Главные вкладки

    Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".
    план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

     

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).

    Проблема текста.

    Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать проблему текста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx29.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка в 10 классе.

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).

    Проблема текста.

    Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать проблему текста.

    Задачи урока:

    образовательные:

    1. познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;
    2. формировать умение выявлять проблему текста;
    3. формировать умение формулировать проблему;

    развивающие:

    1. развитие логического мышления, речи;
    2. развитие творческих способностей;

    воспитательная:

    1. воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

    Оборудование: план-конспект, раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями).

    Тип урока: урок-практикум.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

            Объявление темы и цели урока.

    II. Актуализация знаний.

            Наша задача – в  течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

    1. Что такое проблема?
    2. Как выявить проблему текста?
    3. Как сформулировать проблему текста?

    Задание: обратившись к толковому словарю, дайте ответ на первый вопрос.

    (Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.)

            Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.

    Продолжите фразу: проблема может быть важной, ...

    (актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)

            Выделяют разные виды проблем:

    1. философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
    2. социальные касаются устройства и жизни общества;
    3. политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
    4. экологические отражают взаимодействие человека и природы;
    5. нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.

    Задание: приведите примеры следующих проблем (3 – 4).

    А. философские (добро и зло, ...)

    Б. социальные (взрослые и дети, ...)

    В. политические (проблема власти, ...)

    Г. экологические (влияние человека на природу, ...)

    Д. нравственные (любовь в жизни человека, ...)

    Е. семейные (отцы и дети, ...)

    III. Выявление проблемы.

            В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.

    Задание (выполняется на карточках, делаются пометки карандашом): соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).

    Темы                                                             Проблемы

    роль книги                                                    проблема сохранения человеческого достоинства

    музей                                                             проблема отношения человека к природе

    язык                                                               проблема исторической памяти

    природа                                                         проблема патриотизма

    война                                                             проблема нравственного воспитания

    честь и достоинство                                     проблема экологии языка

    спор, дискуссия                                            проблема общения

    человек, любящий свою родину                 экологическая проблема

                                                                            проблема сохранения духовного наследия

                                                                            проблема бережного отношения к языку

                                                                            проблема мужества

                                                                            проблема сохранения чести и достоинства

                                                                            проблема этики, хороших манер

            Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

            Автором проблема может быть

    1. затронута
    2. поднята
    3. сформулирована
    4. исследована
    5. проанализирована
    1. поставлена
    2. изложена
    3. рассмотрена
    4. выдвинута

    IV. Формулирование проблемы.

    Задание: прочитайте текст.

    Пробочное воспитание.

            В семье Сверла радостное событие: сын родился.

            Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

            И назвали сына Штопором.

            Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

            Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

            Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

            Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

    (Ф. Кривин)

    – Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?

    (Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)

    – Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?

    (Воспитание молодого поколения.)

    – Какие вопросы волнуют автора?

    (Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)

    – Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

    1. проблема какая (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
    2. формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?
    3. сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): проблема воспитания детей; проблема выбора профессии.

    Задание (по вариантам, с последующей проверкой): опираясь на аргументы и вывод, сформулируйте тезис, в котором звучит проблема (возможны разные виды формулировки: утверждение или вопрос).

    А.         ...................................

            Одни держатся уважительно, и тогда стороны испытывают желание разобраться в проблемах. Другие чувствуют себя как на войне, поэтому им приходится находиться в боевой готовности. А есть горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом.

            Таким образом, поведение участников спора влияет на успех обсуждения, а понимание особенностей манеры спорить помогает определить тактику в споре.

    Б.         ...................................

            Во-первых, музыка делает людей лучше, как говорил Гендель, «высекает огонь из сердец». Во-вторых, музыка приносит людям утешение. В-третьих, она «пробуждает чувства добрые».

            Музыка не развлечение, это могучее средство духовного обогащения.

    V. Работа с текстом.

            Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

    Зоя Лещева сумела всю семью свою превзойти. Это вот как было. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков - всех рассеяли по дальним лагерям за веру в Бога. А Зое было всего десять лет. Взяли ее в детский дом (Ивановская область). Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расстава нии. И завязала ниточку узлом туже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго, Зоя озлоблялась: вы можете меня задушить, с мерт вой снимете! Тогда как не поддающуюся воспитанию ее отослали в дет дом для дефективных! Борьба за крест продолжалась. Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. «У такой святой женщины, как моя мать, дочь не может быть уголовницей. Лучше буду политической, как вся семья».

    И она стала политической! Чем больше воспитатели и радио славили Сталина, тем верней угадала она в нем виновника всех несчастий. И, не поддавшаяся уголовникам, она теперь увлекла за собою их! Во дворе сто яла стандартная гипсовая статуя Сталина. На ней стали появляться издевательские и неприличные надписи. Администрация подкрашивает ста тую, устанавливает слежку, сообщает и в МГБ. А надписи все появляют ся, и ребята хохочут. Наконец в одно утро голову статуи нашли отби той.

    Террористический акт! Приехали гебисты. Начались по всем их пра вилам допросы и угрозы: «Выдайте банду террористов, иначе всех рас стреляем за террор!»

    Неизвестно, устояли бы малолетки или дрогнули, но Зоя Лещева объявила:

    — Это сделала все я одна!

    И ее судили. И присудили к высшей мере, безо всякого смеха. Но из-за недопустимой гуманности закона о возвращенной смертной казни расстре лять 14-летнюю вроде не полагалось. И потому дали ей десятку (удивительно, что не двадцать пять). До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, с восемнадцати — в особых. За прямоту и язык был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий.

    Освободились уже и родители Зои, и братья, а Зоя все сидела.

    (По А.И. Солженицыну)

            В книге Солженицына приводится много историй людей, несправедливо обвинённых в различных преступлениях против существующего государственного строя и попавших в тюрьмы или на лагерные работы во времена правления Сталина. Какие же проблемы можно выделить в приведённом фрагменте?

    (Во-первых, здесь поднимается проблема бесчеловечного отношения к ребёнку в тоталитарном государстве.)

    Попробуйте сформулировать её в виде вопроса. (Почему обесценивается жизнь человека в тоталитарном государстве?)

            Во-вторых, вспомните, что героиня, как и вся её семья, страдает за веру в Бога. Следовательно, какую ещё автор поднимает проблему? (Проблема свободы вероисповедания (имеет ли право государство преследовать человека за его религиозные убеждения?).)

            В-третьих, история Зои – это потрясающий пример человеческого мужества, верности своим идеалам. Какая проблема? (Проблема духовной стойкости (что помогает человеку сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях?).)

            Каждая из этих проблем может стать основой для написания сочинения. И всё же в центре внимания автора прежде всего мужество и духовная стойкость героини.

    VI. Итоги урока. Выставление оценок.

            Какие вопросы мы с вами рассмотрели на сегодняшнем уроке?

            И последнее, что вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

    Домашнее задание (можно подобрать разные тексты и распределить по группам):

            Выделить  и сформулировать разными способами все проблемы текста, определить основную.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

    На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

    Урок русского языка в 9 классе. Тема "Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему"

    1.Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку .Часть С. 2.  Презентация к выступлению на тему "Обучение русскому языку детей-мигрантов"...

    Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

    Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...

    План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"

    Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...

    Конспект урока русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"(по требованию ФГОС)

    Интересный урок для пятиклассников по нелёгкой теме: " Написание  И-Ы после Ц" . Урок представлен в соответствии с требованиями ФГОС...

    Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения

    Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...

    Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»

    Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...