ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Мудрая Светлана Павловна

Цель:

Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.

Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.

Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, карточки-информаторы (структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, текст притчи Н.Соколовой «Рябинка»).

Цель:

Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.

Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.

Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, карточки-информаторы (структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, текст притчи Н.Соколовой «Рябинка»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

/10 КЛАСС/

Дата: 22.09.2015г.

Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель: 

Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.

Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.

Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

Тип урока: развитие речи.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, карточки-информаторы (структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту, текст притчи Н.Соколовой «Рябинка»).

Ход урока

  1. Орг. момент
  2. Объявление темы, цели урока (Слайд 1-2)

Слово учителя: Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ. Несмотря на сложность задачи, это очень интересная и творческая работа.

  1. Работа по теме урока. Материал для работы  - текст притчи Н.Соколовой «Рябинка».
  • Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

– Прочитайте задание ЕГЭ часть С.

– В самом задании при внимательном прочтении можно увидеть структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания.

– Рассмотрим подробную структуру подобного сочинения (карточка-информатор).

Карточка-информатор №1: Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

(учитель раздает карточки-информаторы со структурой сочинения-рассуждения)

Структурный компонент текста

Речевые клише

Проблема        

Возможен риторический вопрос…

В центре внимания автора проблема…

В тексте автор размышляет над проблемой…

Комментарий        

Не случайно писатель изображает…

Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…

Автор заставляет читателя задуматься…

Данная … проблема имеет многовековую историю… (актуальна, не нова, остро стоит в наши дни…)

Позиция автора        

Позиция автора такова…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Автор осуждает/одобряет поступки героев… (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?)

Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…

Моя позиция – тезис        

Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…)

Аргумент 1

(н-р, жизненный опыт)

Действительно …

Подумайте сами…

Примеров подобного отношения людей к… множество.

Иллюстрация

к аргументу 1

Например, …

В качестве примера расскажу…

Приведу следующий пример…

Правоту автора подтверждает…

Аргумент 2 (н-р, читательский опыт)        

Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы.

Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях

Иллюстрация к аргументу 2

Например, …

Вспомним произведение…

Именно об этом писал…

Вывод-заключение        

Таким образом, только от нас самих зависит…

В заключении ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить):…

Возможна пословица или поговорка.

Вывод:

- Что  нужно соблюдать при написании сочинения-рассуждения? (Ответы учащихся: последовательность изложения мыслей; смысловую цельность и связность; абзацное членение текста;  связки (логические мостики-переходы) между абзацами; использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи; соответствие видовременных глагольных форм.)

  • Работа с текстом.

- Прослушайте текст (чтение текста учителем)

Карточка-информатор №2: «Рябинка»

        (1) Выросла рябинка при дороге.

        (2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

        (4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

        (8) Шла мимо девочка.

        (9) Увидела рябинку, поахала.

        (10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

        (12) И она была по-своему права.

        (13) Ехал на машине усатый дядька.

        (14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

        (17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

        (19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

        (20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

        (21) Под вечер шли туристы.

        (22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!

        (25) Мы народ организованный, должны подавать пример...

        (26) Шёл в сумерках влюблённый.

        (27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

        (29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

        (31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет... (32) А Люсенька обрадуется.

        (33) На другой день приехал хозяйственник.

        (34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

        (35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

        (38) И он был по-своему прав.

        (39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

  • Обзор-анализ.

- Каков смысл этой притчи? (Слайд 3)

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Надо беречь красоту.

- Попробуем сформулировать основную мысль и проблему текста? (Слайд 4)

(Основная мысль: Красота в мире ничем не защищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.)

- Рябинка – это часть чего?... Значит проблема…. (Слайд 5)

(Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.)

- Какая наука занимается вопросами природы? (экология) (Слайд 6)

- С чем связана экологическая обстановка на планете? (ответы обучающихся)

- Как вы думаете, важно ли сберечь одну рябинку, ведь это не столь катастрофично для окружающих? Для всего мира? (ответы обучающихся)

- Сколько нужно времени, чтобы вырастить рябинку, чтобы она начала давать плоды, прослушаем сообщение. (ответы обучающихся)

- Делаем вывод  почему важно бережно относится к природе, даже к каким-то «единичным» её проявлениям. (В природе нет «единичных» проявлений, это цельный организм, все части которого важны, сохраним один её элемент – сохраним целостность всего организма).  (Слайд 7)

- Прокомментируйте проблему, основываясь на выводах (ответы обучающихся)

Говорим об актуальности проблемы: экологическая проблема нравственного характера

Актуальная (почему? – 1 группа), потому что даёт возможность понять:  (Слайд 8)

– что значит красота рябинки для окружающих;

– почему рябинка – это не только красота, но и жертва;

– как относиться к окружающей красоте природы.

(почему? – 2 группа):  (Слайд 9)

– заставляет задуматься об ответственности за совершённые поступки;

– помогает убедиться в тесной взаимосвязи человека и природы…

– Определите, как автор относится к рябинке, как он её описывает? (предложения 1-3,7 – слайд 8) Как он её называет? Сколько времени и людей понадобилось, чтобы уничтожить красавицу рябинку? (ответы обучающихся)

– Позиция автора по отношению к деревцу явно прослеживается или она скрыта за подтекстом, за поступками героев? (ответы обучающихся)

– При помощи какого лексического средства выразительности достигается одушевлении деревца? (метафоры и олицетворения). (ответы обучающихся)

– А знаете ли вы, что олицетворяла собой рябинка в Древней Руси? (ответы обучающихся)

– Иносказательный смысл притчи и легенд помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема чуткого отношения к окружающему миру природы, поднятая в притче, будет актуальна всегда, пока живо человечество.

– Ребята, сформулируйте свой комментарий-тезис к данной проблеме.

