Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

 

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).

Проблема текста.

Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать проблему текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).

Проблема текста.

Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать проблему текста.

Задачи урока:

образовательные:

  1. познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
  2. формировать умение выявлять проблему текста;
  3. формировать умение формулировать проблему;

развивающие:

  1. развитие логического мышления, речи;
  2. развитие творческих способностей;

воспитательная:

  1. воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями).

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

        Наша задача – в  течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

  1. Что такое проблема?
  2. Как выявить проблему текста?
  3. Как сформулировать проблему текста?

Задание: обратившись к толковому словарю, дайте ответ на первый вопрос.

(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.)

        Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.

Продолжите фразу: проблема может быть важной, ...

(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)

        Выделяют разные виды проблем:

  1. философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
  2. социальные касаются устройства и жизни общества;
  3. политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
  4. экологические отражают взаимодействие человека и природы;
  5. нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.

Задание: приведите примеры следующих проблем (3 – 4).

А. философские (добро и зло, ...)

Б. социальные (взрослые и дети, ...)

В. политические (проблема власти, ...)

Г. экологические (влияние человека на природу, ...)

Д. нравственные (любовь в жизни человека, ...)

Е. семейные (отцы и дети, ...)

III. Выявление проблемы.

        В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.

Задание (выполняется на карточках, делаются пометки карандашом): соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).

Темы                                                             Проблемы

роль книги                                                    проблема сохранения человеческого достоинства

музей                                                             проблема отношения человека к природе

язык                                                               проблема исторической памяти

природа                                                         проблема патриотизма

война                                                             проблема нравственного воспитания

честь и достоинство                                     проблема экологии языка

спор, дискуссия                                            проблема общения

человек, любящий свою родину                 экологическая проблема

                                                                        проблема сохранения духовного наследия

                                                                        проблема бережного отношения к языку

                                                                        проблема мужества

                                                                        проблема сохранения чести и достоинства

                                                                        проблема этики, хороших манер

        Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

        Автором проблема может быть

  1. затронута
  2. поднята
  3. сформулирована
  4. исследована
  5. проанализирована
  1. поставлена
  2. изложена
  3. рассмотрена
  4. выдвинута

IV. Формулирование проблемы.

Задание: прочитайте текст.

Пробочное воспитание.

        В семье Сверла радостное событие: сын родился.

        Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

        И назвали сына Штопором.

        Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

        Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

        Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

        Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?

(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)

– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?

(Воспитание молодого поколения.)

– Какие вопросы волнуют автора?

(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)

– Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

  1. проблема какая (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
  2. формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?
  3. сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): проблема воспитания детей; проблема выбора профессии.

Задание (по вариантам, с последующей проверкой): опираясь на аргументы и вывод, сформулируйте тезис, в котором звучит проблема (возможны разные виды формулировки: утверждение или вопрос).

А.         ...................................

        Одни держатся уважительно, и тогда стороны испытывают желание разобраться в проблемах. Другие чувствуют себя как на войне, поэтому им приходится находиться в боевой готовности. А есть горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом.

        Таким образом, поведение участников спора влияет на успех обсуждения, а понимание особенностей манеры спорить помогает определить тактику в споре.

Б.         ...................................

        Во-первых, музыка делает людей лучше, как говорил Гендель, «высекает огонь из сердец». Во-вторых, музыка приносит людям утешение. В-третьих, она «пробуждает чувства добрые».

        Музыка не развлечение, это могучее средство духовного обогащения.

V. Работа с текстом.

        Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расстава нии. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мерт вой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в дет дом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе сто яла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. Администрация подкрашивает ста тую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляют ся, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отби той.

Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их пра вилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех рас стреляем за террор!»

Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

— Это сделала все я одна!

И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстре лять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

(По А.И. Солженицыну)

        В книге Солженицына приводится много историй людей, несправедливо обвинённых в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы во времена правления Сталина. Какие же проблемы можно выделить в приведённом фрагменте?

(Во-первых, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребёнку в тоталитарном государстве.)

Попробуйте сформулировать её в виде вопроса. (Почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?)

        Во-вторых, вспомните, что героиня, как и вся её семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, какую ещё автор поднимает проблему? (Проблема свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).)

        В-третьих, история Зои – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Какая проблема? (Проблема духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).)

        Каждая из этих проблем может стать основой для написания сочинения. И всё же в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

        Какие вопросы мы с вами рассмотрели на сегодняшнем уроке?

        И последнее, что вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Домашнее задание (можно подобрать разные тексты и распределить по группам):

        Выделить  и сформулировать разными способами все проблемы текста, определить основную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Урок русского языка в 9 классе. Тема "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"

1.Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку .Часть С. 2.  Презентация к выступлению на тему "Обучение русскому языку детей-мигрантов"...

Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...

План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"(по требованию ФГОС)

Интересный урок для пятиклассников по нелёгкой теме: " Написание  И-Ы после Ц" . Урок представлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

Конспект урока по формированию у девятиклассников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ(задание 15.3)

Обучающий урок по формированию навыков написания сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....