаты (УУД)

                             

 Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

 

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Основные понятия

Чередование, корень

Решаемые проблемы

Что такое прямое значение слова?  На чем основано переносное значение слова? Что такое метафора?  Что такое олицетворение?

Деятельностный компонент урока

Уметь:

- находить орфограмму ;

- научиться пользоваться алгоритмом выбора гласной

- пользоваться толковым словарем.

Формы обучения

Индивидуальная,  фронтальная, групповая.

Методы обучения

По источнику "передачи знаний": словесный, наглядный.

По степени активности познавательной деятельности  учащихся: проблемный.

Приемы обучения

Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания.

Эмоционально-ценностный компонент урока

Знакомство с произведениями художественной литературы.

Оборудование

ЭОР: презентация, компьютер, проектор.

Бумажные: смайлики, карточки с  заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                             Здравствуйте, ребята!                                                                                                                                 Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание  условий  для возникновения внутренней готовности  включения в деятельность.                                                                

Организация учебного процесса на этапе 1    

- Вставьте буквы карандашом в текст

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу… Пропадает выр__щенный урожай!

Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Слайд 1

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Организация учебного процесса на этапе 2                                                                                             

-- Какие буквы вы поставили? У всех одинаковая буква в одном слове? Почему так получилось? Что нам нужно сделать?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Выявление  места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений.

Организация учебного процесса на этапе 3

Итак, цель наша на сегодняшнем уроке какая? Тема урока? (фоомулируем, записываем)

Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня?  ( происходит чередование)

  РАСТЕТ   ВЫРОСЛА   ВРАЩЕНИЕ   РОСКОШЬ   РАСТВОР    ВЫРАЩЕННЫЙ   РОСЛИ
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень

        О                                                А

Выросла                                        растет

Росли                                                выращенный

Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)

– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101         Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О

         

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Учащиеся  формулируют тему урока.

Слайд 2-4

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей.

Организация учебного процесса на этапе 4

Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче  запомнить правило. ( Дети проговаривают  шаги алгоритма).

    (выделить корень;

подчеркнуть согласную корня:

в корне рос \ раст \ращ перед  С  пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –

 В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)

2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите  и запомните слова-исключения.

 слайд         росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, полог

– Значение каких слов вам не совсем понятны?

. Словарно-орфографическая работа.

Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова? 

(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)

- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.

Значение слова полог – вы найдете дома по словарю. Остальные слова посмотрим сейчас

Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.

Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь  

            Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль, полог

Главное, что нужно запомнить:

Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне! 

А теперь сверим наши выводы с выводами учебника. Совпадают?

Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей

Составление учащимися плана действий.

Слайд  5-7

5. Реализация построенного проекта

- А теперь давайте вернемся к письму Печкина. Давайте расставим буквы правильно, сверяясь с алгоритмом. Сделайте вывод о чередовании гласных в корнях – раст-, -ращ-, - рос-.

 Делают  вывод.

Анализируют, сопоставляют и обобщают.

Слайд 8

Физкультминутка

Я вижу, что вы уже засиделись,  давайте с вами проведем физкультминутку.
1.     Если корень является главной значимой частью слова, то встали.+
2.     Если окончание образует разные формы одного и того же слова, то хлопок.+
3.     Если у существительных 3 склонения, женского рода после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, то покачали головой.+
4.     Если в слове мяч на конце пишется мягкий знак, то прыжок.-
5.     Если в предложении Золотые волосы были у Марины, встречаются слова с полногласным сочетанием, то сели.+

Выполняют упражнения

6. Первичное закрепление с проговариванием       во внешней речи

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

  Организация учебного процесса на этапе 6

 Орфограмму выделите, выбор объясните.

Густо р…сти, разложить р…стения,  дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Учащиеся работают, выступают с сообщениями.

Слайд 9-10

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Организация учебного процесса на этапе 7

 Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Вычегды.
  2. Эти места удивляют богатой _______________.
  3. Быстро ___________ на берегу палатки.
  4. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
  5. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Слова для справок: выр…сти,  р…стительность,  выр…сти,   разр….сшийся, зар…сли, р…стения

Проверяя упражнение, учащиеся отмечают  ошибки, выставляют себе оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

8. Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить

Организация учебного процесса на этапе 8    

Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток,  отр…сль, р…стения,  пор…сль,  разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

 

-раст-(-ращ-)

-рос-

исключения

Другие корни

                                                           

Заполняют таблицу, работают в парах

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 9           

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?

 - Что помогло нам их преодолеть?

- Оцените свою деятельность на уроке.

                                                               

Осуществляют  самоконтроль, оценивают свою работу. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму.
  2. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.

Записывают задание.



Предварительный просмотр:

Фамилия __________________________

Тема урока______________________________________________________________________________________________

1. Вставьте буквы карандашом.

«Дорогой Дядя Фёдор! Приезжай скорей в Простоквашино! У нас проблемы! Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. А в огороде выр__сли помидоры. Надо собирать. Дорожки позар__стали бурьяном. Я предлагал помощь, а они отказываются. В бочке с водой одна тина да водор__сли. Яблоки выр__сли и червям достались. Матроскин лишь на печи лежит, да песни предлагает слагать. И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить. Усложняют они мне работу…Пропадает выр__щенный урожай!

Вот такие дела. Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»

Оценка:

2. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Густо р…сти, разложить р…стения,  дубы разр…слись, зар…сли тростника, выр…щенные арбузы, р…стовская земля, длинные водор…сли.

Оценка:

3. Задание: вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными в корне слова, орфограмму обозначьте, выбор гласной объясните.

  1. Наш замечательный город ____________ на берегу реки Вычегды.
  2. Эти места удивляют богатой _______________.
  3. Быстро ___________ на берегу палатки.
  4. Справа от нашей стоянки ребята увидели________________ шиповник.
  5. Мы углубились в _______________, чтобы собрать________________ для гербария.

Слова для справок: выр…сти,  р…стительность,  выр…сти,   разр….сшийся, зар…сли, р…стения,

Оценка:

3. Задание: распределите записанные ниже слова по столбикам. Орфограмму выделить, выбор объяснить.

Р…сти, р…сток,  отр…сль, р…стения,  пор…сль,  разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,

-РАСТ- (-РАЩ-)

-РОС-

Исключения

Другие корни

Оценка:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...