– Запишите свой комментарий. Не забывайте, собственный комментарий не должен носить формальный характер.

  • Самостоятельная работа учащихся. Иллюстрирование комментария

 – Что может иллюстрировать аргумент?

Ответы обучающихся:

- Бесспорные факты, истинные события.

- Общепринятые положения, принципы, нормы.

- Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

- Примеры из личной жизни или жизни окружающих.

- Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов.

- Примеры из художественной литературы.

  1. Итог урока. Рефлексия.

– К какому выводу, ребята, вы пришли после изучения и анализа данной притчи. Сформулируем концовку нашего сочинения. (Примерный ответ: Таким образом, только от нас самих зависит, какой будет природа, окружающий нас мир. В отношении к окружающей природе нет мелочей, важна каждая деталь, в том числе и «незаконно» выросшая рябинка у дороги.)

– Ребята, необходимый рабочий материал для написания сочинения-рассуждения вы получили, а теперь расскажите, что полезного вы взяли из нашей совместной работы для себя при подготовке к ЕГЭ.

– Что нового узнал (-а) на уроке?

– Что понравилось?

– Что показалось трудным?

– Чему научился (-лась)?

Предполагаемые ответы обучающихся:

- познакомились с прекрасным текстом Н. Соколовой, который учит любви и бережному отношению к природе;

- учит осознавать и понимать последствия своих поступков;

- воспитывает такие нравственные качества, как ответственность за свои поступки;.

- мы систематизировали свои знания, которые нужны для подготовки к ЕГЭ (часть С) по русскому языку;

- отрабатывали навыки определения стиля, типа речи текста, предложенного для анализа;

-совершенствовали умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское отношение к ним;

- развивали мышление, внимание, память, устную и письменную речь.

– Мне же хочется закончить наше общение словами Михаила Пришвина: «Для иных природа – это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты.»  

- Ребята, всё человеческое общество – неотъемлемая часть природы, а значит, если красива и полноценная природа – красивы, духовно полноценны и мы, люди! Помните это!

  1. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение прочитанному тексту Н. Соколовой «Рябинка». Выразить своё отношение к проблемам, поставленным автором и аргументировать своё мнение.  

Директор МБОУ Сусанинская школа

«_____» ________________ 2018 г.                                            _______________Мудрая С.П.

Ознакомлен учитель русского языка и литературы МБОУ Сусанинская школа «_____»_________________ 2018 г.                                           ______________Мудрая С.П

Лист регистрации присутствующих на открытом уроке

по русскому языку в 10 классе 22.09.2015 года

1. Сейтнебиева Эсма Шакировна - Руководитель районного МО учителей русского языка и литературы.

2. Савчак Ирина Викторовна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым».

3. Казьмина Валентина Федосовна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым».

4. Байдикова Татьяна Константиновна – учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым».

_______________ Э.Ш. Сейтнебиева

_______________ С.П. Мудрая

_______________ И.В.Савчак

_______________ Т.К. Байдикова

        

Директор МБОУ Сусанинская школа

«_____» ________________ 2018 г. _____________________________ Мудрая С.П.

Ознакомлен

Учитель русского языка и литературы МБОУ Сусанинская школа

«_____»_________________ 2018 г. ____________________________ Мудрая С.П.

Отзыв об уроке русского языка        учителя русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым»

Мудрая С.П.

 

Учитель                         Мудрая Светлана Павловна

Дата проведения                   22.09.2015год

Класс                                   10 

Предмет                        русский язык

Цель посещения        1. Соблюдение требований ФКГОС  к организации урочной деятельности

                                    2. Изучение уровня профессионального развития учителя                                              

1) использование учителем технологий и методов формирования знаний, умений, навыков;

2) создание условий для  достижения  положительных результатов обучения.

Тема                                     Обучение написанию сочинения-рассуждения

Тема урока соответствует программе и месту урока в системе уроков по разделу.

Цели урока:

Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.

Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением, формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

По типу данный урок является уроком развития речи.

        Все этапы урока четко спланированы, выдержаны и учтены возрастные особенности обучающихся.

         В самом начале урока Светлана Павловна сумела мотивировать учащихся на продуктивную деятельность, четко озвучила цели и задачи для обучающихся.

          После актуализации знаний о структуре сочинения-рассуждения, ученикам был предложен текст Н.Соколовой, по которому они должны будут  написать сочинение-рассуждение.

         Далее поэтапно прорабатывался алгоритм написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту.

         Учитель акцентировать основное внимание на организации групповой работы, на развитие у учащихся критического мышления, умения учеников анализировать полученную информацию, обобщать, делать выводы. Работа в команде позволила слабым ученикам работать с сильными учениками, учиться у них навыкам создания текста, подбора аргументов, подтверждающих их точку зрения.

         На уроке использовались компьютерные технологии с целью повышения качества образования учащихся: подача справочного материала, осуществление самопроверки, взаимопроверки, визуальное восприятие информации.

         В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся. С помощью вопросов к уроку проведена рефлексия, тем самым обучающиеся были направлены на обратную связь. 

         Урок достиг поставленной цели. При подготовке сценарий урока соблюдены все требования СанПиН. Урок имеет высокий обучающий, развивающий и воспитательный эффект.

Руководитель районного МО                                                                          Э.Ш. Сейтнебиева

учителей русского языка и литературы                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...

Открытый урок русского языка на тему: «Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения». ( Часть С )

Тема урока: Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения. ( Часть С)Цель:  1. Продолжить работу над обучением написанию сочинения –...

Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных реч...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"

Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 15.3 ОГЭ"

Урок направлен на подготовку учащихся 9 класса  к сдаче ОГЭ.Целями урока являются формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому яз...